Судья Фрунзенского районного суда Ярославля Екатерина Мартынова приговорила бывших сотрудников СИЗО-1 «Коровники» Спартака Любовских и Александра Бурцева к реальным срокам заключения. Любовских получил 5 лет и 3 месяца колонии строгого режима, Бурцев — 5 лет и 6 месяцев. Оба лишены права занимать должности в системе исполнения наказаний. Экс-сотрудники СИЗО обвинялись в превышении полномочий и умышленном причинении вреда здоровью арестованному Виктору Харламову, который после избиения в изоляторе потерял селезенку. Гражданский иск потерпевшего на 1 млн руб. компенсации ущерба суд удовлетворил — сумму выплатят из бюджета России. «7x7» рассказывает, что известно про дело.
Потерпевший Харламов рассказал «7x7», что вердикт суда его не удовлетворил. Он хотел, чтобы обвиняемых приговорили к 10 годам лишения свободы, потому что «потерянное здоровье уже никто не вернет».
История бывшего заключенного Харламова
Виктора Харламова сотрудники СИЗО-1 избили в 2016 году, когда он был арестован по обвинению в краже. По его рассказам, под арестом у него отобрали все личные вещи, а когда он попросил их вернуть, то двое сотрудников повели его с двумя сокамерниками в комнату для обысков, где нет видеокамер. Всех троих избили. Харламов насчитал более 20 ударов резиновой дубинкой. На следующий день он не смог встать с кровати. У него началось внутреннее кровотечение. Медик в СИЗО была уверена, что Харламов симулирует. Харламова спасли врачи гражданской больницы в Красноперекопском районе Ярославля — пришлось удалить у него селезенку, на животе у пациента остался шрам от операции.
После случившегося Харламов обратился к правозащитникам из движения «За права человека» — пожаловался на действия сотрудников Спартака Любовских и Александра Бурцева. Его показания подтверждались справкой из больницы и словами сокамерников, которые к тому времени уже освободились. Один из свидетелей, Антон Лебедев, который тоже обращался за помощью в движение «За права человека», умер от сердечной недостаточности в июле 2017 года. Бывшие сотрудники СИЗО утверждали, что это он избил Харламова.
Пока шло следствие по делу Харламова, его осудили за кражу, этапировали в рыбинскую колонию и несколько раз вывозили на следственные действия в Ярославль. Там он находился в том же СИЗО «Коровники», сотрудников которого он отправил на скамью подсудимых. Харламов жаловался на строгие условия содержания в СИЗО: от холода у него воспалились легкие, ему пришлось добиваться отправки на флюорографическое обследование.
Другое известное дело о пытках
Процесс над Любовских и Бурцевым начался летом 2018 года после освобождения Харламова. За несколько дней до начала суда правозащитники из «Общественного вердикта» опубликовали видео пыток своего подзащитного Евгения Макарова в исправительной колонии №1. После публикации видео следователи возбудили уголовное дело по статье о превышении служебных полномочий. Обвиняемыми проходят более десятка бывших сотрудников колонии. Подробнее об этом можно прочитать тут.
Адвокат Макарова Ирина Бирюкова в своем блоге сравнила это с дело с делом Харламова:
«Они [обвиняемые], к моему удивлению, находятся не под арестом. Поэтому очень интересен будет приговор в данном случае. Интересен он и с точки зрения предстоящих, надеюсь, в скором времени, процессов по нашим ярославским делам. Харламов один борется с системой. Для меня удивительно, что об этом деле мы ничего не знали раньше».
В отличие от дела о пытках в ИК-1, в деле Харламова нет видеозаписи его избиения, но вред его здоровью причинили более серьезный, чем бывшему заключенному Евгению Макарову.
Вину обвиняемые не признали.