Общее число воспитанников Ульяновского суворовского военного училища (СВУ) с признаками заражения эхинококкозом достигло 54 человек, сообщил 12 марта депутат Госдумы Алексей Куринный со ссылкой на ответ из военной прокуратуры Центрального военного округа. По данным родителей заболевших суворовцев, некоторым курсантам уже сделали операции, но подтвердить эту информацию редакции интернет-журнала «7x7» не удалось. Как и откуда в училище появился эхинококкоз и что происходит вокруг расследования его причин, разбирался корреспондент «7x7».

 

Как росло число зараженных суворовцев

Как минимум четырем воспитанникам Ульяновского суворовского военного училища, заразившихся эхинококкозом, в Центральном военном госпитале имени Вишневского в Подмосковье сделали операцию по удалению паразитарных кист. Все прооперированные — из одной роты, которая готовится к выпуску. Об этом стало известно со слов мамы одного из суворовцев, которая постоянно общается с заболевшими и их родителями, но официально об этом нигде не сообщалось. Редакция «7x7» направила официальные запросы в Министерство здравоохранения Ульяновской области и Ульяновское СВУ, но не получила ответы на вопрос, действительно ли курсанты были прооперированы.

По словам матери суворовца, которая попросила не называть ее имя, операции прошли еще в середине февраля. Ульяновский депутат Госдумы Алексей Куринный посетил филиал госпиталя, куда направили заболевших курсантов для дополнительного обследования и лечения, 14 февраля.

— Я специально спрашивал, есть ли те, кого направили на операцию, мне сказали: «Нет, в оперативном лечении пока никто не нуждается», — сказал тогда депутат в телефонном интервью корреспонденту «7x7». — Возможно, кому-то понадобится операция, но пока об этом никто не говорит. Во всяком случае, мне не сказали, несмотря на мои настойчивые вопросы.

Последнее официально подтвержденное министерством обороны число заболевших — 26 человек, но такую цифру военные называли в начале февраля, когда разразился эхинококковый скандал. В конце февраля Куринный опубликовал ответ Минздрава РФ на свой запрос, в котором заместитель министра Сергей Краевой сообщил, что диагноз «эхинококкоз» подтвержден у 49 курсантов. Чиновник сослался на результаты обследования, проведенного в трех ульяновских больницах и в 428-м военном госпитале МО.

Последнюю информацию на тему вспышки эхинококкоза в СВУ ульяновский Минздрав сообщил еще 3 февраля и с тех пор к теме не возвращался (на официальном сайте регионального правительства и губернатора информации об этом тоже нет).

Цифру в 49 заболевших в конце февраля корреспонденту «7x7» подтвердил источник в Ульяновском управлении Роспотребнадзора: курсантов направляли для обследования в областную детскую многопрофильную больницу, а больница при обнаружении эхинококка экстренно оповещала об этом Роспотребназдор. Пресс-служба Минздрава отказалась комментировать информацию о числе заболевших.

Еще в начале февраля, когда информация о ситуации в Ульяновском училище попала в СМИ, родители курсантов вычислили в закрытом чате предполагаемое общее количество заболевших курсантов — 52, однако подтвердить ее официально им не удалось. Депутат Госдумы Алексей Куринный опубликовал на своей странице в социальной сети Facebook ответ военной прокуратуры Центрального военного округа, датированный 1 марта. Военный прокурор округа генерал-лейтенант Александр Антюфеев сообщил, что все суворовцы прошли обследование и у 54 из них выявлены признаки заболевания эхинококкозом.

 

Как в Ульяновском училище нашли эхинококкоз

Признаки заражения эхинококкозом — паразитарные кисты [новообразования, которые вызываются личинками ленточного червя эхинококка] в печени, легких, селезенке врачи обнаружили у курсантов старших курсов Ульяновского СВУ во время планового флюорографического обследования в конце января. Яйца паразита попадают в организм с зараженной пищей, водой или при контакте с некоторыми животными из семейства псовых. Оперативное лечение при кистозной форме эхинококкоза считается практически неизбежным.

