В марте 2019 года многодетная мать Марина Сунцова вышла с пикетом к зданию правительства Кировской области и потребовала пересчитать тарифы на вывоз ТБО. Она привезла мусорный контейнер от своего частного дома, чтобы показать властям реальный объем мусора, который ее семья накопила за две недели. Со дня пикета прошло два месяца. Женщина рассказала «7х7», что изменилось за это время и как ее семья сортирует отходы.
Что изменилось после пикета
По словам Марины Сунцовой, после пикета к ней никто не обращался. Никаких изменений в квитанциях не произошло. Сейчас семья из восьми человек платит за вывоз мусора 1531 рубль. Сунцовой обещали, как многодетной, льготу в 50% от начисленной суммы. На деле льгота оказалась 82 рубля:
— Звонил мне Семенищев [руководитель кировского совета старших по домам, член региональной группы общественного контроля за формированием и соблюдением тарифов Валерий Семенищев] и звал на встречу к Редькину [министр энергетики и ЖКХ Игорь Редькин]. Звал меня как представителя частного сектора и многодетную мать. Но по итогу меня не пустили. Позвонил Семенищев и сообщил, что я не иду. Сказали, что и так много людей пришло. Я по количеству не подошла. Сомневаюсь. Скорее потому, что у меня самая объективная причина. Просто не хотят меня видеть. Очень сложно со мной говорить, я понимаю, что правда на моей стороне. Я не знаю, как можно было так «накосячить», чтобы по всем фронтам было так все плохо. Я не могу назвать ни одного положительного момента в этой мусорной реформе. Ничего не изменилось, те же «поборы».
Семейная сортировка мусора
Сортировкой семья Сунцовых занялась еще до переезда в частный сектор: сначала был сбор макулатуры, которую дети относили в школу. Потом семья переехала в собственный дом, где вопрос о раздельном сборе мусора стал одним из главных. Сунцовы поняли, что в частном секторе отследить, какой мусор производится семьей, проще.
— Когда люди живут в «многоквартирках», то они не видят, сколько мусора производят. Мы же сейчас — благодаря большим квадратам — можем и разделять мусор, и видеть, что производим. У меня дочка (3 года) уже знает, куда и что можно выбрасывать. Дети уже приучены к сортировке. Помимо этого, мы используем гараж для сбора и сортировки мусора. Например, бутылки, пакеты копим, а потом грузим и сдаем на вторсырье. Мы дома печем хлеб — это значит, что пакетов и упаковки у нас для него нет. Для хлеба закупаем муку не в пакетах, а в мешках, которые после используем под морковь или картошку. А люди каждый день берут хлеб в пакете. Также мы летом собираем травы на чай, мы не покупаем чай в пакетиках и упаковках, а храним свой сушеный. Мы даже пластиковые банки используем для поделок либо под рассаду. Мы стараемся все, что возможно, использовать вторично. От этого логично, что мы меньше мусора производим. Тогда за что мы платим? За что? — спросила активистка.
Почему из-за мусорной реформы страдает частный сектор
Марина уточнила, что у их дома стоит контейнер на 240 литров, из которого мусор забирают два раза в месяц. Это с учетом того, что семья должна наполнять контейнер каждый раз на полный объем — 480 литров в месяц. Но на деле восемь человек, благодаря сортировке мусора, наполняют контейнер за этот же срок лишь наполовину. При этом оплата идет по полному тарифу. Активистка предлагает сделать тарифы на мусор по его фактическому объему.
— Даже оплата тарифа по количеству человек в доме нас не спасает. Это 1500 рублей сейчас, в другом случае — 1200 рублей. Меня интересует вариант только оплаты по фактическому мусору. Первое, о чем нужно говорить, так это о смысле реформы. Ее для чего делают? Ради экологии. Но выходит, что цель — сбор денег, а не попытка сделать природу чище, перерабатывать мусор, создавать меньше мусора. А у нас выходит, что все это только в денежном варианте остается. Больше вообще ничего не происходит. Я не вижу, чтобы людей призывали к элементарной сортировке мусора. У нас же этого нет. Мусорная реформа должна мотивировать людей, а не то, что происходит сейчас. Вот вы поставили эти контейнеры по раздельному сбору мусора. Люди с радостью стали сортировать, пока не увидели, что потом все эти контейнеры в одну машину и грузят, весь мусор «вперемешку». Какая тут мотивация?
Семья Сунцовых находит в реформе и еще один минус — неверный подсчет площади территории частных домов. Как рассказал муж активистки Дмитрий Сунцов, метраж их частной территории никто не считал:
— Подсчеты у нас не проходили. Мне кажется, что квадраты нам считали, смотря на другие дома. Позвонили на любую улицу и спросили: «Сколько у вас на Владимирской, 3 увозится мусора? Ага, четыре раза по 240 литров». Все, они так и сосчитали: посмотрели по кадастровым, что на 130 квадратных метров проживает четыре человека, далее посмотрели у нас и сопоставили. Сейчас у нас как раз такие цифры и выходят. Но никто не учитывает, что мы мусор сортируем. Что у нас подвал, например, затоплен! Те, кто не сортирует, пусть и платят за этот вывоз 4 раза в месяц. А нас под одну гребенку записали и мы должны платить, как все. И это при том, что мы сортируем. И все равно платим эти 1500 рублей. Почему в многоэтажках вы людям подъезды, подвалы, чердаки не считаете? Почему у нас 100 квадратов подвала посчитано? У нас сейчас там воды по колено.
Хроника реформы
С 1 января в Кировской области началась реформа системы обращения с твердыми бытовыми отходами. Если раньше жильцы домов самостоятельно или через управляющую компанию заключали договоры на вывоз мусора, то теперь это делает единый региональный оператор — учрежденная муниципалитетом компания «Куприт». Жители Кирова и Кирово-Чепецка платили за мусор с квадратного метра, а жители других населенных пунктов — с человека. В феврале 2019 года около тысячи кировчан вышли на митинг против высокой стоимости вывоза мусора. И 27 марта Кировский областной суд признал незаконным начисление тарифа за вывоз мусора с квадратного метра занимаемой площади. Информацию об удовлетворении иска к Министерству энергетики и ЖКХ Кировской области подтвердил «7x7» Константин Сухих, который обжаловал способ начисления тарифа. Как объяснял министр энергетики и ЖКХ Кировской области Игорь Редькин, причина дифференцированного подхода в том, что большинство семей Кирова и Кирово-Чепецка живет на площади до 54 м², поэтому плата с метра позволит им меньше платить за вывоз мусора.