На строящемся мусорном полигоне на станции Шиес в Ленском районе Архангельской области 24 января прошла ведомственная проверка. В состав комиссии вошли представители прокуратуры, управления Росприроднадзора и Ростехнадзора области. О том, как работали проверяющие, и о вахте активистов — в репортаже корреспондента «7х7» Нины Попугаевой.
«Ни в одну из комиссий население не допускают»
Дорога из Сыктывкара до станции Шиес заняла около трех часов на машине. В 10:30 у вагончика (с декабря 2018 года инициативная группа организовала посменное дежурство) нас встретили активисты из Архангельской области Игорь Кучинский и Андрей Ермаков.
Кучинский — из поселка Лысимо, Ермаков — из села Яренск. Они дежурят здесь с 21 января. В вагончике есть интернет, газовая плита, печь, три спальных места.
Жители поселков Мадмас Республики Коми и Урдомы в Архангельской области регулярно привозят еду и воду.
— Обещали нас в пятницу [сменить], но сейчас мы посмотрели — нам ящик продуктов, и воды, и все пообещали [привезти], я и сказал: через месяц, — смеется Андрей Ермаков. Мужчины готовы остаться тут надолго, потому что «кому-то надо это делать». Единственное, опасаются, что сильно заскучают по бане.
О вахте мужчины узнали из объявлений в своих поселках. По словам активистов, поехать на станцию Шиес желающих мало, потому что это бесплатно:
— А кому хочется терять? Я друга звал, а он сказал, что лучше деньги заработает, потаксует. А нам позвонили, что надо сменить людей. Тут были с Котласа, им пообещали пять дней. А они вместо пяти — 10. И потом нас срочно вызвали, мол, надо кровь из носу людей менять. Мы собрались и поехали!
Горы грунта
Комиссия приехала на проверку около 9:00. Водителей представителей районной администрации и прокуратуры области дежурные пригласили к себе в вагончик, чтобы не мерзли на улице. Нас собралось около десяти человек — активистов и журналистов. Таким составом мы и пошли изучать территорию и искать комиссию.
Недалеко от вагончика — железнодорожный переезд. Слева от переезда — большая гора земли, из-за которой с путей не видно работающую технику.
Два экскаватора грузят грунт в КамАЗы, те отвозят землю к железнодорожному переезду и делают насыпь там — минут за 15, пока мы шли вдоль насыпи, мимо нас проехало пять машин. У них разбиты задние фары, на некоторых нет госномеров. Активисты считают, что за насыпью выкапывают котлованы для мусорного полигона, а рабочие говорили им, что территория в 55 га необходима для погрузочно-разгрузочной площадки ООО «РЖД».
У станции один из охранников предостерег активистов, что заходить в здания и подходить без касок к работающей у путей технике запрещено.
По всей территории за нами постоянно ходили от двух до пяти охранников, они менялись. Многие из них скрывали лица, но у каждого на груди было удостоверение. В курилке у здания железнодорожной станции сотрудник полиции заявил, что «начальство» разговаривать отказалось, вся информация о проверке будет на сайте. Где именно в этот момент находились члены комиссии, он уточнить не смог.
Активисты рассказали, что просили включить их в состав проверяющей комиссии, но им отказали.
— Ни в одну из комиссий население не допускают. Просто «нет», и все. Оснований никаких не приводили. Мы из-за чего хотели попасть в состав комиссии? Потому что здесь бываем не только раз в неделю, даже чаще. И с момента того, как началась вот эта стройка, мы видим все нарушения, которые происходят ежедневно, — рассказала «7х7» активистка из Урдомы Марина Дзюба. По ее словам, комиссия не сможет найти все нарушения без их помощи: что-то скрыто под снегом, а к выгребным ямам и зданиям капитального строительства они просто не смогут пройти.
Рабочие и охранники говорят с активистами неохотно. Молодые люди из Санкт-Петербурга рассказали, что строят здесь водоочистные сооружения, получают больше 50 тыс. руб. в месяц.
«Запрещено!»
Подошли к двухэтажному общежитию из блоков-вагончиков. Стоя на лестнице, мужчина обивал входную дверь на второй этаж, увидел фотографирующих его активистов, обматерил их и пригрозил кинуть каской, если они продолжат снимать. Практически из каждого окна общежития свисают пакеты — очевидно, с замороженными продуктами, через стекло в некоторых комнатах видны двухъярусные кровати. По словам одного из охранников, в его комнате живут трое.
