Несколько активистов из Йошкар-Олы присоединились к всероссийской акции протеста «Спаси Байкал» против строительства на озере китайского завода питьевой воды. Согласовать в мэрии митинг после трех заходов так и не удалось, поэтому они провели одиночный пикет и сбор подписей. Корреспондент «7x7» выяснил, что почему йошкаролинцы вступились за озеро в Сибири и какие проблемы у них возникли при организации митинга.
«У меня волосы зашевелились»: первый опыт организации публичного мероприятия
Анна Романова — филолог по образованию, сертифицированный специалист по холистическому танцу. До акции «Спаси Байкал» она не участвовала ни в каких социально-политических мероприятиях и ничего не организовывала. Когда она написала в интернете, что ее беспокоит ситуация на Байкале, и увидела, что многие готовы ее поддержать, она решила, что можно попробовать организовать митинг. Первое уведомление об акции на площади Никонова в центре Йошкар-Олы она составила в середине марта.
— Я шла [в мэрию] с такой наивной мыслью, что мне в администрации помогут, я же гражданка этого города! Почему мне не должны помогать? А столкнулась с ответом: «Мы не консультируем, мы только принимаем». Я спросила, что не так, женщина ответила: «Вы город не поставили», хотя я пишу на имя мэра Йошкар-Олы. Сомневаюсь, что в Волжске или Козьмодемьянске есть площадь Никонова, — рассказала девушка корреспонденту «7x7».
После первой неудачи Анна Романова снова попыталась устроить экологический митинг. Она посоветовалась с друзьями, выяснила, как грамотно оформить заявление. Но представитель мэрии ответил ей, что городская администрация не согласует митинг, потому что в документах «не указана точка». Девушка записалась на прием к заместителю мэра Йошкар-Олы Елене Яковлевой. Она объяснила Анне Романовой, что в заявлении не указаны точки, на которых будет проходить митинг. Позднее знакомый юрист объяснил организатору, что, вероятно, имелись в виду скриншоты с Google-карт или 2GIS.
— По моим ощущениям, у нас состоялся хороший разговор. К тому же она работала в школе, в которой я училась. Вспомнили моих учителей. Потом она спросила, что с Байкалом. Я рассказала ей всю историю. Что 24 марта по всей стране пройдут мирные акции, публичные митинги и пикеты. Она посмотрела что-то в компьютере и сказала, что позвонит мне в понедельник [18 марта] до обеда. Беседа шла по-доброму, и я понадеялась, что все будет хорошо. Но она не позвонила, и я понесла в мэрию новое заявление, — рассказала Романова
Этот документ она составила с учетом всех предыдущих ошибок, и его приняли. Но в официальном ответе вице-мэр Елена Яковлева написала, что 24 марта с 12:00 до 14:00 на площади Никонова пройдет другое мероприятие. Чиновники предложили организаторам устроить акцию у «Мебельграда». Анна Романова и ее единомышленники отказались. Они хотели рассказать жителям города о проблемах на Байкале, а в официальном гайд-парке в промзоне прохожих нет, и на акцию вряд ли обратили бы внимание.
Протест поодиночке
В день акции, 24 марта, Анна Романова вышла на одиночный пикет перед входом в Центральный парк культуры и отдыха — он находится в 400 метрах от площади Никонова, где активисты планировали провести митинг.
— Когда я стала погружаться во все это, у меня волосы зашевелились! Оказалось, проводя пикет, я не могу ходить, только стоять на месте. Если я замерзла, надо положить все эти вещи, попрыгать, размяться, и обратно все взять. Если я стою и собираю подписи, человек подходит — я убираю плакат, выхожу из пикета, собираю подписи, потом возвращаюсь в пикет, — рассказала она.
Около 13:55 — за пять минут до окончания пикета — к ней подошли полицейские. Спросили паспорт, проверили телефон, записали данные. «Нормально поговорили, все было в порядке», — описала девушка свои впечатления. По ее словам, ей не понравилось другое — «странные люди, которые просто стояли в стороне и наблюдали».
— Ты стоишь и думаешь: «Что происходит?» Я сразу вспомнила Хемингуэя. Его лечили от мании преследования, а после его смерти выяснилось, что за ним реально следили. С другой стороны, я себя ощущала довольно спокойно, потому что я все делала правильно и по закону, — добавила Анна Романова.
Знакомая Анны Юлия Смоленцева 24 марта отправилась собирать подписи под петицией в защиту Байкала к Вечному огню у Монумента воинской славы в Центральном парке.
