Кемеровские экологи и краеведы добились от городского совета регистрации инициативной группы против появления статуи святой Варвары высотой около 30 метров в Рудничном (или Сосновом) бору на берегу Томи. Почти девять десятков горожан хотят отменить правила благоустройства, которые разрешают строительной технике работать в реликтовом сосновом лесу. Чем установка памятника грозит бору и зачем активистам нужна «правотворческая инициатива граждан», разобрался корреспондент «7x7».
Десять тысяч лет леса
Сосновый бор находится в центре Кемерово — сразу за мостом через Томь на Кузнецком проспекте. По словам кемеровского краеведа и журналиста Владимира Сухацкого, бор на берегу Томи возник около 10 тыс. лет назад, когда ледник в Западной Сибири отступил на север. До сих пор в лесу растут и живут «ценные, реликтовые, редкие и исчезающие виды растений и животных», говорится на сайте российских охраняемых природных зон.
Особо охраняемой природной территорией (ООПТ) кемеровские городские депутаты признали Рудничный бор в 2015 году. Это значит, что здесь больше нельзя строить дороги, трубопроводы, линии электропередач и вообще делать что-то, что может повредить верхнему, самому плодородному слою почвы. Статус ООПТ запретил делить бор на новые участки. Всего под охраной оказались 392,4 га леса.
В октябре губернатор Кемеровской области Сергей Цивилев объявил, что в Рудничном бору появится огромная, несколько десятков метров в высоту, статуя святой Варвары, которая считается защитницей от внезапной или насильственной смерти, покровительницей шахтеров. Так началось полугодовое противостояние властей и общественников, которые посчитали, что работы по установке памятника разрушат экосистему Рудничного бора.
Идея установки памятника святой принадлежала «общественникам Кузбасса», сообщил в декабре 2018 года сайт Кемеровской областной администрации. В июне 2018 года они предложили поставить статую на правом берегу Томи, недалеко от надписи «Кузбасс». Имена авторов идеи в официальных сообщениях не назывались. Инициативу поддержали глава региона и глава Кузбасской митрополии Аристарх (Смирнов).
«Священноначалие, клирики и миряне Кемеровской епархии уверены, что скульптурное изображение святой великомученицы Варвары, покровительницы шахтеров, станет одним из ярких символов, с которым будет ассоциироваться столица Кузбасса», — привела позицию Кузбасской митрополии ее пресс-служба в начале зимы.
В декабре 2018 года коллегия обладминистрации одобрила вариант памятника, предложенный скульптором Константином Зиничем. А еще 30 ноября — за неделю до заседания коллегии — Кемеровский горсовет изменил свое решение от 2015 года о признании Рудничного бора особо охраняемой природной территорией. Поправки разрешили устанавливать в лесу скульптуры и малые архитектурные формы (например, беседки или киоски) и использовать технику и транспорт для их возведения и обслуживания.
Уже 12 декабря кемеровские историки, краеведы, архитекторы, журналисты, спортсмены и литераторы отправили в виртуальную приемную губернатора Сергея Цивилева открытое письмо с просьбой «отказаться от планов возведения гигантского монумента в Рудничном бору, а также от планов по дальнейшему „окультуриванию“ городской тайги». Они напомнили, что запрет на вырубку соснового бора появился еще до революции — его ввело в 1913 году руководство международной компании «Копикуз», разрабатывавшей угольные месторождения в Сибири. В 20-е годы XX века запрет подтвердил Себальд Рутгерс, председатель правления автономной индустриальной колонии Кузбасс [объединения иностранных рабочих, приехавших в Сибирь для восстановления и развития тяжелой промышленности в 1921–1926 годах]. За вырубленные деревья колонисты платили штрафы. Даже в годы Великой Отечественной войны, когда в Кемерово не хватало строительного и крепежного леса, в сосновом бору не срубили ни одного дерева.
Письмо не помогло.
