В Оренбурге 27 января прошел День памяти жертв Холокоста, посвященный 75-й годовщине освобождения советскими войсками узников Освенцима. В здании Оренбургской еврейской религиозной общины и региональной еврейской национально-культурной автономии (РЕНКА) собралось около 30 человек. На Дне памяти побывал корреспондент «7×7».

 

«Через месяц инструкции у айнзац-команд изменились»

Глава еврейской религиозной общины Оренбурга раввин Гоэль Майерс прочел молитву в память о шести миллионах евреев, погибших во время Холокоста. Доцент кафедры литературы и методики преподавания литературы Оренбургского государственного педагогического университета Игорь Савельзон рассказал, что Холокост принято делить на четыре этапа, один из которых, затронувший территорию СССР, начался в июне 1941 года, когда немецкие айнзац-команды начали «окончательное решение еврейского вопроса».

Он рассказал собравшимся о мемориальном комплексе «Яд ва-Шем» («Память и имя»), который находится в Иерусалиме. Этот мемориал основали в 1953 году с целью увековечить память о евреях, ставших жертвами фашизма:

— Название мемориального комплекса происходит из слов пророка Иешаяху (Исайи): «И дам Я им в доме Моем и в стенах Моих память и имя лучшее, нежели сыновьям и дочерям; дам им вечное имя, которое не истребится». «Яд ва-Шем» занимается в том числе установлением личностей погибших евреев. Несколько миллионов погибших уже получили свое имя, известно, где, когда и при каких обстоятельствах они погибли. Любой человек до сих пор может послать в «Яд ва-Шем» информацию о своей родне. Кроме того, «Яд ва-Шем» присваивает почетное звания «Праведники народов мира». Множество людей получили благодарность еврейского народа за то, что эти люди, рискуя собственной жизнью, укрывали евреев. В «Яд ва-Шеме» есть Аллея праведников народов мира, где установлены камни с их именами. По еврейской традиции на могилу надо принести камешек, и больше всего их у самого известного праведника народов мира — у камня памяти Оскара Шиндлера.
 

Игорь Савельзон



Игорь Савельзон прочитал отрывок из повести «Добро вам!» Василия Гроссмана — писателя, который одним из первых побывал в освобожденных концлагерях Майданек и Треблинка, а его публикация «Треблинский ад» открыла тему Холокоста в Советском Союзе. В повести «Добро вам!» рассказывается о поездке в Армению, народ которой пострадал от геноцида за четверть века до Холокоста: «Мартиросян перевел мне речь плотника. Он говорил о евреях. Он говорил, что в немецком плену видел, как жандармы вылавливали евреев-военнопленных. Он рассказал мне, как были убиты его товарищи — евреи. Он говорил о своем сочувствии и любви к еврейским женщинам и детям, которые погибли в газовнях Освенцима. Он сказал, что читал мои военные статьи, где я описываю армян, и подумал, что вот об армянах написал человек, чей народ испытал много жестоких страданий. Ему хотелось, чтобы о евреях написал сын многострадального армянского народа. За это он и пьет стакан водки. Я низко кланяюсь армянским крестьянам, что в горной деревушке во время свадебного веселья всенародно заговорили о муках еврейского народа в период фашистского гитлеровского разгула, о лагерях смерти, где немецкие фашисты убивали еврейских женщин и детей, кланяюсь всем, кто торжественно, печально, в молчании слушал эти речи. Их лица, их глаза о многом сказали мне. Кланяюсь за горестное слово о погибших в глиняных рвах, газовнях и земляных ямах, за тех живых, в чьи глаза бросали человеконенавистники слова презрения и ненависти: „Жалко, что Гитлер всех вас не прикончил“».  



Игорь Савельзон показал собравшимся отрывок из фильма «Список Шиндлера» и напомнил, что сестра режиссера этого фильма Стивена Спилберга, Нэнси Спилберг, стала продюсером документальной ленты «Кто напишет нашу историю?», премьера которой прошла в январе:

— Это фильм о трагедии Варшавского гетто, где существовала подпольная организация «Ойнег шабес» («Радость субботы»), возглавляемая Эмануэлем Рингельблюмом. Они собирали документы и свидетельства о жизни гетто. Они знали, что это будет нужно для истории, для нас. Они закопали эти документы в нескольких огромных бидонах из-под молока в трех местах в Варшаве. Фашисты уничтожили всех членов организации. Бидоны с документами нашли в 1946 году в двух местах, третье место до сих пор не обнаружено.

