Депутат Заксобрания Кировской области Валерий Басюк предложил уменьшить разрешенное количество протестующих на специальных площадках, расширить список мест, где нельзя проводить акции, и ввести новую процедуру информирования чиновников об акциях в местном гайд-парке. Если парламентарии одобрят его законопроект на очередном заседании 29 марта, новые правила могут заработать уже с середины апреля. Как инициатива может усложнить жизнь гражданским активистам и как ее оценивают правозащитники — в обзоре «7x7».
Что может измениться в кировском законе о митингах
Во-первых, Валерий Басюк предложил запретить проводить митинги, шествия, собрания и демонстрации на расстоянии 50 м от зданий областного правительства, регионального законодательного собрания, мэрии, городской думы, отделов полиции и прокуратуры. В действующих правилах ограничений на акции рядом со зданиями органов власти нет. Такие мероприятия нельзя проводить на вокзалах, в аэропортах, школах, торгово-развлекательных центрах, на рынках, в больницах, спортивных организациях, на остановках общественного транспорта и детских площадках.
Во-вторых, парламентарий хочет обязать участников любых акций в единственном гайд-парке Кирова — сквере им. Степана Халтурина — информировать мэрию об их проведении за пять-десять дней. Информирование — новое понятие, которое добавил в законопроект Валерий Басюк. Чем оно отличается от уведомления, в документе не уточняется. Дозвониться до автора поправок корреспонденту «7x7» не удалось.
Если заксобрание примет закон, мэрия сможет предлагать организаторам другое место и время для публичных мероприятий. Если организаторы с переносом не согласятся, их акция будет считаться незаконной, следует из законопроекта. По федеральному закону «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» организаторы могут не уведомлять власти об одиночных пикетах, а по региональному — о любых акциях в гайд-парке, в которых участвуют менее 100 человек.
Третье нововведение касается максимального количества участников акций в гайд-парке. По действующему закону Кировской области на одного участника отводится 0,5 м2. Депутат предложил увеличить «норму предельной заполняемости» гайд-парка до 1,5 м2 на одного человека. Обычно на акции в Кирове собирается меньше 1000 участников. На один из самых массовых протестов за последние годы — митинг против высокой стоимости вывоза мусора 17 февраля 2019 года — вышли около тысячи человек.
Еще одно предложение кировского депутата касается акций на участках, которые принадлежат гражданами или организациям. Организаторы публичных мероприятий должны будут получать письменное согласие владельцев земли.
В пояснительной записке к законопроекту Валерий Басюк объяснил необходимость изменения закона соображениями антитеррористической безопасности и обеспечения общественного порядка. «Сложившаяся правоприменительная практика и опыт работы органов местного самоуправления и правоохранительных органов показывают необходимость внесения изменений в целях обеспечения полноты правового регулирования», — говорится в документе.
Как это видят правозащитники
Правозащитник Артур Абашев участвовал в рабочей группе при Общественной палате Кировской области, которая рассматривала предыдущие изменения в региональный закон о публичных акциях. Он рассказал «7x7», что самое плохое в новом законопроекте — введение нового понятия «информирование» для акций, которые не требуют уведомления. При этом к «информированию» предъявляются почти те же требования, что и к уведомлению.
— У нас не было запрета на проведение [акции, уведомление о которой не требуется], если организатор письменно не проинформировал уполномоченный орган исполнительной власти Кировской области или орган местного самоуправления, а также в случае несогласия с предложением иного времени, даты или места проведения публичного мероприятия. Соответственно, сейчас этот запрет вводят, — объяснил он.
Артур Абашев добавил, что на одиночные пикеты не в гайд-парке этот запрет распространяться не будет.
Требование получать разрешение у частных собственников территории, где планируется провести акцию, по словам Абашева, действовало и раньше, но отказ в проведении таких акций можно было оспорить в суде. Сложившуюся практику хотят закрепить законодательно.
По мнению руководителя правозащитного проекта «Апология протеста» Алексея Глухова, предполагаемое введение процедуры предварительного информирования за 5-10 дней значит, что кировчане не смогут стихийно собираться в гайд-парке для обсуждения срочных вопросов.
Эксперт предположил, что кировские власти будут активно пользоваться изменением предельной заполняемости с 0,5 м2 на человека до 1,5 м2 чтобы ограничивать массовость акций. Если законопроект примут, то в гайд-парке сможет собираться в три раза меньше людей, чем было раньше.
Ограничения для одиночных пикетов, по мнению Александра Глухова, работать не будут. По словам правозащитника, региональный закон не может противоречить федеральному закону №54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
— Регионы слишком вольготно и расширительно пользуются правом на дополнительную регуляцию мирных акций. Это приводит тому, что провести мирную акцию без нарушения закона в центре населенного пункта практически нереально. Поэтому я считаю, что все региональные законы о митингах в России должны быть отменены, так как они необоснованно ограничивают свободу собраний.