«Вырубкой нескольких деревьев дело не ограничится»
Петицию «Не дадим властям вырубать сосновый бор в Кемерове!» на сайте change.org местная жительница Ольга Русякевич разместила еще в начале ноября. К декабрю ее поддержали около 700 человек. Когда региональные власти объявили о том, что решение установить скульптуру окончательно принято, количество подписавших выросло в разы. В январе число подписей под обращением к губернатору Цивилеву достигло 5 тыс., к середине марта — 7 тыс. человек. В конце январе активисты объединились в экологическое движение «Комитет защиты Рудничного бора».
Одного из его самых заметных участников — юриста Сергея Прохорова — товарищи называют «ветераном 12-го года». И уточняют — две тысячи двенадцатого. Семь лет назад Сергею Прохорову пришлось защищать сосновый лес от компании «Кузбасс Капитал Инвест». Она специализировалась на строительстве и управлении коммерческой недвижимостью, в том числе «Парком чудес». Это развлекательный комплекс в городском Парке культуры на противоположном от Рудничного бора берегу Томи. В 2012 году инвесторы предложили городским властям соединить берега канатной дорогой и расширить «Парк чудес».
— Проектное положение одобрил тогдашний мэр Кемерова Валерий Ермаков — это было его первое постановление. Меня это возмутило. До этого никогда ни в каких общественных движениях не участвовал, но решил, что в этом случае я обязан что-то предпринять, — рассказал Сергей Прохоров корреспонденту «7x7». — Ударил в колокола, обращался в общественную палату, в областную прокуратуру, к деятелям из разных сфер. Появились единомышленники. В итоге удалось добиться отмены постановления. Ермаков сам его отменил. Мы провели большую работу по приданию бору статуса особо охраняемой природной территории. В соседней Томской области таких охраняемых природных территорий в черте города было под сотню, а у нас не было ни одной. Кемеровский сосновый бор в центре города — уникальный лес, которым не обладает ни один город в мире. Я не оговорился. Есть города с искусственными лесонасаждениями, а наш бор — естественный. И его надо сохранить в первозданном виде как памятник не только природный, но и культурный.
Еще один защитник Соснового бора, кемеровский журналист и краевед, автор подробного очерка о Сосновом боре Владимир Сухацкий называет себя «одним из подвижников этого стихийного экологического, а скорее гражданского движения». Он выступает против хозяйственного освоения леса. В феврале 2019 года вице-мэр Кемерова Сергея Прозоров рассказал «Комсомольской правде-Кемерово», что в Рудничном бору могут появиться фитнес-центр, молодежный военно-патриотический клуб и трассы для занятия лыжным и велоспортом и легкой атлетикой. Владимир Сухацкий считает, что это неправильно.
— Чтобы было где поесть и повеселиться, нужно разбивать, создавать парки. Никто не мешает кемеровским властям этим заниматься. А такие подарки природы, как наш бор, нужно оберегать. Это же реликтовый лес! Давайте еще разрушим египетские пирамиды или превратим их в бордели. А что? Секс-туризм будет развиваться. Сосновый бор — он сам по себе уязвим: корневая система расположена очень близко к поверхности земли. Хотите спортом заниматься — идите на стадион. В бору не желательно даже на велосипедах кататься или кроссы устраивать, не то что привозить мощную технику. Бор существует только для прогулок. И для образовательных целей — проводить с детишками уроки ботаники и географии. Там нужно не военно-патриотический клуб строить, как планирует городское начальство, а делать школьное лесничество, — уверен Владимир Сухацкий.
С ним согласен юрист Сергей Прохоров.
— Вырубкой нескольких деревьев дело не ограничится. Это будет только первый шаг на пути дальнейшего «хозяйственного освоения». Потом найдутся желающие захватить близлежащие участки для постройки коммерческих объектов — гостиниц, домов отдыха, ресторанов. С идеей сохранения природной территории это никак не сочетается.
По его словам, активисты даже не смогли узнать у чиновников, кто именно стоял за инициативой установки памятника святой Варваре.
— Прямо никто не говорит, чья инициатива. Но, по всей видимости, она исходит от губернатора. Наш депутатский корпус — беззубый. Принимать самостоятельные решения не хочет и не умеет. Депутаты, единогласно голосующие за поправки в ими же принятое три года назад решение, улавливают какие-то сигналы, — предположил Сергей Прохоров в беседе с корреспондентом «7x7».
