Инициативная группа воронежских общественников и политиков 18 апреля направила в областную думу обращение с требованием сохранить шесть городских гайд-парков на прежних местах и добавить к ним площадь Ленина перед зданием областного правительства. Поводом для обращения стало предложение полиции и прокуратуры перенести из центра Воронежа площадки, на которых можно проводить публичные акции численностью до 100 человек без уведомления. Корреспондент «7x7» побывал на открытом общественном обсуждении инициативы и выяснил, почему городские активисты выступают против переноса гайд-парков.

 

Чего хотят власти

Воронежские силовики обратились к региональному правительству и областной думе с предложением перенести гайд-парки осенью 2018 года. Но известно об этой инициативе стало лишь в начале апреля 2019 года, когда управление региональной политики (УРП), главное управления МВД по Воронежской области (ГУ МВД) и областная прокуратура собрали круглый стол «О некоторых вопросах обеспечения безопасности проведения публичных мероприятий» в региональном парламенте. Он прошел 4 апреля.

Представители областных властей, полиции и прокуратуры хотели «актуализировать» список гайд-парков с учетом новых требований к обеспечению антитеррористической безопасности. Старший помощник прокурора области Алексей Федосов предложил запретить размещать гайд-парки вблизи объектов социальной, культурной, развлекательной инфраструктуры и дополнительно предусмотреть установку на общественных площадках металлодетекторов во время проведения массовых мероприятий. Представитель управления МВД по Воронежской области Геннадий Минаков добавил, что организаторы митингов должны сами брать на себя ответственность за обеспечение общественного порядка. А глава отдела социально-политических проектов УРП Александр Холод сказал, что гайд-парки неплохо оборудовать лавочками и крышами. На круглом столе прозвучала идея перенести гайд-парки из центра города ближе к спальным районам, якобы чтобы обеспечить доступность публичных акций для пожилых людей.

Действующий список гайд-парков (на Советской площади, у памятника Пушкину, у здания Воронежской областной Думы, у памятника Пятницкому, памятника Платонову и у кинотеатра «Пролетарий» — все они находятся вблизи центральных улиц Воронежа — проспекта Революции и площади Ленина) чиновники предложили заменить на новый. В него должны войти сквер имени Дурова (за зданием Цирка), сквер имени Костомарова (в районе улицы Генерала Лизюкова в Северном микрорайоне), сквер «Аллея славы» (в районе Северного моста в Железнодорожном районе), Сквер примирения и согласия (на улице Домостроителей в Юго-Западном микрорайоне), Бринкманский сад (на пересечении улиц Транспортной и Урицкого), парк «Шинник» (в районе улицы Ростовской в Левобережном районе). Все эти площадки находятся за пределами исторического центра Воронежа и вдали от зданий региональных и муниципальных органов власти.

В ответ на круглый стол в облдуме представители оппозиционных партий и гражданские активисты собрали 13 апреля в бизнес-центре «Икар» собственное открытое общественное обсуждение ситуации с городскими гайд-парками. По словам депутата Воронежской городской думы от КПРФ Андрея Померанцева, «на собрании был представлен весь политический спектр региона за исключением „партии сласти“».

Его модератором стал общественный деятель, бывший кандидат в мэры Воронежа Сергей Муштенко. Его же выбрали руководителем инициативной группы.

— Инициативной группе поручено донести до сведения различных органов власти единодушное требование собравшихся оставить гайд-парки в покое и добавить к имеющимся площадь Ленина. Напомню, что крайний раз, когда вся оппозиция региона объединялась был связан с монетизацией льгот, — написал депутат на странице в социальной сети Facebook.