— Я подходила к прохожим и рассказывала о проблеме. Многие подписывали петицию. О проблеме Байкала я узнала из социальной сети Instagram, и это как-то сразу запало в душу. Посетить Байкал — это моя мечта. Чистое и красивое озеро. Проблема экологии сейчас очень актуальна не только на Байкале, но и у нас в Марий Эл. Например, Звенигово [райцентр в 90 км от Йошкар-Олы]. Там постоянно прорывает канализацию, что мешает людям спокойно жить. Поэтому надо обращать внимание на такие проблемы и поднимать их, — рассказала она.
С ней согласилась еще одна активистка Юлия Ожиганова. Она тоже планировала участвовать в митинге, но в итоге собирала подписи на Патриаршей площади на противоположном от Центрального парка и площади Никонова берегу реки Кокшары.
— Мы рассредоточились по городу и собирали подписи. Порадовали люди, которые сами отыскивали меня, чтобы подписать петицию. Но, разумеется, были и те, кому наша акция кажется глупостью и пустой тратой времени, мол, изменить ничего нельзя, — рассказала она корреспонденту «7x7».
По ее словам, несмотря на то что Йошкар-Ола находится в нескольких тысячах километров от Байкала, мнение ее жителей тоже имеет значение.
— Земля — наш общий дом, и нам следует бережно относиться к нему, а также поддерживать друг друга. Байкал — наше природное достояние, хранилище около 20% всей пресной воды на планете. Экологическая ситуация там ухудшается год от года: отсутствие очистных сооружений на предприятиях, слив бытовых отходов прямо в озеро, хаотичная застройка федеральных земель, неконтролируемый туризм, вырубка лесов. Строительство завода в поселке Култуке — вишенка на торте человеческого непотребного отношения к природе. Если так будет продолжаться и дальше, негде будет красивые фото на фоне знаменитого льда Байкала делать. Собранные мною подписи — лишь капля, но десятки тысяч капель образуют целое озеро, — уверена Юлия Ожиганова.
Йошкар-олинские активисты собрали более 700 подписей против строительства завода. Останавливаться они не собираются.
— В ближайшее время мы хотим сделать фотовыставку, посвященную Байкалу. Фотографии собираем через интернет от жителей Марий Эл, которые там были. У нас уже есть несколько снимков от двух девушек — одна была там летом, другая зимой. Мы планируем сделать так: часть фотографий — красивый Байкал, другая часть — Байкал, на котором мусор, заводы и трубы. В Сети есть очень классная фотка, где вот эти трубы и мальчик идет. Это как раз про наше будущее. Это не только про Байкал. Природа — это то, что остается нашим детям, внукам. Они будут жить в мире, где нет ни чистой воды, ни чистого воздуха? У нас в Марий Эл свыше 400 озер, наша республика ценится своей природой – об этом мы тоже расскажем на выставке, — рассказала Анна Романова.
Что проходило вместо митинга на площади Никонова
Ничего. Ранее заявленное мероприятие на Никонова не состоялось. Корреспондент «7x7» 24 марта дважды заходил на площадь с 12 до 14 часов и не увидел там никаких событий. Вице-мэр Елена Яковлева в разговоре с корреспондентом «7x7» сказала, что не может сообщить, что планировалось провести 24 марта на площади Никонова.
В январе 2019 года ООО «АкваСиб» начала строительство завода по производству питьевой воды. 80% воды планируется отправлять в Китай, остальное будет продаваться в России. «АкваСиб» на 99% принадлежит фирме гражданина Китая Цзюй Гофа, на 1% — его супруге из России Ольге Мульчак.
По версии компании, завод прошел все проверки и не нанесет ущерба окружающей среде. Представители «АкваСиба» сообщили иркутским СМИ, что проект завода был поддержан жителями Култука на публичных слушаниях.
Активисты, выступающие против строительства, не верят в честность этих проверок. Они считают, что вторжение сложную экосистему Байкала навредит природе. Работа предприятия может быть опасна и для озера, и для местной фауны.
15 марта Кировский районный суд Иркутска приостановил строительство завода из-за проверок прокуратуры и Следственного комитета. Проверяющие нашли нарушения земельного и природоохранного законодательства. СК обнаружил нарушения и в проведении публичных слушаний.
Противники строительства завода опубликовали в интернете петицию. Она набрала уже 1,1 млн подписей.