 
 
 


 

«Чем больше мы будем знать друг о друге, тем меньше антисемитизма будет в мире»

Руководитель ассоциации национальных молодежных общественных объединений Оренбургской области «Вместе» Екатерина Ракова сказала, что «все народы признают, что самым пострадавшим народом от ужасов войны был еврейский народ»:

— Здесь присутствуют ребята самых разных национальностей. Пусть нас немного, но для нас очень важно сохранить память о тех событиях и передать ее будущим поколениям. Это трагические события, которые нельзя забывать и которыми ни в коем случае нельзя спекулировать. Надо делать выводы и стремиться к тому, чтобы этого не повторялось. Если мы начнем забывать эти события, то мы можем своим невежеством, своей ленью спровоцировать то, что эти события повторятся рано или поздно.
 

Екатерина Ракова



Учитель русского языка и литературы, уроженка Кустаная Зайнаб Албастова сравнила геноцид евреев с депортацией чеченцев в 1944 году:

— Все мы знаем о геноциде еврейского народа. Я часто думаю — как земля могла терпеть такое? Нас создали не для того, чтобы мы друг друга уничтожали, а для того, чтобы мы улучшали жизнь, делали ее счастливой, красивой. Геноцид коснулся и моего маленького народа — чеченцев. Мой прекрасный отец родился 1910 году. У него не было возможности получить образование, он окончил всего четыре класса у себя в горах. С 1944 года его родного села — и еще 110 сел — не существует, они были разгромлены и уничтожены. В ауле Хайбах, где произошло массовое убийство чеченцев, погибли родители моего отца и брат его матери. В 1944 году чеченцев обвинили в сотрудничестве с фашистами и стали выселять в Казахстан, выслали и нашу семью. Только во второй половине 1950 годов мы смогли вернуться на родину. 

 

Зайнаб Албастова и Гоэль Майерс



Руководитель программ для пожилых людей региональной еврейской национально-культурной автономии Фрида Гендлер рассказала о книгах по истории Холокоста:

— Одна из книг — это «Черная книга». Писатели Василий Гроссман и Илья Эренбург после войны собрали воспоминания и свидетельства тех, кто прошел концлагеря, их близких и родственников. Эта книга издана в Иерусалиме. Литературы очень много. Есть у нас и книга «Память Бабьего Яра» — список тех, кто погиб там. На страницах этой книги я нашла фамилию моих дедушки и бабушки... Когда мы начинали клуб фронтовиков, их было сто человек. Сегодня их осталось пять. К сожалению, сегодня они не смогли прийти. Есть у нас еще одна книга, которая называется «Передайте об этом детям вашим». Это история Холокоста в Европе. В ряде стран эта книга используется как учебник для изучения истории Холокоста. К сожалению, из той информации, которую я сейчас имею из периодики, я могу сделать вывод: антисемитизм начинает поднимать голову, потому что сегодняшняя молодежь очень мало знает об этом периоде истории. И я думаю, что если сегодня не передать молодежи то, что знаем мы, то это может повториться. То поколение немцев, которое все это видело, слышало и знало, чувствует свою вину. А вот молодежь, к сожалению, этого не знает. И я хочу сказать, что чем чаще будут встречаться люди разных национальностей, возрастов, чем больше мы будем знать друг о друге — тем меньше антисемитизма будет в мире.

 

Ирина Сунцова и Фрида Гендлер



В завершение Дня памяти председатель Оренбургской региональной еврейской национально-культурной автономии Ирина Сунцова сказала:

— Мне особенно приятно, что молодежь разных национальностей, разных конфессий хочет знать историю. Пока память об этом будет жива, это не должно повториться.


Международный День памяти жертв Холокоста отмечается 27 января. Он установлен резолюцией Генеральной ассамблеи ООН 1 ноября 2005 года по инициативе Израиля, Канады, Австралии, России, Украины, США и еще более 90 государств.