15 апреля в Париже загорелся Собор Парижской богоматери (Нотр-Дам де Пари) — готический памятник средневековой архитектуры и один из символов Франции. Чтобы не повредить старинный каркас храма, пожарные не использовали вертолеты. Через несколько часов с огнем удалось справиться. В результате пожара обрушился соборный шпиль и кровля, стены здания и хранящиеся в храме христианские реликвии удалось спасти. По одной из версий, возгорание связывают с проходившими в храме реставрационными работами. Президент Франции Макрон пообещал восстановить памятник архитектуры. «7x7» собрал мнения российских журналистов, историков и блогеров о случившейся в Париже трагедии.
«Мировое наследие не имеет национальной принадлежности»
По мнению псковской журналистки Светланы Прокопьевой, сопереживающие французской трагедии россияне доказывают этим, что они часть европейской цивилизации:
— Каждый раз, когда случается большое несчастье в Европе, и люди на русском языке начинают ему сопереживать, в ленте «Фейсбука» появляются вопросы, типа: а почему вы не рыдали по поводу [любого неевропейского несчастья, на выбор, из стран Ближнего Востока, Африки или Центральной Азии]. Допустим, есть специально обученные или своеобразно настроенные люди, чья задача — по любому удобному поводу намекнуть на двойные стандарты, узколобость и предвзятость европоцентричной «либеральной тусовочки». Но бывает, что тот же вопрос задают вполне себе искренне. И тем, кто действительно не понимает и удивляется, хочу сказать: это потому, что русские — европейцы. Не азиаты. Не африканцы. Европейцы мы. Поэтому беда в Европе — это и наша беда тоже. Этот живой, эмоциональный отклик доказывает, что никакая пропаганда не в силах вытравить настоящие наши цивилизационные корни.
Историк Мария Уварова удивилась, что не все в XXI веке осознают ценность мирового наследия:
— Мировое наследие не имеет национальной и государственной принадлежности. Они — вторичны, как минимум. И если это наследие утрачивается по каким-то причинам, страдает вся цивилизация. Не нужно осуждать тех, кто об этом горюет, как, впрочем, и тех, кому все равно.
У писателя Виктора Шендеровича вызвала раздражение «болтовня» некоторых комментаторов «про мистические знаки и закат западной цивилизации»:
— Огромный, тяжелейший удар по культуре — это очевидно. А мистические знаки и всю остальную [чепуху] давайте аккуратно рассортируем по мусоросборникам.
Заместитель главного редактора «Русского репортера» журналист Марина Ахмедова считает, что пожар в Нотр-Дам де Пари — символ прихода «нового мира»:
— Горит собор Парижской Богоматери, и кажется, это из-под старого мира выбивают какую-то центральную подпору. Мир не будет прежним.
«Тушить музеи, тушить произведения искусства, библиотеки — это очень, очень сложно»
По мнению писателя Эдуарда Лимонова, случившийся пожар смахивает на «тихую диверсию»:
— Надо тушить пудрой и азотом, чтобы отсечь кислород и прекратить горение. За четыре часа у пожарных нет ни азота, ни противопожарной пудры. Придурки, допустили сжечь храм. Я в шоке, некомпетентность реставраторов и неготовность пожарных, тушат краску и химию водой.
Предприниматель из Кургана Сергей Завьялов сомневается в профессионализме французских пожарных:
— Может это, конечно, случайность, но примерно за неделю до пожара в Сети распространили ролик о работе парижских пожарных. Там они тушат автомобиль. Ну как тушат? Дают разгореться слабому огню в серьезный пожар, потом полностью уничтожают машину. Видимо, их этому где-то учат.
Координатор пожарных добровольцев из Москвы Анна Барне заметила, что французские пожарные действовали профессионально:
— Они рисковали жизнями, потому что любой пожар — это всегда риск, а такой пожар — это риск чудовищный. Тушить музеи, тушить произведения искусства, библиотеки — это очень, очень сложно, там нельзя, не задумываясь, лить воду, нужно работать очень бережно и аккуратно. Я думаю, что французским пожарным было вчера невероятно тяжело физически и морально, они тушили сложнейший пожар, они спасали то, что искренне любят — один из важнейших символов Франции и мировой культуры вообще, и они сохранили все, что смогли.
