В Сыктывкаре 3 февраля состоялся согласованный митинг против мусорной реформы и строительства полигона на станции Шиес в Архангельской области. КПРФ организовала акцию в единый день экопротеста, запланированного участниками межрегионального движения «Комитет защиты Вычегды». Какие новые методы борьбы придумали активисты — в репортаже корреспондента «7x7».

 

 

 

«Мы разгораемся от бесчинства»

За 20 минут до начала митинга на площадке в Мичуринском парке начали собираться люди. Члены КПРФ раздавали флаги, плакаты и газету «Правда Коми». Слева от импровизированной сцены женщина разливала всем желающим горячий чай. Всего на митинге было около 900 человек. За порядком следили двое полицейских, а женщина в белой куртке снимала происходящее на камеру. На акции присутствовали два члена Объединенной группы общественного наблюдения — Игорь Сажин и Вячеслав Слюсарев.

 

Маяк Митюнин

 

— Нам не холодно, нам всегда жарко, мы разгораемся от бесчинства козлов, — открыл митинг поэт Маяк Митюнин.

 

Болеслав Скроцкий

 

Секретарь республиканского отделения КПРФ Болеслав Скроцкий заявил, что Коми превратилась в московскую колонию:

— У нас забирают налоги — больше 70% мы отдаем. Они там жируют. У нас забирают кадры, которые могли бы здесь работать на предприятиях, в науке. У нас забирают практически все возможные ресурсы — это нефть, газ, уголь. Все идет в Москву за копейки, а нам остается шиш. Ну и, конечно, коммунальные услуги. Дело в том, что сегодня народ обдирают как липку. Повысили налог на НДС, повысили мусорный сбор, повысили цены на продукты. Если посмотреть, питаться приходится большинству людей в маленьких «Пятерочках», перебирая гнилые помидоры и яблоки. Это не нормально!

 

Александр Вербин

 

Секретарь сыктывкарского отделения Российской коммунистической рабочей партии Александр Вербин зачитал письмо француза, который участвует в протестах. Со слов коммуниста, француз пишет, что они протестуют не для снижения налогов и подорожания топлива на «несколько центов», а ради достойной жизни, потому что устали от порабощения. Объединяющей протесты во Франции и в России причиной, по мнению Вербина, можно считать кризис капитализма. Вместо погромов и баррикад он предложил свой способ:

— Я бы сделал как. Каждый дома берет пакет с мусором и несет на площадь к «желтому дому» [неофициальное название здания, где располагается администрация главы и правительство республики]. И пусть нюхают, пока от этих ароматов не придут сюда, на этот митинг, и станут вместе с нами бороться.

 

Виктор Вишневецкий

 

Член правления движения «Комитет защиты Вычегды» Виктор Вишневецкий потребовал открыть Театральную площадь для протестов. Он заявил, что Ленский район Архангельской области изначально был территорией республики, и призвал собравшихся больше рассказывать о стройке на станции Шиес:

— Не должно быть, чтобы мы халатно относились к тому, что сейчас происходит. Власть гастролеров нам не нужна! Почему это все происходит? Потому что мы это допустили, потому что мы молчим, мы не реагируем на это все. Если будут все реагировать, если будут ходить на протестные мероприятия в рамках закона, власть нас услышит и отступит от этого всего.

 

 

 
 
 

 

«Нас предупредили, чтобы мы на провокацию не поддавались»

О презентации экотехнопарка в Урдоме 29 января высказался руководитель движения «Орбита против строительства» Станислав Штралер. По его словам, на собрании присутствовали только подставные люди, как и два года назад на общественных слушаниях о сквере в Орбите:

— Это было сделано теми же людьми — предпринимателями, которые хотят построить свои объекты, что у нас в Сыктывкаре, что в Архангельской области. Нельзя позволить продолжать такие действия! Надо, чтобы власть высказывала свое мнение, а не молчала в таких случаях. Требовать надо от этой власти! И мы требуем, чтобы она высказала свое мнение против. Против данной мусорки!

 

Алексей Семяшкин

 

Один из участников собрания, сыктывкарец Алексей Семяшкин рассказал, что его с товарищами позвали в Урдому на то собрание, о котором упомянул Штралер, высказаться против свалки:

— У нас был мини-инструктаж. Сказали, что нас там ожидают участники митинга, которые наоборот за постройку мусорного полигона. Нас предупредили, чтобы мы на их провокацию не поддавались.

Он объяснил, что все их вопросы были проигнорированы, и попросил прощения у жителей Урдомы.

 

 

 
 
 

 

«Республика превратилась в место помойки для московского мусора»

— Вы знаете, какая самая замечательная новость, связанная со строительством мусорного полигона в Шиесе? Ее мы узнали от руководителей Архангельской области, которые начали оправдываться за Шиес и говорить о том, что он очень нужен области. Они стали говорить, что выиграли в сложной, тяжелой, конкурентной борьбе у [главы Коми Сергея] Гапликова право построить свалку в Архангельской области. И Гапликов хотел построить такую же свалку у нас в Удорском районе Республики Коми. Как вы думаете, как такое получилось, что наша республика превратилась в место помойки для московского мусора? — задал вопрос присутствующим член избирательной комиссии Коми от КПРФ Андрей Никулин.