8 февраля 34 курсанта (26 заболевших и 8 человек, находившихся под подозрением) направили для дополнительного обследования и лечения в госпиталь имени Вишневского в Москве. Через неделю 18 человек вернулись в Ульяновск, а 18 других прибыли в госпиталь в Москве. По информации депутата Госдумы Алексея Куринного, тогда же стало известно о еще двух заболевших из выпуска 2018 года. Ульяновское издание Simbirsk.City сообщило о 18-летнем Дмитрии Шульге из Белгорода, который закончил Ульяновское СВУ в 2018 году, легко поступил в Рязанское военное-воздушно десантное училище, но покинул его по состоянию здоровья, после чего у него был обнаружен эхинококкоз. Замминистра здравоохранения РФ Сергей Краевой в ответе на запрос Алексея Куринного сообщил, что для уточнения диагноза руководство 4-го филиала 428 военного госпиталя министерства обороны решило обследовать всех воспитанников Ульяновского СВУ (это 518 человек) и 305 сотрудников, включая 42 работника столовой училища.

Главный паразитолог Минобороны Сергея Козлова на собрании в училище 28 февраля рассказал родителям курсантов, что заражение в суворовском училище, вероятнее всего, произошло с 26 мая по 15 июля 2017 года. Однако источник заражения до сих пор не установлен, поэтому в группе риска — курсанты всех пяти курсов СВУ и выпускники курсов 2017 и 2018 годов. Все они будут находиться под динамическим наблюдением — и если останутся в системе Минобороны, поступив в военные вузы, и если покинут ее. Об этом сообщил 8 февраля на собрании с родителями курсантов начальник центра госсанэпиднадзора министерства обороны, заместитель главного санитарного врача Минобороны подполковник Виктор Поляков. «Цель — чтобы ваши дети не остались без необходимой врачебной помощи, — сказал Поляков родителям. — Этот вопрос взят на особый контроль на долгие годы вперед. О ситуации доложено Шойгу. Без внимания ваши дети не останутся».

 

Что будет с ульяновскими курсантами

Родители курсантов Ульяновского суворовского училища, где зафиксирована вспышка заболевания эхинококкозом, добиваются от министерства обороны формальных гарантий, что оно будет нести ответственность за здоровье суворовцев, в том числе и за возможные последствия медикаментозной профилактики заболевания. Но утвержденных Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) схем профилактики эхинококкоза не существует, потому что нигде и никогда в мире не было столь массовых вспышек заболевания, как в Ульяновске, заявил Сергей Козлов.

По информации сайта ВОЗ, на начальном этапе эхинококкоз развивается бессимптомно, а инкубационный период «может продолжаться многие годы до тех пор, пока кисты не разовьются до таких размеров, при которых появляются клинические признаки». Консилиум ведущих военных и гражданских специалистов главного военно-медицинского управления Минобороны решил начать в училище профилактику: всем курсантам из группы риска предстоит принимать противогельминтный препарат албендазол (заразившиеся его уже принимают). Поскольку препарат токсичный и может оказывать воздействие на печень, для профилактики требуется согласие родителей.

Родители сомневаются в необходимости такой меры, так как опасаются за последствия для здоровья детей. Сами военные врачи гарантий безопасности не дают, поскольку никто в мире не сталкивался с эхинококкозом такого масштаба. Утвержденных протоколов диагностики и лечения нет, рассказал на встрече с родителями курсантов паразитолог Сергей Козлов. Специалисты Минобороны считают профилактику меньшим злом, иначе пришлось бы просто ждать появления у потенциально инфицированных явных симптомов в виде кист. «Предлагаемое нами профилактическое лечение на 90% выгоднее с точки зрения здоровья, чем реальная угроза опасности последствий», — сказал представитель Минобороны на собрании 8 февраля.

«Без родительского согласия терапия не может быть проведена. Но как только родители откажутся от профилактического лечения, они берут на себя все риски и последствия развития заболевания», — пояснил родителям Сергей Козлов. Родители же считают, что ответственность за дальнейшее наблюдение и возможное лечение должно взять на себя Минобороны, и хотят заключить с военными формальное соглашение. Военные не готовы оформить такое соглашение юридически в силу новизны ситуации.

