В декабре 2018 года в Чувашии был зарегистрирован первый независимый всероссийский профсоюз «Альянс учителей». Его председателем стал руководитель местного штаба оппозиционного политика Алексея Навального Семён Кочкин. В чем особенность профсоюза и как он собирается отстаивать права педагогов, — об этом Кочкин рассказал «7х7».

 

Про образование

Вы считаете себя компетентным в вопросах образования?

Да, я сам работал в 2014–2015 годы преподавателем-тренером в спортивной школе в секции по гребле. У меня были эти журналы, ученики, отчеты и все-все, с чем сталкиваются каждый день учителя. Моя зарплата не была выше 15 тысяч рублей, у меня нет десятилетнего стажа работы. За эти два года я многое смог понять и увидеть эту систему изнутри. Если говорить про работу тренера, наверное, она самая тяжелая. Ты должен сам находить детей, сколько наберешь, такую зарплату и будешь получать. Группу можно открыть, когда наберется хотя бы 15 человек, максимум — 45. Тренируется в секции каждая группа по три раза в неделю. Чтобы работать на полную ставку, у тебя должно быть три группы. Представляете, сколько это часов? И тренеры в очень тяжелом состоянии: им и писать тренировочный план, и везти детей на сборы и на соревнования.

 

Про политику

Когда вы решили создать независимый профсоюз учителей?

Алексей [Навальный] предложил создавать профсоюзы, и мне пришла идея, почему бы не создать в Чебоксарах профсоюз учителей. Тем более, в нашем коллективе [в штабе Навального в Чебоксарах] есть волонтеры, которые работали учителями, есть те, у которых есть педагогическое образование. Мы вчетвером собрались, проголосовали, подали документы в Минюст, и нас зарегистрировали. С первого раза, но потом прокуратура Московского района написала протест. Оказывается, Минюст нас зарегистрировал, а потом написал письмо в прокуратуру, что нам нужно отказать в регистрации по каким-то формальным пунктам, также в письме было указано, что я был осужден по статье по статье 20.29 Кодекса об административных правонарушениях («Производство и распространение экстремистских материалов»), когда поводом для привлечения был репост эпизода про чеченских девушек из популярного американского ТВ-шоу Last Week Tonight с Джоном Оливером в переводе Андрея Бочарова.

В целом в письме Минюста было написано, что Семён Кочкин — «плохой человек», поэтому ему нельзя возглавлять профсоюз. Я приехал в прокуратуру, мы забрали протест, опять провели собрание, внесли изменения в устав, и сегодня в целом все нормально. Вообще, ко мне не может быть никаких претензий по статье 20.29, потому что срок давности закончился, и это административное дело. Скорее всего, как мне кажется, позвонили из Москвы и сказали, что вы, мол, делаете, регистрируете профсоюзы Навального, и тогда Минюст в лучших традициях включил «бюрократов».

То есть вы считаете, что вам мешают потому, что вы навальновец?

У меня вообще есть предположение, что Минюст сначала нас зарегистрировал, а потом отправил эти документы в Москву. Там, конечно, не обрадовались нашему профсоюзу. Я уверен, что это связано с именем Навального.

В каждом районе есть прокурор, который занимается некоммерческими организациями, активистами «Открытой России», штаба Навального, а теперь, получается, еще и профсоюзом учителей. На самом деле их потуги в отношении нас не работают, потому что специфика института «профсоюз» — очень гибкая. Она носит в большей степени уведомительный характер. Мешать будут, но не боимся — нужно двигаться дальше.

Этот профсоюз, кажется, сетевой, то есть вы возглавили региональное отделение, так?

«Альянс учителей» — это всероссийский профсоюз учителей, председателем которого пока являюсь я. Пока он работает как межрегиональный. У нас есть региональные отделения в Татарстане, в Москве, Петербурге, Воронеже.

Какое отношение этот профсоюз имеет к профсоюзу Навального?