 

Против чего выступили активисты

 

Против избыточных мер безопасности

Наталья Звягина, правозащитник, директор российского представительства Amnesty International:

Я ни разу не слышала, чтобы было что-то небезопасное в гайд-парке, кроме шума для соседей, возле которых проводится митинг <...> Уже XXI век, значит, можно включать онлайн-камеры видеонаблюдения, которые для просмотра будут доступны и сотрудникам полиции, и гражданам. Можно даже настроить бота, который пропишет вам лозунги. Если на месте все спокойно (это видно на экране), то даже сотрудника полиции можно не посылать. Рамки же не дают спокойствия, они создают очереди, и это дорого: рамки надо купить, перевозить, обслуживать — так может быть и коррупционная составляющая.

Константин Квасов, общественный деятель:

События в гайд-парках не перекрывают гражданам дорогу, не препятствуют движению транспорта, не создают угрозу объектам внутри них. Ключевой фактор изменений в местоположении гайд-парков — безопасность участников. Но разницы между сохранением безопасности в центре или на окраине нет. Может быть, запрос к металлоискателям на митингах правилен, тогда необходимо, чтобы полиция сама выставляла рамки заранее.

 

Против переноса гайд-парков на окраины

Павел Смирнов, координатор штаба политика Алексея Навального в Воронеже:

— Мы дошли до тех мест, которые нам предлагают в качестве гайд-парков: первое — за цирком, в парке имени Дурова, где карусели, люди с колясками, много детей. Может, отстаивание наших прав — это детская игрушка? То есть перед зданием цирка, где пусто, большая площадка — нельзя. Другое место — Бринкманский сад, он похож на сцену из хоррор-фильма: там везде торчат сваи, оголенные силовые кабели, отсутствует освещение, огромный забор с острыми наконечниками. Остальные места разбросаны по окраинам.

Наталья Звягина:

— Все гайд-парки нужны в центре, в удобном месте, потому что они еще являются необходимыми для спонтанных мероприятий: когда горожане привлекают внимание к жертвам терактов, катастроф, оставляют памятные вещи, например, цветы и игрушки. Должна быть и транспортная доступность к гайд-паркам: на Адмиралтейской площади сложно проводить мероприятия, потому что бабушка-пенсионерка спуститься сможет, а подняться без инфаркта уже вряд ли. Я была бы не против провести собрание жителей Советского района, где я живу. Но только возле Управы Советского района. А предложенный список мест мне этого не позволяет сделать.

Андрей Тараканов, представитель движения против добычи никеля в Воронежской области:

— Я выходил на площадь Ленина с одиночным пикетом против добычи никеля на Хопре, и моим коллегам пришлось спасать меня от полицейских, которые сразу же вышли меня прогонять. В 2014 году у здания правительства меня ударили по лицу, сломав нос. Для власти важно убрать активистов с площади Ленина, перенести их подальше, чтобы остальные горожане не видели протестов.

Валентина Пащенко, председатель Воронежского родительского собрания:

Нужно отстоять все гайд-парки, потому что скоро начнется массовое недовольство по поводу перехода в 2020 году всех школ на электронный вариант обучения. С лета начнутся акции протеста, поэтому власть решила нас отправить далеко — на окраину Машмета, на окраину Отрожки, где нас в чистом поле никто не услышит. Поэтому надо завалить администрацию письмами протеста.

 

Что теперь будет

Пока неизвестно. И круглый стол в областной думе, и открытое обсуждение, организованное активистами, позиционировались как обмен мнениями между представителями власти и гражданского общества. К дискуссии о воронежских гайд-парках присоединился губернатор Александр Гусев. На пресс-конференции 17 апреля он назвал «нецелесообразным» перенос площадок для публичных акций на окраины города.

«Считаю неправильным проводить зонирование города — где можно митинговать, а где нет. Я не согласен с логикой, что на действующих площадках сложно обеспечить безопасность, наоборот», — привела слова главы региона газета «Коммерсантъ-Черноземье».

При этом Александр Гусев допустил закрытие двух гайд-парков — на Советской площади перед Воронежским концертным залом (по словам губернатора, она стала «местом семейного отдыха») и рядом с памятником Никитину у кинотеатра «Пролетарий». Его губернатор предложил убрать на время реконструкции проспекта Революции, запланированной на 2019 г.