Исполняющая обязанности замминистра здравоохранения Оренбургской области Татьяны Кундик 25 марта прислала в редакцию «7x7» ответ на запрос в связи с увольнением фельдшера отделения скорой помощи Домбаровской районной больницы Бахтыяра Машерипова. Фельдшер посчитал, что его уволили за его общественно-политическую деятельность, поскольку он депутат районного Совета от КПРФ и руководитель парторганизации района. Татьяна Кундик в ответе подтвердила, что фельдшера действительно уволили, но теперь он восстановлен на работе. Подробности этой истории — в обзоре корреспондента «7×7».

 

«Не будете ознакамливаться — составим акт»

Бахтыяра Машерипова уволили в декабре 2018 года якобы «за неоднократное неисполнение трудовых обязанностей и несоблюдение норм этики и деонтологии». 

По его словам с приказом об увольнении его ознакомили 29 декабря 2018 года, в первый же рабочий день после выхода с больничного:

— 25 декабря я закрыл больничный лист, позвонил руководству и спросил, когда выходить на работу. Мне говорят: по графику — 29-го. Я вышел на работу утром. Смотрю, а у меня рабочий день сокращен до 16:48. Я спросил, почему график изменили, не поставив меня в известность, я же должен отработать 24 часа. Старший фельдшер Ольга Фертова сказала: придут — объяснят.

Через полтора часа после начала смены в кабинет к Машерипову пришли заместитель главного врача по лечебной части Александр Артамкин, завотделом кадров Ирина Щепенко и специалист этого отдела Галина Кусанова.

— Они зашли и говорят: ознакомьтесь и распишитесь, это приказ об увольнении, — рассказал Машерипов. — А там написано: по инициативе работодателя уволить по статье 81 часть 5 Трудового кодекса за несоблюдение норм этики и деонтологии и на основании ранее объявленных выговоров. Я их спрашиваю: когда мне были объявлены выговоры? Отвечают: если не будете ознакамливаться, мы составим акт. Я ознакомился, написал, что не согласен с этим приказом. И они ушли. Я позвонил главврачу Наталье Якимовой: «Мне нужно письменное подтверждение, что на основании вашего приказа я должен покинуть больницу». Но мне это подтверждение не дали. А раз нет письменного указания, я должен был отработать свои сутки.

С 16:30 до 18:00 Машерипов был на вызове, а когда вернулся, дежурный врач Вячеслав Шахов, сославшись на приказ, который Машерипову показывали утром, попросил его покинуть больницу. Фельдшер отказался. Через 15 минут в больницу приехали сотрудники полиции:

— Ко мне зашли начальник уголовного розыска майор Жайкбаев и начальник отделения участковых уполномоченных майор Аманкулов. Их вызвал Шахов. Они меня спросили, почему я не ухожу с работы. Я объяснил, что мне не выдали мои документы и расчет, поэтому не считаю себя уволенным и должен отработать смену. Меня забрали в отдел полиции, взяли с меня объяснение. Домой я вернулся в 11 часов вечера.
 

«Нельзя личные отношения переносить на производственные»

После новогодних праздников Бахтыяр Машерипов обратился в суд с требованием признать увольнение незаконным. В суде, который 13 марта удовлетворил требование Машерипова, его интересы представляли сотрудники Оренбургской областной организации профсоюза работников здравоохранения.

— Когда произошло увольнение, вообще творилось безобразие, — сказала корреспонденту «7x7» председатель профсоюзной организации Людмила Варавва. — Позвонили в полицию, приехала полиция и забрала его. Так никто не делает. У него было три взыскания, но эти взыскания не влекут за собой такую срочную «эвакуацию» с рабочего места. Последнее взыскание нам отменить удалось. Два взыскания осталось, но упущено время для их обжалования. Я считаю, что это было просто превышение полномочий. Человек работал, что за необходимость была его так срочно увольнять? Руководство больницы сшило дело белыми нитками и заявило, что это систематическое неисполнение должностных обязанностей. На суде главврач говорила, что Машерипов опасен, его нельзя оставлять на этой работе. Но нельзя личные отношения переносить на производственные, а производственные связывать с общественной деятельностью.
 

«Машерипова сделали крайним»

По словам Людмилы Вараввы, фельдшеру припомнили и случай с транспортировкой больного из поликлиники, относящейся к Домбаровской районной больнице, в больницу скорой помощи Новотроицка:

— Машерипову поставили в вину, что была завышена дозировка аспирина, который дали больному: надо было дать не под язык, а разжевать, и не 0,5 мг, а 0,25 мг. Так эту таблетку больному под язык засунул врач, который поставил диагноз. Причем тут фельдшер скорой помощи?