— Я в замешательстве относительно необходимости профилактики, — сказала в телефонной беседе с корреспондентом «7x7» мать суворовца выпускного курса Елена. — У нас есть версия: если не все, то многие дети, у которых заболевание подтвердилось, были в начале лета [2017 года] в лагере «Юность». Не там ли они эту инфекцию подхватили? Те, кто там не был, не заболели. В частности, у моего ребенка диагноз не подтвержден. У меня в связи с этой новой версией есть сомнение, нужна ли профилактика.

 

Откуда в училище взялся эхинококкоз

В училище работает комплексная комиссия Минобороны, военные утверждают, что угрозы заражения на территории училища нет, в столовой училища тоже все чисто, среди офицеров и преподавателей, а также персонала столовой никто не заразился, курсанты первого курса здоровы. Несмотря на установленный период заражения, определить его источник будет непросто. «Мы не можем взять пробы воды и пищи, которую употребляли суворовцы год или два назад, и у тех животных, которые были здесь в то время, — сказал Виктор Поляков. — Прорабатываются версии на несколько лет назад».

Военный следственный отдел СК РФ по Ульяновскому гарнизону возбудил в связи со вспышкой эхинококкоза среди учащихся Ульяновского гвардейского суворовского военного училища уголовное дело по факту нарушения санитарно-эпидемиологических правил, повлекшего массовое заболевание людей (ч. 1 ст. 236 УК РФ). В разговорах с корреспондентом «7x7» родители суворовцев говорили, что их удивило, почему начальник училища не отстранен от должности хотя бы на время следствия.

Кроме версии, что заражение курсантов произошло, когда они были в лагере «Юность» летом 2017 года, родители обсуждали еще несколько предположений. По их словам, большое количество детей, одновременно заболевших эхинококкозом, и то, что все они — из одного училища, указывает, что заражение произошло централизованно, например, через организованное питание. Такого же мнения, по словам родителей, придерживаются независимые эпидемиологи. До середины декабря 2018 года еду в училище поставляла фирма «Торговый дом „СПП“» (ТД СПП). Коллектив компании 5 февраля разместил на сайте учредителя ТД СПП — холдинга «Дарс» [занимается поставками питания в учебные заведения в Ульяновске, Воронеже и нескольких других регионах] — обращение, в котором говорилось, что фирма «жестко регламентирует порядок приготовления и дозировку ингредиентов». Кроме того, в обращении утверждалось, что ни у одного сотрудника столовой Ульяновского СВУ и ни у кого из представителей училища, которые ежедневно снимали пробы блюд, подававшихся суворовцам, не выявлено признаков эхинококкоза.

«Комиссией исключена версия заражения через продукты питания в столовой училища. Ни у одного работника столовой не было выявлено заболевания. Источником заражения являются инфицированные собаки», — сообщил о предварительных итогах проверки Ульяновского училища начальник главного военно-медицинского управления МО Дмитрий Тришкин 6 февраля.

По словам родителей суворовцев, офицеры училища предполагают, что источником заражения могло быть и употребление насвая. Ранее прокуратура Ульяновской области в своем сообщении предупреждала, что насвай — это вид некурительного табачного изделия, поставляемый в Россию, как правило, из Центральной Азии. Основными составляющими насвая являются табак и щелочь (или зола), в состав продукта могут входить растительное масло и другие компоненты, в частности куриный помет, из-за чего военные и ухватились за эту версию: якобы куры клюют собачьи экскременты, таким образом яйца червя могут попадать в организм человека через насвай. Насвай не относится к наркотикам, но употребление смести может вызвать приступы тошноты, головную боль, расстройство желудка и образование волдырей на губах, а длительное употребление провоцирует рак губы, языка и гортани.

Начальник отдела эпидемиологического надзора Роспотребнадзора Диляра Хакимова опровергла «насвайную» версию как противоречащую теории и практике.

— Статистики связи между употреблением насвая и заболеванием эхинококкозом нет, — сказала Хакимова в беседе с корреспондентом «7x7». —  Но если бы такая связь была, случаев заражения было бы гораздо больше. Насвай употребляет много молодежи, и если бы он являлся источником передачи возбудителей, у нас бы полстраны и половина Ульяновской области были бы больны. У нас эпидемическая обстановка по эхинококкозу до возникновения данной ситуации была спокойная, фиксировались единичные случаи заболевания эхинококком в разных сельских районах и в областном центре. Никто у нас не держал на контроле насвай, мы же не контролируем количество курящих. По теории это никак не могло быть причиной возникновения ситуации, и практики такой тоже не было. Ну не специально же выращивали возбудителя?