Когда мы собрались отправиться дальше на поиски комиссии, один из охранников толкнул и прижал к стене балка проходившую близко к зданию Марину Дзюбу с криками, что туда заходить запрещено. Все — и наша группа, и охрана — начали снимать инцидент.
Через несколько минут все успокоились и пошли дальше. По словам охранника, его работа якобы заключается в том, чтобы избивать людей. Чуть позже нам пояснили: по мнению охраны, все это частная территория, и она расценивает это как незаконное проникновение.
Представители управления Росприроднадзора по Архангельской области брали пробы грунта у насыпи за общежитием. Судя по их разговорам, к ним поступило большое количество жалоб. Женщина в красной куртке не представилась и заявила, что ей запрещено давать комментарии.
По территории строящейся погрузочно-разгрузочной площадки представители управления Ростехнадзора области ходили вместе с «хозяином свалки», как назвали его активисты, — руководителем стройки, представителем московского ГБУ «Автомобильные дороги» Максимом Михайловым. Охранники разрешили им пройти без касок, потому что на мужчине был жилет.
Представитель управления Ростехнадзора области попросила не мешать ей проводить проверку:
— Никакие комментарии я давать не буду до ее окончания. Проверка у нас закончится 29-го числа.
По словам активистов, 29 января на станции планируется митинг в поддержку строительства полигона, якобы участников привезет предприниматель из Микуни Артём Васильев.
Глава муниципального образования «Урдомское» Елена Смирнова пояснила, что приехала посмотреть, что творится на станции. В комиссию она не вошла, но говорит, что у нее есть «куча замечаний»:
— Только на основании акта будет понятно. Но, по-моему, есть нарушения. Полгода работать непонятно с какими документами, не имея никаких разрешений, — конечно же, нарушение.
Активисты ждут, что конфликт со свалкой разрешится «в правовом поле»:
— Мы надеемся, что это не будет фиктивная проверка, что виновных призовут к ответственности, что беспредел на станции Шиес будет остановлен.
«Нам всем конец, если мы не выиграем»
На стройку дежурные ходят три раза в день: утром, в обед и вечером. По их словам, смена рабочих длится 12 часов: одна группа днем, вторая — ночью. На стройку у путей их не пускают без касок, но в зеленых жилетах они могут ходить по всей остальной территории.
— Ходим, смотрим. У нас теперь и камера есть через переезд. Сказали, когда будут перегонять туда машины, чтобы мы записывали марку, номер машины. Им пока разрешено пользоваться переездом только один раз в неделю. А если второй раз, то мы можем уже жаловаться, полицию вызывать, — пояснил Ермаков.
По мнению Кучинского, свалка — это экологическая бомба, и если они не будут следить, то даже заявленные объемы могут через месяц увеличиться:
— Если не я, то кто? Ну, я сегодня, завтра другой приедет, так же будет. Ведь нас же много! Не диванные же войска! Мы ж все на диване такие стратеги! Я тоже мог лежать и возмущаться. У нас в поселке много таких. Я не против власти, а против незаконного строительства.
Власть в области, по мнению дежурных, или запугана, или куплена, потому что для них «никакого строительства нет».
— Вот что меня удивляет. Такие должности, такие зарплаты! Тебя бы на мою пенсию, да проживи-ка на нее. У них же миллионные зарплаты! И взятки берут. Ну что вы? Везде эта коррупция, бляха. Да что вам не хватает? Живи да радуйся! Дыши хорошим воздухом, мажь его чуть ли не на хлеб. Воздух же такой, просто шикарный воздух, — возмущается Игорь Кучинский.
— Мы думаем, что выиграем. Надо прекращать это безобразие. Нам всем конец, если мы не выиграем, — сказал Ермаков.
Летом 2018 года жители Архангельской области узнали, что компания «Технопарк» начала строить полигон для твердых коммунальных отходов из Москвы площадью 5 тыс. га рядом со станцией Шиес в Ленском районе. Он предусматривает круглосуточную приемку и выгрузку от 55 до 90 вагонов с мусором — до пяти составов в день. Жители двух регионов — Архангельской области и Коми — выступили против этого проекта. Они провели многочисленные митинги в разных городах, организовали круглосуточное дежурство на станции Шиес, предприняли попытки инициировать региональные референдумы по вопросу запрета ввоза мусора из других регионов, писали обращения в силовые и надзорные структуры. 12 января они создали межрегиональное общественное движение «Комитет защиты Вычегды».
Интернет-журнал «7x7» следит за развитием событий в Шиесе. Материалы корреспондентов и блоги на эту тему можно прочитать по этой ссылке.