Профсоюз Навального — это один общий проект, в который входит такая задача, как юридическая поддержка профсоюзов. Алексей Навальный не скрывает, что у него есть политические амбиции, и он надеется, что если он будет поддерживать бюджетников, то они будут поддерживать его.

Есть уже «Альянс врачей», теперь учителей, эти профсоюзы все действуют по инициативе Навального?

Есть еще профсоюз работников культуры. Алексей Навальный выпустил ролик о необходимости создания профсоюзов. Кстати, «Альянс врачей» появился еще до ролика Навального.

У вас есть централизованное управление, общая «политика», как вести профсоюз, как заниматься проблемами? Отчитываетесь ли вы перед кем-то о своей работе?

Отчетов у нас никаких нет. Может быть, вы хотите спросить, есть ли какое-то «давление» со стороны Навального на членов профсоюза? Пока я «давление» не испытывал со стороны Алексея, как только что-то увижу, обещаю, что выйдет разоблачающий материал.

Если Навальный будет баллотироваться в президенты, члены вашего (его) профсоюза будут за него агитировать?

Профсоюз учителей носит общественно-социальную направленность. Те учителя, которые придут к нам, не будут заниматься агитацией. Мы не будем ничего пропагандировать. Нам неважно, поддерживает ли член нашего профсоюза Навального или нет. За Путина эти учителя, Ленина или Сталина — нам не важно. Глобально профсоюз — это, конечно, политическая история, но если мы говорим о первичной организации, то это не про политику, это про местные проблемы и решение конкретных вопросов учителей. Учителя будут знать свои права, будут знать, что их нельзя просто взять и завтра уволить, их нельзя заставить заниматься фальсификацией выборов или идти на митинги. По сути, сейчас права бюджетников никто в республике не защищает. Однозначно, что глава Чувашии Михаил Игнатьев не представляет интересы бюджетников, а скорее всего, подставляет.

 

Про деньги

Ваша должность за зарплату? Сколько сотрудников в профсоюзе, кто эти люди и чем они занимаются? Какие у вас расценки на членство?

В профсоюзе у нас нет зарплат и работников. Есть активисты, члены профсоюза. Среди членов профсоюза — студенты и бывшие преподаватели. Их пока не так много, в Чувашии всего несколько десятков человек — точное количество я сейчас не назову. Что касается взносов, то их пока у нас нет. Я считаю, что мы сначала должны показать свою работу, заслужить доверие, а потом говорить о взносах, которые должны быть на добровольной основе. У нас профсоюз только в декабре был зарегистрирован. Насколько я знаю, в «Альянсе врачей» есть взносы.

Сколько жалоб к вам поступило?

Всего с декабря в «Альянс учителей» поступило до тысячи обращений, среди которых много анонимных. По Чувашии очень мало жалоб.

Боятся потерять работу?

Думаю, что это связано с тем, что до сегодняшнего дня проблемами бюджетников никто не занимался. Люди никому уже не верят — ни властям, ни Путину, ни Навальному, ни профсоюзам. Мы должны заслужить это доверие.

Как вы можете гарантировать учителям, которые сегодня обратятся к вам, что завтра их не уволят с работы?

Если мы откроем законодательство о профсоюзах, то увидим, что уволить члена профсоюза крайне сложно. Второй момент: даже если конфликтная ситуация будет создана, мы будем оплачивать юристов. Если учитель — член профсоюза, то от его имени может выступать сам профсоюз, и необязательно учителю вступать в схватку с директором, чтобы защитить свои права и добиться результата.

Еще одна наша задача — мы хотим создавать первичные профсоюзные организации в школах и университетах. Да, у нас уже есть Союз образования в Чувашии, и я был в свое время членом этого союза, пока учился в педуниверситете. Но окологосударственные организации не выполняют свою функцию, и вся их деятельность — это спортивные праздники.