«Мы должны вернуться к ситуации 2015 года»
И Сергей Прохоров, и Владимир Сухацкий в начале марта вошли в инициативную группу «по осуществлению правотворческой инициативы граждан города Кемерово». Противники строительства в Сосновом бору нашли способ обязать горсовет заново рассмотреть ноябрьское решение, позволившее проводить в охраняемом лесу строительные работы.
Федеральный закон об общих принципах организации местного самоуправления разрешает гражданам вносить собственные проекты нормативных актов на рассмотрение депутатов. В Кемерово для этого нужно объединиться в инициативную группу не менее 50 человек, а затем собрать не менее 5 тыс. подписей в поддержку своей инициативы. Проект горожан депутаты обязаны рассмотреть в течение трех месяцев. Исключений из этого правила в местных нормах нет. Защитники Соснового бора подготовили проект, предусматривающий полную отмену новых правил благоустройства охраняемых зон.
Лидер экологического движения «Комитет защиты Рудничного бора» Олег Масленников собрал желающих войти в инициативную группу 2 марта в помещении Кузбасского треста инженерно-строительных изысканий. Общественник признался, что найти место, где активисты могли бы провести официальное собрание, оказалось непросто. Проблему помог решить генеральный директор ООО «КузбассТИСИЗ» Юрий Дорошенко.
— Я ему должен сказать большое спасибо. Оказалось, неким гражданским мужеством надо обладать, чтобы просто пустить нас в помещение, — сказал Олег Масленников в начале собрания.
По его словам, только тщательное соблюдение процедурных норм может помочь защитникам леса увеличить свои шансы в противостоянии с городскими властями.
— Со злом нужно бороться достойными способами, — подчеркнул он.
По словам Олега Масленникова, к депутатам горсовета уже поступали многочисленные обращения кемеровчан, требующих сохранить бор. Любой парламентарий имел право внести соответствующий вопрос на обсуждение муниципального парламента, и тогда создавать инициативную группу и собирать подписи просто не потребовалось бы. Олег Масленников рассказал, что в личном общении парламентарии отрицали даже связь между будущей установкой памятника и новыми правилами благоустройства. По их словам, поправки всего лишь узаконили нахождение в бору монумента ветеранам 376-й Кузбасско-Псковской дивизии.
— Тем не менее, по нашим сведениям, работа продолжается. Скульптор Зинич [автор памятника святой Варваре] делает свое дело. Зонирование бора идет своим чередом. Никто официально не сказал, что планы изменились, — объяснил Олег Николаевич.
По мнению экоактивиста, в противостоянии общественников и депутатов у вторых огромные преимущества. Например, они могут «забраковать» собранные участниками группы подписи или просто отказаться отменять ноябрьское решение. Олег Масленников попросил участников инициативной группы собирать подписи только у тех горожан, которые твердо убеждены в необходимости сохранить бор.
— Наша первоочередная задача — вернуться к ситуации 2015 года [к моменту признания Рудничного бора охраняемой территорией]. Потом можно бороться за возвращение бора в первозданный вид: убрать большинство сооружений, которые сегодня расположены на территории природного комплекса, в том числе огромные буквы «КУЗБАСС» и столбы линий электропередач, — сказал Олег Масленников.
Он добавил, что, несмотря на все препятствия, активисты будут «планомерно этого добиваться, даже если потребуется десять лет». Даже если «правотворческая инициатива» провалится, сбор подписей все равно окажется хорошей возможностью разъяснить неосведомленным, что значит для города с плохой экологией Сосновый бор, и показать городским властям: против «окультуривания» бора выступают не анонимные пользователи интернета, а реально существующие кемеровчане, указавшие фамилии и другие паспортные данные.
— Я не Нострадамус, не могу предсказывать, победят ли сторонники сохранения бора. Я верю в гражданственность кемеровчан, в их чувство собственного достоинства, — сказал после первого собрания инициативной группы журналист и краевед Владимир Сухацкий.
Всего в инициативную группу вошли 89 человек. Спустя две недели после ее создания, 15 марта в Кемеровском горсовете прошло чрезвычайное заседание, на котором депутаты зарегистрировали ее. Сбор подписей начался.