Рязанский экоактивист Андрей Петруцкий сообщил в группе «Рязань Экология» об уничтожении озера Дикая утка — самого большого в области места гнездовья чаек. Оно располагается в болотистой местности между микрорайоном Канищево, Северной окружной дорогой и силикатным заводом в поселке Ворошиловка. 29 января на участке работала тяжелая техника. Кто начал работы на озере, чем это может обернуться для Рязанской области — в обзоре «7x7».
Не предмет гордости
Озеро Дикая утка недалеко от Канищево — площадью более 43 тыс. м2, оно известно как место гнездовья самой большой в области колонии чаек, в том числе краснокнижных.
«Любой европейский город предметом гордости считал бы у себя иметь такую колонию птиц в черте населенного пункта. В Рязани решили иначе. Озеро „Дикая утка“, расположенное недалеко от Канищево, засыпают землей. Работает тяжелая техника. Отсыпали уже значительную площадь, уничтожив заросли тростника и водной глади озера. Уничтожаются места гнездования чаек», — сообщил Андрей Петруцкий в группе «Рязань Экология».
По его словам, на месте работ нет информационных табличек о том, что здесь будет построено, кто исполнитель. От водоема видно рязанский кремль, экоактивист встревожен: строить высотные здания, которые закроют вид на кремль, запрещено по положению о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Озеро Дикая утка находится в труднодоступном болотистом месте, между несколькими небольшими водоемами, в том числе озерами Трубеж и Салагоща. Летом 2018 года в этом болоте чуть не утонул рязанец — он успел позвонить в МЧС.
Под постом Петруцкого появились комментарии возмущенных рязанцев. Люди вспомнили, как в двух километрах от озера Дикая утка пойму реки Трубеж, где были сенные покосы Переяславль-Рязанского Спасского монастыря, застроили торговыми центрами и домами.
Жительница Рыбновского района Наталья Исаева в своем комментарии подробно рассказала об истории этого древнего места: «На отсыпку канищевской дороги в районе Борок срыли песчаные дюны, содержавшие ценнейшие археологические находки от эпохи неолита до эпохи викингов. То, что археологи успели спасти, сейчас хранится в ГИМе и РИАМЗе [Государственном историческом и Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике]. На склонах насыпи много лет находили куски керамики, наконечники и т. д.». Она напомнила о застроенной пойме рек Плетёнки и Трубежа: там гнездились редкие птицы синицы-ремезы, и в пойме их было больше, чем в Окском заповеднике. Теперь в Рязани нет синиц-ремезов — зеленая зона уничтожена, рязанские власти временно отменяли мораторий на застройку зеленых зон.
В группе «Народная Рязань» читатели предположили, что в этом месте должны строить автомобильную развязку, но вспомнили, что рязанские власти отказались от этого проекта в декабре 2018 года.
О международной конвенции
У Андрея Петруцкого много вопросов:
— Во-первых, каким образом озеро отнесли к земельному участку сельхозназначения? Как вообще оно оказалось в частной собственности? Это озеро — старое русло Оки. Во-вторых, по правилам благоустройства на месте, где работает техника, обязательно должна быть информационная табличка со сведениями, кто и что делает. Это же нарушение правил благоустройства, сейчас подрядчику должны назначить штраф!
В 1971 году в иранском городе Рамсар СССР подписал конвенцию об охране водно-болотных угодий. Согласно конвенции, вся пойма Оки входит в перечень всемирных водно-болотных угодий, на которых гнездятся птицы. Подобные водоемы служат для птиц подобием коридора, местом отдыха во время длительных перелетов на места зимовок и обратно. Таким образом, по словам Петруцкого, водоемы принадлежат не конкретному муниципалитету или частнику, а всему миру. Он привел пример с Варшавой, где недалеко от старого города — заросли и болота на берегу Вислы, этот участок не трогают, потому что там гнездятся цапли. Нарушение конвенции, посягательство на международное достояние, на уникальную территорию или объект — это международный скандал. Помешать противозаконным работам, по мнению активиста, может широкая огласка.
«Озера там нет. Табличку установим»
Владелец участка, на котором работает техника, — Денис Агафонов.
— Озера там нет. Табличку установим. Что строится — не скажу, — ответил он корреспонденту «7x7».
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, участок с кадастровым номером 62:29:0041002:2 находится в собственности у физлица Агафонова Дениса Игоревича. В сентябре 2016 года он приобрел участок у ОАО «Рязаньрыбпром», которое, в свою очередь, в мае того же года выкупило землю с озером и болотом у муниципалитета Рязани. Денис Агафонов является учредителем двух ООО — «Сатурн» и «Содружество». Первое общество с ограниченной ответственностью занимается куплей-продажей земель, второе — всем понемногу: от выращивания однолетних культур и животноводства до подготовки строительных площадок и непосредственно выполнения самих строительных работ. Обе организации убыточные, по данным «СПАРК-Интерфакс», в скором времени обе могут обанкротиться. Организации Агафонова «Сатурн» и ОАО «Рязаньрыбпром» зарегистрированы по одному адресу массовой регистрации — на ул. Высоковольтной, 39. Кадастровая стоимость выкупленного участка в 44,6 га составляет около 700 тыс. руб. — то есть приблизительно по 156 руб. за одну «сотку».
Редакция интернет-журнала «7x7» направила в мэрию вопросы о том, что планируется построить на участке, и о продаже участка с озером частному лицу.