Все думают, что учителя — это какие-то дураки, но они все прекрасно понимают, что такое провластный «Союз образования». Учителя более-менее еще жили как-то до 2011 года. В этот период им индексировали зарплату, она росла, давали надбавки. После избрания Путина в 2012 году — все. Их зарплата никак не поменялась, хотя уже 2019 год. И вот они работают в школах, приходят в этот союз образования и спрашивают председателя, когда же наконец в Чувашии начнет индексироваться зарплата у учителя. А педагогу говорят: «Ты что, на митинг хочешь пойти? Давай на 1 мая самый красивый лозунг сделай!» Так и говорят, мне известно.

Наша задача не в том, чтобы доказать, что мы круче Союза образования. Я, наоборот, надеюсь, что мы станем катализатором работы. Они будут смотреть, как мы работаем, и им придется работать нормально либо они потеряют своих членов. Я хотел бы, чтобы чебоксарский Союз образования стал более активен, начал «давить» на Игнатьева [Михаил Игнатьев, глава Чувашии] и министерство образования. Нужно понимать, что враги учителей сегодня — это администрация главы республики, которая не доплачивает зарплату учителям, не выделят средства на реконструкцию школ, а если власти выделяют средства, то выделяют тем подрядчикам, у которых школа рушится.

 

И снова про деньги

Почему вы утверждаете, что у учителей в Чувашии маленькая зарплата?

Мы апеллируем к майским указам. Средняя зарплата в республике растет, но зарплата педагогов — нет. Если сейчас согласно «майским указам» учитель в республике должен получать (из расчета средней зарплаты) около 26 тысяч рублей, по данным Росстата, педагоги в республике получают 23 тысячи рублей, а по факту учителя у нас получают порядка 13–17 тысяч рублей. Мне каждый день пишут педагоги, мои знакомые, с кем я учился, о маленьких зарплатах или незаслуженном лишении премий. По этим обращениям мы пишем жалобы.

Сейчас идет полная подмена понятий во всей системе образования. Например, в зарплате есть мотивирующая часть, которая выдается не тем учителям, которые вывозят детей на фестивали и конкурсы. По факту надбавку к зарплате сегодня получают педагоги, которые ходят на митинги «Крымская весна» или 1 мая. Надбавки к зарплате получают и те учителя, которые фальсифицируют выборы, а те, которые по-настоящему нагружены и работают, не дополучают. У друга дети выиграли всероссийскую олимпиаду, а учителю просто дали грамоту. Еще случай. Учитель рассказывает: чтобы получать хотя бы 17 тысяч рублей, он устроился на работу в лицей на две ставки, а до этого он работал в обычной школе и получал 11 тысяч рублей. У властей есть деньги. Недавно несколько миллионов было выделено на «театр безопасности» в районах — это металлодетекторы в школах. Каких террористов хотят ловить в деревнях и в районах республики, непонятно. Те же деньги можно было пустить на ремонт школ.

Автобаза администрации главы Чувашии закупает новые машины, а можно было эти деньги пустить на зарплатный фонд учителей. Если мы зайдем в зал ученого совета Чувашского госуниверситета, то тех средства, которые были потрачены на интерьер зала, хватило бы на зарплаты учителям всего вуза на год. Или, например, мы можем зайти в малый зал заседаний в мэрии, где есть большой дубовой стол, продав его, можно купить мебель для целой сельской школы.

Предлагаете ремонт не делать, машины и мебель не покупать?

Я предлагаю не шиковать, делать разумные траты. Не понимаю, зачем в здании ЧГУ нужен ковер за полмиллиона или стол за один миллион 271 тысячу рублей. За девять лет своего правления глава Чувашии Михаил Игнатьев купил почти столько же служебных машин, сколько его предшественник Николай Федоров, который управлял республикой 16 лет. Главе Чувашии я бы вообще предложил скачать приложение «Яндекс-такси». Нужно, опять же, смотреть, какие траты позволяет делать бюджет республики чиновникам. В правительственной автобазе есть микроавтобусы, наверное, они действительно нужны для поездок, например в районы Чувашии. Но я не понимаю, зачем сельскому чиновнику из Чувашии понадобился кроссовер за 1,8 миллиона рублей. По версии чиновников, тот же стол нужен им для статуса или имиджа. Но какая борьба за статус «столом» может идти у главы администрации города Чебоксар Алексея Ладыкова, когда его сын бьет полицейских. Ладыкову мы задаем вопрос, почему его теща постоянно выигрывает госконтракты, а он отвечает: «А твое какое дело?» Наверное, такие вещи влияют на статус, а то, какой у тебя стол, — точно не влияет.