Диляра Хакимова рассказала, что врач-инфекционист из Тюмени, привлеченный министерством обороны для обследования курсантов, опрашивала суворовцев. Ни один из 300 опрошенных не жаловался на воспаления во рту. «Доверительно и откровенно» общался с заболевшими курсантами на тему насвая и главный паразитолог Минобороны Сергей Козлов. Но суворовцы «отрицают, что употребляли этот табачный продукт», сказал врач.

— Офицеры говорят: ваши дети жевали насвай. Я протестую! — рассказал корреспонденту «7x7» по телефону отец суворовца-десятиклассника Сергей Кузнецов. — Мы прессуем своих детей по этому поводу, и я своего спрашивал, он говорит, что ничего такого не принимал, а я своему сыну верю.

Кузнецов склоняется к версии заражения через пищу.

— Одни разрешили поставить зараженный товар, другие его приняли, третьи не проверили как следует. Может, продукты и были заражены? — спросил он.

После появления информации о заражении курсантов Россельхознадзор решил провести в Ульяновской области внеплановую проверку. «Продукция, которая потенциально могла послужить источником заражения, должна была проверяться лабораториями, подведомственными Агентству ветеринарии Ульяновской области», — говорится в сообщении на сайте ведомства. По данным службы, «лаборатории Агентства ветеринарии неоднократно были уличены в том, что выдавали документы на продукцию, несоответствующую требованиям законодательства». Лабораторные исследования Россельхознадзора в 2017 году выявили 377 партий небезопасной продукции, поднадзорной агентству. Более чем 40 партий были фальсифицированы, говорится в сообщении.

 

Стоит ли отдавать детей армии

Отец пострадавшего курсанта Сергей Кузнецов признался в беседе с корреспондентом «7x7» , что чувствует вину за то, что произошло с сыном, потому что в свое время сам сагитировал сына поступить в суворовское.

— Это мой сын, я за него в ответе, хотя и не я его этим кормил, — сказал он в телефонной беседе. — С детства говорил ему: если хочешь, давай поступай. Он у меня участник олимпиад, награжден несколько раз был. Главное сегодня — вернуть ему здоровье.

Супруга Сергея Людмила рассказала, что сын сначала не хотел идти в училище, но потом сдружился с однокурсниками, у него появился новый круг интересов.

— Со своими сверстниками на гражданке ему уже неинтересно, и когда мы ему намекнули, что, может, стоит уйти из училища, он категорически отказался, — сказала она. 

— Я не планирую забирать сына из училища, тем более за полтора месяца до окончания, потому что от чего-то подобного в нашей стране никто не застрахован, — говорит мама суворовца-выпускника Елена. — Он отличник, участник федеральных олимпиад. Мы получили фундаментальное образование, я была учителем и в состоянии оценить объем и качество знаний, которые дают в этом училище, не в каждой гимназии такие дают. Что касается военной карьеры, скажу так: если вероятность заражения моего ребенка будет исключена, будем пробовать поступать в военное училище.

Родители заразившихся курсантов неохотно идут на контакт с журналистами, предпочитая общаться в закрытых чатах в социальных сетях. Одни морально устали и думают только о том, как помочь детям и что их ждет в будущем. Другие разочарованы общением с прессой, возмущаясь, что вместо правды газеты и интернет-сайты распространяют версию про насвай как наиболее «медийную». Министерство обороны закрылось от прессы, его представители общаются только с родителями курсантов на закрытых собраниях в училище. По словам одного из родителей курсантов, военные проводят с родственниками воспитанников индивидуальные беседы, убеждая их не говорить прессе лишнего, так как от этого будет зависеть помощь со стороны Минобороны. Мама курсанта Елена предположила в переписке, что режим секретности связан не только с тем, что военные хотят сохранить лицо, но и с тем, что депутатом Госдумы от Ульяновской области является генерал-полковник Владимир Шаманов, бывший губернатор региона, бывший командующий ВДВ, ныне председатель комитета Госдумы по обороне.