Глухов добавил, что в других схожих региональных законах всегда упоминалось, что ограничительные поправки не распространяются на одиночных пикетирующих.
Как отреагировали кировские активисты
Валерий Басюк внес проект в Кировское заксобрание 15 марта — на следующий день после одиночного пикета многодетной матери Марины Сунцовой. Она требовала пересчитать тариф за вывоз мусора для частных домовладений. В беседе с корреспондентом «7x7» она сказала, что ожидала чего-то подобного от кировских властей. При этом Сунцова отметила, что она не политик, а всего лишь мать и не будет выступать против «бестолковых решений властей»:
— Я не хочу лезть в политику. Четко расставляю приоритеты в жизни, не готова идти на баррикады. Но просто по моей семье «проехали на танке» за последний год пару раз. Первый, когда не дали ребенку детский сад, второй, когда подняли стоимость вывоза мусора в десять раз. Со стороны я уже выгляжу истеричкой, а кто-то еще и приписывает меня к оппозиционным партиям. На самом деле, я не хочу во всем этом участвовать, но как человек неравнодушный не могу молчать.
Представитель обманутых дольщиков Татьяна Широкова, которая регулярно организовывала пикеты у здания администрации Кирова, рассказала корреспонденту «7x7», что если новый законопроект примут, то сообщество дольщиков будет писать заявление в Генеральную прокуратуру, потому что региональный закон не может нарушать федеральное законодательство.
— Думаю, в данной ситуации имеет смысл активистам разных направлений объединиться и не допустить принятия данных поправок. Если потребуется, дойдем и до Конституционного суда, — сказала Широкова.
Активист движения против строительства мусорного полигона в Осинцах Татьяна Столбова рассказала, что не слышала о новом законопроекте. Когда корреспондент «7x7» сообщил ей о сути законопроекта, она ответила:
— Мы их достали, похоже. [На одном из будущих митингов] скажем [о законопроекте], и сейчас хай поднимем, — сказала Столбова корреспонденту «7x7».
Координатор Партии народной свободы («ПАРНАС») и движения «Открытая Россия» в Кировской области Вадим Ананьин проводит по две-три публичные акции в Кирове в месяц. Он считает, что законопроект, который внес Валерий Басюк, не усложнит его политическую деятельность, но забюрократизирует ее. Активист и раньше подавал заявления на все свои пикеты и акции. Ананьин считает, что закон написан «коряво», поэтому нуждается в доработке и изменению в сторону либерализации проведения публичных акций.
— В понедельник мы в офисе «Яблока» проведем круглый стол, где подготовим свои предложения по законопроекту. Я пригласил туда для обсуждения членов парламентских и непарламентских оппозиционных партий, потому что это закон касается нас напрямую. Эти предложения мы принесем на парламентскую комиссию, которая будет рассматривать законопроект, — рассказал Ананьин.
Что теперь будет
Комитет по законодательству и местному самоуправлению Кировского заксобрания рассмотрит предложения своего председателя Валерия Басюка на заседании 27 марта. Вопрос об изменениях в региональный закон о митингах уже вошел в предварительную повестку дня очередной сессии областного парламента. Оно состоится 28 марта. Если депутаты одобрят законопроект сразу в трех чтениях, а губернатор подпишет его, закон вступит в силу через десять дней официального опубликования, то есть уже в середине апреля.
Правозащитный медиа-проект о политических преследованиях в России «ОВД-Инфо» опубликовал доклад «Одиночные пикеты. Ограничения в теории и на практике». Как следует из доклада «ОВД-Инфо», несмотря на то что одиночные пикеты — единственная форма публичного мероприятия, которая по федеральному законодательству не требует согласования, права их участников постоянно ущемляются. Их могут задерживать по различным предлогам: из-за курения или из-за того, что человек на пикете похож по оперативной ориентировке на какого-то преступника. При этом в отношении них даже не возбуждают административные дела. Иногда одиночный пикет в групповой превращают провокаторы, которые встают с плакатом рядом.
В 2016 году появились первые законодательные ограничения для одиночных пикетов. Согласование стали требовать для единственного пикетирующего, если он использует быстровозводимую конструкцию (так называемые «кубы», которые начали использовать сторонники Алексея Навального в 2013 году в Кирове). В 2018 году в некоторых регионах публичные мероприятия были ограничены из-за проведения Чемпионата мира по футболу. Если для массовых акций было просто невозможно получить согласование, то одиночных пикетирующих привлекали по статьям административного кодекса. Полностью текст доклада можно прочитать на сайте «ОВД-Инфо».