Что касается заявления главы Чувашии Михаила Игнатьева о том, что школы рушатся в республике, потому что построены в советском союзе, это очень странно. Школа в Урмарском районе, которая рухнула 10 марта, на самом деле была на капитальном ремонте в 2015 году. На ремонт был выделен миллион рублей, но все равно она обваливается. ООО «Строитель» берет все крупные строительные подряды в Урмарах на миллионы рублей. Компания занималась не только этой школой. И Советский Союз, конечно, здесь ни при чем. Другой вопрос, что глава республики заявил, что в Чувашии нужно закрыть 169 школ, которые находятся в аварийном состоянии. Неужели этих учителей выгонят на улицу и они останутся без работы? Конечно, мы будем за них бороться.

Руководитель главы администрации Чувашии Юрий Васильев сказал, что учителя, работающие мало, получают мало.

Я не думаю, что Юрий Васильев может знать кухню работы учителя. Он работал педагогом в 90-е годы. Тогда учителям только на хлеб хватало, а сейчас еще и на гречку. Я думаю, что в его голове это именно так работает.

Какую зарплату сегодня должны получать педагоги?

25 тысяч рублей — это минимальная оплата в школе на полную ставку для молодого педагога в первый год работы. Поверьте, если это случится, в школы будут принимать учителей на конкурсной основе, а это уже качество образования. Конечно, должна быть разработана система поощрений, в которую обязательно должны входить поощрения за подготовку и победы учащихся на олимпиадах и конференциях. Я не читаю, что плохие оценки учащихся — показатель для снижения зарплаты учителю.

Кому вы уже помогли по заявлениям?

Таких примеров пока у нас нет. Сейчас мы работаем комплексно по ситуации с «майскими указами».

Как педагогу проверить, правильно ли ему начисляли зарплату?

Учитель может обратиться к нам. Или зайти на сайт и рассчитать на калькуляторе.

Какими методами профсоюз будет защищать права учителей?

Законными. Обращениями, запросами. Мы будем делать заявления, митинги, пикеты.

 

Про продвижение

Вы начали записывать видео от профсоюза, стилистика в видео «навальновская» — это так и задумано?

Ничего не сделаешь — два года работы в штабе Навального наложили свой отпечаток. Сложно как-то поменяться сразу.

В одном ролике, который кажется особенно провокационным, вы пытаетесь вручить главе Чувашии список учителей, которые получают маленькую зарплату. Не кажется ли вам, что это больше похоже на популизм, чем на реальное решение проблемы?

После заявления руководителя администрации главы Чувашии Юрия Васильева о том, что в республике маленькие зарплаты у учителей, потому что те мало работают, как я в этом видео, поступили бы многие бюджетники. И тут дело не в политике. Я уверен, что сейчас многие учителя хотели бы подойти к Михаилу Игнатьеву и спросить, почему Юрий Васильев еще работает.

Вы не пытались использовать доступные каждому способы общения с чиновниками, например запись на прием или обращение?

Я и записывался на прием, и писал письма, и звонил к Юрию Васильеву, но трубку он лично не берет. Его секретарь передает, что запишет меня на прием к нему, когда у чиновника будет время.


По информации руководителя администрации главы Чувашии Юрия Васильева, в республике более 9 тысяч работников образования. 1 апреля на планерке у главы региона, как пишет «Версия Чувашия», Минфин сообщил, что зарплатный фонд учителей с 2012 года вырос вдвое. По официальным данным, в Чувашии работники образования получают от 22,5 тыс. до 24,6 тыс. руб. Власти сообщают, что были выявлены единичные случаи, когда педагогу начислялось меньше положенного.