Жители военного городка в поселке Желтухинский Скопинского района Рязанской области получили уведомления от Министерства обороны России с предложением освободить служебные помещения до 24 апреля 2019 года. Больше восьми лет они добивались права приватизировать служебное жилье, в которое заселились еще во времена СССР, но у них не получилось. Как будут выселять военных пенсионеров и гражданских служащих, ранее работавших на оборонном предприятии, и возможно ли изменить ситуацию — в обзоре «7x7».

 

Дома, которых нет на карте

С 2011 года по приказу министра обороны Анатолия Сердюкова закрытая войсковая часть №554443 в поселке Желтухинский (почтовое отделение — «Шелемишевские хутора») стала открытой. На деле она остается по-прежнему закрытой: сюда невозможно попасть без специального пропуска, заверенного командованием части. У входа на территорию части расположен контрольно-пропускной пункт (КПП) и шлагбаум, дежурит военнослужащий.

Войсковая часть с предприятием, на котором изготавливали боевые снаряды, появилась в Скопинском районе в 1930-е годы. Рабочих оборонного предприятия и военнослужащих заселили в бараки, позже построили несколько многоквартирных жилых домов — в строительстве участвовали сотрудники предприятия. Гражданским служащим пообещали после 10 лет работы в войсковой части пожизненное проживание в служебных квартирах. В 2011 году о том, что часть стала открытой, людям не сообщили, они оставались в неведении до 2013 года, но как только узнали, многие решили приватизировать свои квартиры. Однако у них ничего не вышло: Министерство обороны утверждало, что сняло со своего баланса жилой фонд, а администрация Скопинского района говорила, что им на баланс жилой фонд не передали. У одних жителей военного городка были ордера на жилье и прописка в паспорте, у других ничего этого не было: по их словам, командир части просто указывал на квартиру и говорил заселяться. У большинства в прописке значится «совхоз Желтухинский», хотя совхоз давно развалился, в паспортном столе не меняют прописку на «поселок Желтухинский» по той причине, что у жителей нет договоров социального найма. Многоквартирные дома военного городка не стоят на учете в Едином государственном реестре недвижимости, на публичной кадастровой карте можно найти лишь номер земельного участка, на котором расположена вся войсковая часть — 62:19:1390101:18.

С 2013 года жители переписываются со всеми министерствами и ведомствами, те отправляют их «по кругу». В начале апреля 2019 года больше 20 человек получили уведомления с просьбой освободить жилые помещения до 24 апреля.

 

«Состарилась — съезжай куда хочешь!»

Жена военнослужащего Нина Колегова с двумя детьми в 1993 году в срочном порядке переселилась в этот военный городок из поселка Первомайский в Северной Осетии. Там она работала в военной части вплоть до начала военного конфликта. Здесь устроилась в Военторг, в котором проработала до выхода на пенсию в 2009 году. Ее дочь Светлана Михайлова также работает в воинской части.

— У меня есть прописка, у мамы нет — ей просто командир сказал вселяться, и все. У многих жильцов нет ни ордера, ни прописки. Мамину квартиру в 1999 году внезапно признали служебной, хотя до этого она служебной не была. Теперь ей прислали уведомление об освобождении служебного помещения, так как она «утратила связь с министерством обороны», — рассказала Михайлова корреспонденту «7x7». — Это ж просто «отлично»: нужен министерству обороны — живи в горячей точке, работай на министерство обороны, состарилась и стала не нужна — съезжай куда хочешь.

По ее словам, в их доме жила пенсионерка, которая половину жизни проработала на оборонном предприятии. После инсульта не вставала с инвалидного кресла. В 2018 году получила такое же уведомление, и дети забрали ее в Рязань. Почти сразу же после переезда пенсионерка умерла. Еще одной женщине с детьми пришлось съехать с квартиры: муж бросил семью и женился повторно. Теперь он имеет и жилье с пропиской, и новую семью, «старая» семья купила небольшой дом при помощи материнского капитала в соседнем селе.

Проработавшая в военном городке больше 40 лет Жанна Лабутина рассказала, что у нее был и ордер на квартиру, есть и прописка, уведомления о выселении она не получала:

— Заметьте: пока не получила. Одной нашей жительнице сказали по телефону в общественной приемной при Минобороны, что все равно выселят всех, кто больше не работает на «оборонку». Я смотрю телевизор и вижу, что бывших военнослужащих выселяют по всей стране, что уж говорить о нас, гражданских? Отдали жизнь на оборону — теперь прощайте, свободны!
 


«Подлежит расселению»

Начальник рязанского территориального отделения Западного регионального управления жилищного обеспечения Министерства обороны России Наталья Афанасьева, которая подписала уведомления об освобождении служебной жилплощади, рассказала «7x7», что в военном городке 430 квартир, из которых служебных — 105. На сегодняшний день 24 человека потеряли связь с министерством обороны — то есть либо уволились, либо вышли на пенсию:

— Поэтому «выселить всех жителей», как вам сказали, мы никак не можем, не вправе и не имеем таких намерений. Мое самое горячее желание и должностная обязанность — сделать все по закону. Люди должны понять, что выселение — это не мое личное решение, это закреплено законодательством. Если больше не служит человек, если не работает на министерство обороны, он не должен занимать служебное жилье. Иначе некуда будет селить вновь прибывших военнослужащих.

По словам Афанасьевой, она открыта для разговора и дальнейших выяснений обстоятельств заселения людей в квартиры военного городка. Людям нужно собрать все документы, подтверждающие их длительное проживание в квартирах, копии трудовых книжек, в которых отмечено, как долго они работали на оборонном предприятии либо в социальной сфере, обслуживающей войсковую часть. Уведомление с предложением освободить служебное жилье — это не решение суда, по которому человек действительно должен съехать, а пока предупреждение.

— Мы продолжаем разбираться с документами людей, их перечитывают и проверяют три ведомства, прежде чем я подпишу подобное уведомление. Но разбираться во всем этом нужно вместе с людьми, а не по отдельности, когда наш отдел сам по себе, а люди сами по себе, — объяснила свою точку зрения Афанасьева.

Жители военного городка на предложение корреспондента «7x7» собрать документы и съездить на прием к представителю министерства обороны в Рязани ответили, что у «пенсионеров просто нет денег, чтобы кататься за 150 километров в Рязань», и что они давно просят провести в городке открытое собрание с приглашением всех ответственных лиц и прессы.

Они создали петицию, адресованную министерству обороны, в которой потребовали остановить выселение людей из квартир, в которых они прожили несколько десятилетий. Также отправили обращение с описанием происходящего в Генеральную прокуратуру. По их словам, они не понимают, стоит ли им на кого-то надеяться: в 2019 году им дважды устно подтвердили в управлении Западного военного округа: жилфонд городка подлежит расселению, после чего его передадут муниципалитету Скопинского района.