«Макрон должен немедленно уйти в отставку со своим левым правительством»
По мнению советника спикера Госдумы журналиста Анастасии Кашеваровой, история Франции сгорела, «потому что во Франции уже не осталось французов».
Главный редактор русского издания Esquire журналист Сергей Минаев считает, что пожар в Нотр-Дам стал символом упадка Парижа в последние годы:
— Год за годом его захватывала орда дикарей. Неверно было бы написать, что это орда иной культуры и иного вероисповедания. Ее скорее характеризует отсутствие культуры и отсутствие веры. Орда тупых, необразованных, зачастую плохо говорящих на французском самцов и самок. Без работы, без целеполагания, десятилетиями живущая на социал или воровством, торговлей наркотиками.
Политик Ксения Собчак связывает происходящее во Франции с крайне «левой» политикой страны:
— А полгода назад (посмотрите) я писала, что Нотр-Дам, как и многое другое в Париже, перестали подсвечивать (фото прилагалось), крысы, бомжи, и реально стало стремно ходить по улицам.
Историк Евгений Понасенков высказался, что после подобной катастрофы президент Макрон должен уйти в отставку:
— Социалистические свиньи, которые повинны в сожжении Нотр-Дам (именно они пустили террористов и у них не работает система пожаротушения), собирают деньги частных лиц на восстановление собора (чтобы опять сжечь?)! Выродки! Просто направьте на это те деньги, которые вы миллиардами отдаете врагам Франции — вы же воруете из кармана налогоплательщиков и отдаете террористам! Леваки — это гарантированное преступление. Макрона и Олянда надо судить, бездарная тля Макрон должен немедленно уйти в отставку со своим левым правительством!
«Почему вы плачете по Нотр-Дам?»
Профессор Высшей школы экономики Гасан Гусейнов написал, что «коллективная скорбь россиян и примкнувшей к ним диаспоры — это кейс для международного съезда психиатров.
Политического обозревателя из Нью-Йорка Наталью Славину удивила эмоциональность россиян, сопереживающих сгоревшему собору:
— Восстановят ведь. Точно так же, и только не с деревянными перекрытиями, а безопасно для людей. Точь-в-точь. Ценнейшие реликвии не пострадали. А главное, никто не пострадал из людей, прихожан, туристов, служащих. Почему вы плачете? Плачьте по людям, детям, которые погибают ежедневно при авариях, стихийных бедствиях, терактах. Почему нет такой реакции, когда рухнул самолет, и в нем погибли семьи, молодые, младенцы, беременные. Да, жалко. Очень жалко. Но собор восстановят. А людей не вернуть. Пожар... молитесь, пойте, бейте в колокола, бегите с водой, а лучше звоните в пожарную. Но я не могу понять, почему вы плачете. И почему вы не плачете так по людям. Вот так же, как по собору. И даже горше. А если б при пожаре собора сгорели люди, вы б все жалели фрески и орган, а заодно и людей? Объясните.
Гражданский активист из Таганрога Ирина Яценко не понимает, как можно переживать за собор во Франции, который восстановят, и не обращать внимание на уничтоженное навсегда наследие русской культуры:
— Telegram-канал «Внимание» ежедневно публикует сводку потерь памятников архитектуры по всей России. Деревянное зодчество, изуродованные пластиком окна доходных домов и парадных дверей. Люди своими силами собирают средства на реставрацию, но это такая капля в море. В «Википедии» есть прямо отдельная статья — «Список утраченных памятников архитектуры Москвы». Там списки разрушенных памятников архитектуры, утраченных до революции, после и сегодня. Особенно убийственен период с 2000 года. Ознакомьтесь, не пожалеете.
Старший преподаватель Московского государственного института культуры историк Владимир Гутарев-Гарнишевский призвал активнее заботиться не о Франции, а о сохранении собственного культурного наследия:
— Оно может оказаться гораздо ближе, чем кажется, буквально на соседней улице. Поэтому я призываю вас — будьте внимательны к памятникам старины, заявляйте их под государственную охрану, если у них нет статуса, помогайте различным краеведам, градозащитникам и прочим чудикам, отстаивающим памятники, кто умениями, кто рублем. Ну или хотя бы просто старайтесь больше узнать, посетить, рассказать про наше наследие. А французы, они молодцы, они могут в этом плане преподать нам не один урок. Да, у них произошла грандиозная трагическая случайность, а у нас уничтожение наследия — это равнодушная преступная закономерность.