В ночь с 14 на 15 марта на станции Шиес в Архангельской области произошел конфликт между строителями мусорного полигона и дежурящими на стройке экоактивистами. Несколько строителей пытались прорваться на машинах через пост эковахты. Во время стычки ковшом экскаватора снесли вагончик, который преграждал путь технике. Один из активистов при этом пострадал, травмы получил и находившийся за рулем экскаватора механик Алексей Козлов. Что известно о ходе следствия спустя два месяца после этого конфликта — в обзоре корреспондента «7x7».
Кого заподозрили в избиении механика Козлова
Управление МВД по Архангельской области на запрос «7x7» от 21 марта ответило, что уголовное дело возбуждено по части 2 статьи 112 Уголовного кодекса («Причинение вреда здоровью средней тяжести группой лиц»). На тот момент подозреваемых в деле не было. Позднее в социальных сетях и СМИ появились сообщения о трех задержанных по этому делу участниках эковахты на Шиесе.
Первым 30 марта задержали жителя поселка Урдома Валерия Дзюбу. Районный суд в Яренске 1 апреля назначил ему подписку о невыезде на 60 дней. Об этом сообщили в уже не существующей группе «Мы против свалки в Ленском районе» (сообщество экоактивистов «ВКонтакте» закрыла администрация соцсети). Дзюбе запретили выходить из дома после 22:00 (кроме рабочих дней) и появляться на станции Шиес. Сейчас эти ограничения еще не сняты. Адвокат Валерия Дзюбы Роман Сарвадий передал подзащитному вопросы корреспондента «7x7», но активист отказался давать комментарии по поводу уголовного дела против него.
О том, что 1 апреля задержан Вячеслав Григорьянц, сообщили в сообществе «Поморье — не помойка». Его ограничили в правах на два месяца. Он должен находиться по месту проживания в городе Котлас, с 22:00 до 6:00 ему запрещено выходить из дома, запрещено приближаться к Шиесу ближе чем на 1 километр и общаться с другими подозреваемыми по делу. Сначала ему запретили пользоваться интернетом и мобильной связью, но по апелляции эти ограничения суд 30 апреля снял. Защищает Григорьянца адвокат Владимир Хромов.
— Дело ведет следователь Николаев. Меня, Старковского и Дзюбу он пытается обвинить в уголовных преступлениях: в том, что мы по предварительному сговору незаконно лишили человека свободы (часть 2 статьи 127 Уголовного кодекса РФ) и избили Козлова (часть 2 статьи 112 Уголовного кодекса РФ). У меня была очная ставка с Алексеем Козловым, который показал на меня, как на одного из тех людей, которые якобы его избили. Я продолжаю повторять, что вообще не находился на месте происшествия, так как болел. Есть куча свидетелей, которые готовы мои слова подтвердить. Кроме того, есть записи в телефоне, подтверждающие, что я был в интернете в момент происшествия. Сейчас, насколько я знаю, всем нам троим также дали самоуправство (статья 330 УК РФ). Как я понимаю, в уголовное дело объединят несколько статей. С Андреем Старковским и Валерием Дзюбой я не общался, так как мне запрещено, поэтому о них совсем ничего не знаю, — рассказал «7x7» Вячеслав Григорьянц.
Андрея Старковского полиция задержала в ночь с 3 на 4 апреля. Он ехал в Яренск на допрос по повестке, которую ему прислали в мессенджере Viber. Несмотря на это, полицейские сняли его с поезда в поселке Коноша. Агентство «Северные Новости» 5 апреля сообщило, что Старковского отпустили. Ему запретили пользоваться интернетом, общаться с экоактивистами и приближаться к Шиесу ближе чем на километр. Связаться с Андреем Старковским корреспонденту «7x7» не удалось. Последний раз он заходил в свой аккаунт «ВКонтакте» ночью 4 апреля.
Подозреваемый Дробинин
Денис Дробинин из Архангельска 29 апреля сообщил корреспонденту «7x7» о том, что его подозревают в самоуправстве по статье 330 Уголовного кодекса РФ. На эковахте в Шиесе Денис Дробинин провел четыре дня, с 14 по 17 марта. Он уехал в Архангельск 17 марта, после того как дал 16 марта письменные пояснения по поводу произошедшего между активистами и строителями экотехнопарка конфликта следователям из Архангельска.
Дробинин был уверен, что его привлекают к расследованию конфликта в качестве свидетеля. 26 апреля ему несколько раз позвонил следователь из Следственного управления МВД России по Архангельской области и пригласил на допрос, поскольку он подозревается в самоуправстве (статья 330 Уголовного кодекса РФ). Дробинин ответил, что будет искать адвоката, собирать документы, а также попросил вызвать его повесткой.
