Сыктывкарский городской суд 13 марта отменил собственное решение об аннулировании вида на жительство в России гражданина Турции Акчая Емера. Это произошло после того, как в ноябре 2018 года Европейский суд по правам человека постановил, что российский суд не предоставил процессуальные гарантии при рассмотрении дела. Емер был вынужден уехать из России. По словам защитника турка, юриста Владимира Зубкова, это первый случай в Коми, когда Сыктывкарский городской суд отменил собственное решение после постановления ЕСПЧ.

 

Почему депортировали Акчая Емера

Гражданин Турции Акчай Емер переехал в Сыктывкар в 1999 году, где занялся транспортировкой древесины. За три года до депортации он открыл небольшую ферму: выращивал коров, продавал молочные продукты и мясо.

В декабре 2015 года республиканское управление ФСБ потребовало от Федеральной миграционной службы аннулировать вид на жительство Емера, так как, по их мнению, «он представлял угрозу безопасности России». Это произошло после того, как турецкие военные сбили российский бомбардировщик Су-24. «Радио Свобода» Акчай Емер рассказал, что после этого инцидента его ферму несколько раз проверяли. Сотрудники Россельхознадзора выявили два нарушения на его ферме: дыру в заборе и отсутствие документов на собаку, которую Акчай подкармливал.

ФМС аннулировала вид на жительство Емера и предписала депортировать его. Он оспорил это решение в суде. Во время процесса сотрудники ФСБ заявили, что у них есть секретный документ, в котором описаны причины, по которым Емер представляет угрозу безопасности России. Суду они его не предоставили. В итоге судья отклонил иск Емера, после чего его депортировали. В Сыктывкаре у турка осталась жена и 15-летний сын. Два года Емер провел в Турции, еще один год — на Украине.

 

Как дело Емера рассматривали в сыктывкарском суде

Решение о депортации Акчай Емер оспорил в ЕСПЧ. Документы ему помогли подготовить юристы Эрнест Мезак, Владимир Зубков и Алексей Лаптев. 11 ноября 2018 года Европейский суд по правам человека признал аннулирование вида на жительство турка незаконным, назначил ему компенсацию морального вреда в 12 тыс. евро. Еще 3,3 тыс. евро получили трое его представителей.

Этим постановлением ЕСПЧ призывает российские суды быть более независимыми от органов исполнительной власти. То есть он требует, чтобы суды действительно осуществляли контроль за решениями и действиями правоохранительных органов, в данном случае ФСБ, — предположил в беседе с корреспондентом «7x7» адвокат Московской муниципальной коллегии адвокатов Алексей Лаптев.

По словам юриста Владимира Зубкова, судья ЕСПЧ указал на то, что решение о депортации выглядит сомнительным, так как принято на основании секретного заключения ФСБ, которое не видели стороны процесса:

В решении ЕСЧП между строк очевидно прослеживается, что судьям сложно понять, каким образом можно выносить судебный акт именем Российской Федерации, основываясь на секретном документе, который не видели не только стороны процесса, но и сам судья. Для цивилизованной системы правосудия это недопустимо и необъяснимо. Насколько мне известно, это первый случай пересмотра Сыктывкарским городским судом своего решения после вынесения ЕСПЧ вердикта по состоявшему спору.

После решения ЕСПЧ Акчай Емер получил трехмесячную российскую визу и вернулся в Сыктывкар. Он обратился в городской суд с просьбой признать два решения ФМС незаконными: аннулирование вида на жительство и выдворение из страны.

По первому делу судья Александр Леконцев 13 марта вынес решение в пользу гражданина Турции и отменил решение об аннулировании его вида на жительство, которое было выдано ему до 2020 года. По второму делу судья Владимир Краснов удалился для вынесения судебного акта в совещательную комнату, но после 2,5 часов решил возобновить процесс. Следующее заседание состоится в апреле.

Как рассказал юрист Владимир Зубков, во время процесса сотрудники ФМС заявили, что суду предоставлен неофициальный перевод решения ЕСПЧ. Судья не принял этот довод во внимание. Представители ФСБ настаивали, что рассмотрение этого дела необходимо проводить в Верховном суде Коми. Только там они смогут показать секретное заключение, которое легло в основу решений суда в 2016 году.

19 марта у Акчая Емера закончится трехмесячная виза. Он уедет из России, но планирует оформить новую визу.

Это решение неправильное. Мы же выиграли в ЕСПЧ. Но ничего другого мне не остается. Сейчас я просто жду, — рассказал Акчай Емер «7x7».

Примечание: корреспондент «7x7» не присутствовал на заседаниях суда по делу Акчая Емера.