 

Андрей Никулин

 

По словам руководителя общественной организации «Экологи Коми» Нины Ананиной, по территориальной схеме обращения с мусором в республике собираются построить три мусоросжигательных завода: в Сыктывкаре, Печоре и Ухте. Она попросила внести в резолюцию митинга требование исключить из территориальной схемы «все упоминания о термическом разложении отходов». Строящийся мусорный полигон в Архангельской области, по ее словам, особо опасен для Коми:

— Нам говорят, что все это рассортируют. Вранье! Уже пришел официальный ответ — ничего сортироваться не будет. Его будут просто прессовать и запаковывать в полиэтилен. Давно у нас пакеты 30 лет могут выдержать на нашем морозе и на нашей воде? Буквально через год вся эта дрянь полыхнет. Рядом находятся семь веток газопровода. У нас полреспублики к чертям собачьим просто снесет. Это только мелочи, не считая той вонищи, которая будет постоянно, и отравленной воды.

 

Нина Ананина

 

По мнению экоактивиста из Печоры Андрея Аксеновского, помимо митингов и постов в соцсетях людям необходимо разобраться и с собственным мусором, а «условных Шиесов» по Северной железной дороге будет еще много.

— Нам нужно быть активнее, нам нужно быть громче, нам нужно не стесняться. Может быть, иногда выглядеть какими-то городскими сумасшедшими и сказать своему ближнему: «Ну не мусори ты здесь. Это твоя собственная земля! Ты здесь живешь и здесь будут жить твои дети!» Когда мы с вами отдыхаем на наших прекрасных реках, дорогие друзья, я вас очень люблю, но 90 процентов из вас, может, даже больше, оставляют мусор там, где они отдыхают. Это ужасно! В Сысоле если вы искупаетесь и не отравитесь — это чудо, — заявил активист.

 

Андрей Аксеновский

 

«Природа не видит административных границ»

По словам депутата Госсовета Коми Олега Михайлова, все новые федеральные инициативы направлены против народа, несмотря на протесты, но реформы ничего не меняют:

— Сегодня нам навязали эту мусорную реформу. Теперь каждый должен платить в несколько раз больше за вывоз мусора. Но что-либо изменилось для нас? Как-либо по-другому стали вывозить? Нет! Эти чиновники, этот олигархат вновь залезают в наш карман! Они пытаются высосать из народа последние соки. Теперь устроили эту позорную свалку на границе Республики Коми и Архангельской области. А что говорят наши республиканские власти? «Ребята, извините. Это территория другого субъекта Российской Федерации, мы сделать ничего не можем». Что значит другой субъект? Природа не видит ни административных, ни государственных границ. Это наша земля, это наша природа! Это наши прекрасные леса и чудесные болота! И никакой московский мусор не должен туда попасть никогда! Я уверен, мы сейчас с вами сможем этому противодействовать. Кроме того, посмотрите, какое отношение с точки зрения этики. Сотни миллионов рублей Республика Коми ежегодно перечисляет в федеральный бюджет. А нам на голову сыплют этот московский мусор. Получается, что люди, живущие в Республике Коми, в Архангельской области — это люди второго сорта, что ли? Москва гадит, а мы, значит, должны это у себя в нашей природе хранить? Ничего подобного! Такое явление, когда делят на людей первого и второго сорта, носит название «фашизм».

 

Олег Михайлов

 

Проект резолюции зачитал первый секретарь сыктывкарского горкома КПРФ Илья Богданов. В требования вошли: прекращение любых работ на станции Шиес, введение в Архангельской области и Коми моратория на ввоз мусора из других регионов, возврат тарифов на вывоз мусора на прежний уровень и привлечение к уголовной ответственности за ограбление организаторов «псевдомусорной аферы». Участники митинга выразили недоверие губернатору Архангельской области Игорю Орлову, главе Коми Сергею Гапликову, правительству России и лично президенту Владимиру Путину и потребовали их отставки. Собравшиеся единогласно приняли резолюцию и разошлись.


Летом 2018 года жители Архангельской области узнали, что компания «Технопарк» начала строить полигон для твердых коммунальных отходов из Москвы площадью 5 тыс. га рядом со станцией Шиес в Ленском районе. Он предусматривает круглосуточную приемку и выгрузку от 55 до 90 вагонов с мусором — до пяти составов в день. Жители двух регионов — Архангельской области и Коми провели многочисленные митинги в разных городах, организовали круглосуточное дежурство на станции Шиес, инициировали региональные референдумы о запрете ввоза мусора из других регионов, писали обращения в силовые и надзорные структуры.