В Пензе 14 мая состоялось выездное заседание Приволжского окружного военного суда по делу террористического сообщества «Сеть»*, участникам которого вменяют подготовку госпереворота. В суде огласили обвинительное заключение ― «7х7» кратко пересказывает, зачем, по версии следствия, анархисты покупали оружие, читали книги и учили друг друга выживать.
По каким статьям обвиняют анархистов
Пензенских анархистов ― Илью Шакурского, Дмитрия Пчелинцева, Армана Сагынбаева, Василия Куксова, Андрея Чернова, Михаила Кулькова и Максима Иванкина ― обвиняют в создании террористического сообщества (статья 205.4 Уголовного кодекса). Шакурскому, Пчелинцеву и Куксову также инкриминируют незаконное изготовление и приобретение оружия (статья 222, 222.1 Уголовного кодекса), Чернову, Кулькову и Иванкину ― покушение на производство и сбыт наркотиков (статья 228.1). Пчелинцева обвиняют, помимо прочего, в покушении на умышленное повреждение чужого имущества из хулиганских побуждений (статья 167 Уголовного кодекса).
По версии ФСБ, Илья Шакурский и Дмитрий Пчелинцев организовали террористическое сообщество «Сеть»*, чтобы устроить взрывы во время президентских выборов и чемпионата мира по футболу и «раскачать народные массы для дальнейшей дестабилизации политической обстановки в стране».
Обвинительное заключение по делу «Сети»* в марте 2019 года утвердил зампрокурора Пензенской области Роман Сигаев. На заседании 14 мая прокурор зачитал огласил выводы следователей.
Зачем могли создать «Сеть»*
По версии следствия, до мая 2015 года Дмитрий Пчелинцев и некто по имени Тимофей решили организовать межрегиональное террористическое сообщество. «Сеть»* должна была объединить анархистов из разных регионов России, собрать их в боевые группы ― для свержения действующей власти путем терактов.
По версии следствия, в 2015–2017 годах анархисты, которых собрал Пчелинцев, покупали охотничьи карабины, пистолеты, гранаты, самодельные бомбы и компоненты для их сборки. Из оружия анархисты стреляли на совместных боевых выходах. Для таких вылазок Пчелинцев якобы купил участникам рации и тактическое снаряжение (например, бронежилет, шлем, кобуру, рюкзак).
Для чтения Пчелинцев купил участникам книги анархистской направленности, которые, по мнению следователей, оправдывали «совершение преступлений террористической направленности». Следователи полагают, что деятельность «Сети»* и ее подгрупп ― «5.11» («5 ноября») и «Восход» ― строго конспирировалась: у участников были позывные, несколько десятков телефонов и «зашифрованных ЭВМ», для общения анархисты использовали «интернет-мессенджер “Джаббер”».
Как могли быть распределены роли участников
Задачи «Сети»* и каждого из ее участников Дмитрий Пчелинцев как организатор якобы прописал в «Своде “Сети”». В обвинительном заключении уточняется, что роли участников определялись «исходя из их умственных, психологических и физических способностей, компетенции каждого».
Следствие считает, что Пчелинцев выбирал места тренировок и собраний, разрабатывал способы подготовки к совершению терактов, учил стрелять, делать и использовать самодельные взрывные устройства и зажигательные смеси, обеспечивал участников снаряжением, оружием и идеологической литературой. Он же «определял моменты начала активных действий участниками террористического сообщества» и привлекал новых членов.
- Андрей Чернов, по версии следствия, был связистом — отвечал за подбор и снабжение сообщества средствами связи, следил за соблюдением методов конспирации, учил остальных шифровать информации.
- Илья Шакурский выполнял роль разведчика — изучал местность и объекты предполагаемых нападений, учил навыкам выживания, топографии. Ту же функцию выполнял Максим Иванкин.
- Арман Сагынбаев стал сапером — он отвечал за подбор и снабжение самодельными взрывными устройствами, компонентами для их изготовления, гранатами, минами, фугасами, зажигательными смесями, учил обращаться со всем этим остальных участников.
- Михаил Кульков как медик сообщества отвечал за оказание помощи при огнестрельных и минно-взрывных ранениях, эвакуацию с поля боя и учил этому других участников «Сети»*.
Что якобы планировала делать «Сеть»*
В планы террористического сообщества следователи записали покупку идеологической литературы и обсуждение прочитанного на общих встречах, разработку и применение методов конспирации, покупку оружия и боеприпасов.
В дальнейшем ― нападение на силовиков, их здания, склады с оружием и офисы «Единой России», чтобы дестабилизировать работу органов госвласти в России, влиять на их решения и насильственно изменить конституционный строй страны.
Позиция защиты по делу
По словам адвоката одного из фигурантов дела Виктора Филинкова Виталия Черкасова, в обвинительных заключениях, которые предъявлены пензенским и питерским фигурантам, нет сведений о том, что они планировали конкретную операцию, не оговаривали ни объект, ни время совершения предполагаемых терактов. А аналоги тренировок по выживаемости в лесу, которые следствие расценивает как «преступные навыки», предлагают многие коммерческие центры, в том числе — «любимая игрушка министра Шойгу парк „Патриот“» и питерский центр тактической и огневой подготовки «Партизан», который входит в объединение ДОСААФ. Адвокаты и подсудимые по делу несколько раз заявляли о том, что дело основано на показаниях, которые выбиты под пытками.
Подробнее о позиции защиты, родителей подсудимых и их самих можно прочитать в материале «7x7» о том, что происходило в деле "Сети"* перед началом суда.
Осенью 2017 года в Пензе и Санкт-Петербурге задержали первых подозреваемых — молодых людей от 22 до 30 лет анархистских и антифашистских взглядов. По версии следствия, они якобы готовили теракты в день выборов президента 18 марта и во время чемпионата мира по футболу в июне–июле 2018 года, желая дестабилизировать ситуацию в стране. Было возбуждено уголовное дело о «террористическом сообществе „Сеть“»*.
Признательные показания, по словам арестованных, они дали под пытками. Спустя несколько месяцев после первых арестов родственники фигурантов дела создали «Родительскую сеть» — неформальное объединение для защиты прав арестованных. Они пытаются доказать, что во время следствия к их детям применялись пытки.
В феврале 2019 года фигурантов пензенского дела «Сети»* внесли в список террористов и экстремистов Росфинмониторинга.
*Сеть — террористическая организация, запрещенная в России.