Сам Машерипов описывает этот случай так:

— У нас был вызов в поликлинику. Приехали, я зашел в кабинет ЭКГ, увидел больного. Человеку 72 года. Он лежал на кушетке. Врач и исполняющая обязанности завполиклиникой Венера Губайдуллина сидела на стуле метрах в полутора-двух от больного. Она мне сказала: вот больной лежит, оказывай ему помощь! Я говорю: а почему вы не оказали? Ведь если инфаркт, то дорога каждая минута. А я до этого был на вызове, потом ехал… В общем, я больного осмотрел, обезболил, поставил капельницу — сделал все, все что указано в стандарте. Больного мы с водителем забрали на каталке и поехали в Новотроицк. Приехали туда примерно в 12:30, спустился дежурный врач, встретил нас, принял больного, расписался в карте вызовов. У больного, кстати, в дороге состояние стабилизировалось. Через несколько часов ему сделали операцию. А в 11-м часу вечера его родственникам позвонили врачи из Новотроицка и сказали, что он скончался.

По словам Людмилы Вараввы, причина случившегося — «уровень организации оказания медпомощи населению, а крайним сделали фельдшера Машерипова, который явился заложником этой ситуации»:

— Все недостатки в оказании медпомощи переложили на Машерипова. Они его вместе с больным чуть ли не выкинули из кабинета. Машерипов был в машине скорой помощи один, хотя согласно приказу Минздрава России №338-Н «О порядке оказания скорой специализированной медицинской помощи» в машине должны быть или врач с фельдшером, или фельдшер с медбратом или медсестрой. Но никак не один фельдшер. А он был один. Мало того, что руководство районной больницы недоукомплектовывает бригаду, как положено, так и еще и спрашивают с человека вдвойне. Речь идет об укомплектованности на 60% медицинскими кадрами скорой медпомощи. Как мне говорит Машерипов, у них две машины скорой помощи на весь район.
 

«Пусть коммунисты строят нам детские садики»

По мнению Бахтыяра Машерипова, его уволили за общественно-политическую деятельность:

— В 2016 году меня избрали секретарем райкома КПРФ, а в 2015-м — депутатом райсовета. Из всех коммунистов я туда один прошел. А осенью 2016-го были выборы в Законодательное собрание и Госдуму. Я тесно общался с людьми, плотно занимался своей общественной работой. Мы узнаем 18 сентября, что в районе на выборах в Госдуму за КПРФ проголосовало почти 30% избирателей. Глава района мне говорит: губернатор недоволен, что коммунисты в Домбаровском районе так много получили, вот пускай теперь они приходят и строят нам здесь детские садики. Вот с этого все и началось.

Такой же точки зрения придерживается и первый секретарь обкома КПРФ Максим Амелин:

— Машерипова уволили незаконно, по политическим мотивам, потому что он провел в Домбаровском районе несколько митингов в 2018 году.

По словам Амелина, это были митинги 26 апреля против добычи медно-цинковых руд в селе Ащебутак, 10 июня против «работы карьеров медной руды, новых условий вывоза мусора и оптимизации в сфере медицины» и 29 июля против пенсионной реформы в райцентре Домбаровском.

Кроме того, недовольство власти — как районной, так и региональной — вызвал тот факт, что на выборах президента 18 марта кандидат от коммунистов Павел Грудинин получил в Домбаровском районе наибольшее число голосов избирателей среди других муниципалитетов области. Заместитель губернатора по внутренней политике Вера Баширова заявила 21 марта 2018 года, что в «таких районах, как Домбаровский, нет думающей, ответственной интеллигенции».
 

«Там, где начинается медицина, шоу заканчивается»

Александр Артамкин, заместитель главврача Домбаровской районной больницы, сказал корреспонденту «7x7»:

— Какие могут быть комментарии? Для вас это шоу, а там, где начинается медицина, шоу заканчивается. Там начинается боль, слезы, кровь и смерть иногда. Вот и все.

Глава Домбаровского района сказал в интервью телеканалу «Орен-ТВ»:

— Пять лет назад предыдущий главврач хотел его [Машерипова] уволить, потому что очень недобросовестный человек, и постоянные скандалы. Против себя весь коллектив настроил. По его вине у нас мужчина скончался, не довезли до Новотроицка. Он спекулирует тем, что он член партии.

Татьяна Кундик, и. о. министра здравоохранения Оренбургской области, ответила на запрос редакции «7x7»: «В [Домбаровской] районной службе скорой медицинской помощи в круглосуточном режиме работают шесть фельдшеров; есть четыре автомобиля скорой медицинской помощи. Укомплектованность районного здравоохранения врачами — 58%, средними медицинскими работниками — 67,2%».


26 февраля на коллегии Минздрава Оренбургской области министр Галина Зольникова сообщила, что в регионе уменьшилось количество фельдшерско-акушерских пунктов (ФАП), но что для этого есть «объективные причины»: «Отсутствует население, отсутствует медицинский работник, либо ветхое аварийное здание». С 2000 по 2017 год в области закрылось 155 ФАПов, а число амбулаторно-поликлинических учреждений сократилось с 234 до 182.

В докладе Оренбургского государственного медицинского университета Минздрава России «Оценка ресурсов и деятельности регионального здравоохранения (на примере Оренбургской области)» авторы написали, что в регионе «за период с 2006 по 2015 годы численность врачей сократилась на 1545 человека, или 19,2%».

По данным портала «Медвестник», в Оренбургской области в 2018 году смертность была выше средней по стране и продолжала расти.

В 2019 году объем финансирования регионального здравоохранения увеличился более чем на 1 млрд руб. «за счет средств, поступивших из федерального бюджета».