Он рассказал 29 апреля корреспонденту «7x7», что поехал на Шиес, потому что хотел своими глазами увидеть, как компания «Технопарк» строит мусорный полигон для отходов из Москвы и Московской области, которое активисты считают незаконным:
— Мы с другими активистами около полуночи 14 марта шли менять активистов, которые дежурили в вагончике уже три дня подряд. Вагончик закрывал полдороги, чтобы не пропускать машины «Технопарка». Я подошел к нему, положил рядом свой вещмешок. Увидел, что строители полигона уже приехали, на дороге стоит экскаватор, рядом с ним люди, они ругаются. Строитель вылез из экскаватора, вместо него на переднее сиденье залез Алексей Козлов. Он начал делать наездные движения на Владимира Когута, который вышел из вагончика, на других ребят. Это я видел издалека и начал подходить. Подошел к кабине экскаватора, открыл дверь. Начал спрашивать у Козлова, зачем он давит людей. По моему мнению, он был пьян и вообще неадекватен. Он меня матом послал, сказал: «Мы домой едем». Когда Козлов начал, управляя экскаватором, махать ковшом и наезжать на вагончик, я отошел от кабины, и все начали отходить. Потому что видно было, что человек пойдет на все, что готов убить просто. После того как экскаватор разрушил вагончик, он ушел на километр вперед по дороге. Больше я Козлова в ту ночь и позже не видел, общался с другими строителями. На допросы меня до 26 апреля не вызывали.
Позже Денис Дробинин отказался давать какие-либо еще комментарии по этому делу.
Что известно о пострадавших в ходе конфликта
Алексея Козлова, который, по словам экоактивистов управлял экскаватором в момент снесения вагончика на станции Шиес, 15 марта на вертолете доставили в Архангельскую областную больницу. На следующий день Козлова посетил корреспондент «7x7». Он лежал под капельницей, на руках и ногах были видны ссадины и гематомы. От комментариев он отказался. Журналисты портала 29.ru 18 марта сообщили, что Козлов покинул больницу, не дождавшись выписки. Где он сейчас находится, выяснить не удалось.
Другой пострадавший в ходе конфликта — активист Владимир Когут. Участники эковахты утверждают, что при снесении вагончика экскаватор прижал его ковшом к борту, он получил ушиб грудной клетки и ссадины на лице. Активист подал заявление в полицию по поводу причиненного его здоровью вреда. Жаловались полиции на действия Козлова в ночь конфликта и другие очевидцы.
«Заявления пострадавших от действий Козлова одно за другим заворачиваются следствием с пометкой: „Недостаточно оснований для возбуждения уголовного дела“», — сообщили в группе «Поморье — не помойка».
В телефонном разговоре с корреспондентом «7x7» Владимир Когут подтвердил: по его данным, уголовное дело по его заявлению так и не возбудили.
Что говорят в УМВД
Начальник отдела информации и общественных связей управления МВД по Архангельской области Иван Распутин рассказал корреспонденту «7x7», что ранее в его ведомстве уже отвечали на запрос редакции по поводу возбужденного после событий 14-15 марта на станции Шиес уголовного дела. Дополнительную информацию Иван Распутин сообщить не смог, сославшись на то, что в ведомстве не комментируют ход расследования по уголовным делам до их передачи в прокуратуру, которая, как он сказал, уже готовится.
Летом 2018 года на железнодорожной станции Шиес в Ленском районе Архангельской области компания «Технопарк» начала строительство полигона для твердых коммунальных отходов из Москвы и Московской области. Железнодорожная станция находится на границе с Республикой Коми. Жители близлежащих к станции Шиес поселков Урдома и Мадмас начали протестовать против незаконного, по их мнению, строительства. Позже к ним присоединились жители других населенных пунктов Архангельской области. В регионе прошли несколько крупных акций протеста, в них участвовали десятки тысяч человек.
В декабре 2018 года протестующие организовали круглосуточный лагерь для наблюдения за ходом строительных работ на Шиесе, его называют эковахтой. Дежурят на вахте как жители Урдомы и Мадмаса, так и добровольцы, которые приезжают на Шиес из разных уголков страны. Активисты фиксируют нарушения при строительстве и пытаются помешать подвозу топлива на станцию.
10 мая участники эковахты сообщили, что охранники полигона избили несколько человек, пытавшихся помешать разгрузке топлива с вертолетов.
Администрация Урдомы подала иск против «Технопарка» о признании построенных на Шиесе объектов самовольными постройками. Суд решил назначить строительную экспертизу и представить ее результаты не позднее 17 июня.