Следственный отдел Нижневартовска проверил информацию о принудительном помещении в психоневрологическую больницу Нижневартовска (ПНБ) бывшего главного бухгалтера этой больницы Елены Яценко, по результатам проверки 24 декабря возбуждено уголовное дело о незаконной госпитализации. Об этом «7x7» сообщил адвокат потерпевшей Мурад Османов. История с госпитализацией вызвала большой резонанс в округе. Что об этом известно — в обзоре «7x7».

 

Что сообщили в СК ХМАО

По данным адвоката, уголовное дело по части 1 статьи 128 Уголовного кодекса РФ («Незаконная госпитализация в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях») возбудили в отношении неустановленных лиц. Елену Яценко признали потерпевшей. Местные СМИ тоже обнародовали эту информацию, но на сайте окружного следственного управления ее нет, получить комментарий в ведомстве «7x7» не удалось.

Яценко насильно привезли в больницу 26 ноября. От госпитализации она отказалась, но домой ее не отпустили. 3 декабря в больнице состоялось выездное заседание Нижневартовского городского суда. Медики просили суд назначить их бывшей коллеге 60 дней принудительного лечения. Суд оснований для этого не нашел. Главный врач ПНБ, жена мэра Нижневартовска Ольга Жевелик от общения с журналистами отказалась.

 

Что произошло

Елена Яценко работала в Нижневартовской психоневрологической больнице главным бухгалтером почти 12 лет и уволилась в августе 2018 года по состоянию здоровья. 26 ноября сотрудники МЧС взломали дверь ее квартиры и отвезли ее в ПНБ. По словам врачей, она находилась в состоянии сильнейшего алкогольного опьянения, сама позвонила медикам и угрожала самоубийством, а также якобы держала в квартире заложницу.

В гостях у Елены была приятельница Наталья. В компании мобильной связи следователи узнали, что в 13:24 кто-то позвонил с телефона Яценко в приемную ПНБ. Полиция приехала по ее адресу после 17:00.

Об этом происшествии журналистам стало известно в ночь с 30 ноября на 1 декабря, когда им позвонила дочь Елены Яценко Анастасия — она пыталась добиться встречи с матерью и узнала от выписавшегося пациента ПНБ, что ее удерживают насильно. 3 декабря в ПНБ состоялось закрытое выездное заседание суда. По словам адвоката Елены Яценко, представитель больницы не предоставил суду акт медицинского освидетельствования с установленной степенью алкогольного опьянения Елены на момент госпитализации. Не было и других положенных в таких случаях результатов анализов и экспертиз.

 

Что говорят потерпевшая и ее дочь

По мнению дочери потерпевшей Анастасии, в ПНБ ее мать, как много лет работавшая в больнице главным бухгалтером, могла оказаться в результате спланированной акции. Анастасия сказала журналистам, что ее матери пытались приписать тяжелый алкоголизм и принудительно поместить в больницу на 60 дней, чтобы она, вероятно, не могла никому сообщить информацию, которая могла бы привлечь внимание контрольных органов к внутренним документам больницы.

Сама Елена не исключила, что руководство психоневрологической больницы могло воспринять ее возвращение в Нижневартовск после увольнения как угрозу. По ее словам, когда она увольнялась, то, находясь в Сочи, дала понять главврачу Ольге Жевелик, что не намерена оставаться в Нижневартовске. Она хотела переехать в другой регион, но для этого ей пришлось вернуться домой, чтобы продать квартиру и забрать вещи. Елена утверждает, что, когда ее доставили в ПНБ, заместитель главного врача Олег Гринченко грубо спросил ее, зачем она вернулась в Нижневартовск. После освобождения из больницы она обнаружила, что у нее из квартиры пропали ноутбук и комплект ключей.

 

Что говорит адвокат 

По словам адвоката потерпевшей Мурада Османова, его доверительницу незаконно доставили в ПНБ и незаконно удерживали там с 26 ноября по 3 декабря — оснований для госпитализации не было. Своими действиями сотрудники ПНБ нарушили статью 29 закона об оказании медицинской помощи, в которой есть перечень случаев, когда можно госпитализировать человека принудительно. Случай с Еленой Яценко этой статье не соответствовал. Адвокат говорит, что в больнице дали заключение, что у Елены Яценко якобы тяжелая психиатрическая болезнь, и в то же время сам врач прокомментировал, что указанное в диагнозе заболевание не может развиться за два-три месяца. На вопрос адвоката о том, как при таком диагнозе Елена могла работать в психоневрологической больнице в должности главного бухгалтера до августа 2018 года, врач ответить не смог.

 

Что рассказала «заложница»

Комментировать произошедшее корреспонденту «7x7» приятельница потерпевшей Наталья отказалась. Она только сказала, что все было хорошо, пока Елена Яценко не начала дебоширить. То же самое Наталья говорила Анастасии 2 декабря по телефону (аудиозапись есть в распоряжении редакции). 

Со слов Натальи, Елена внезапно начала вести себя неадекватно, хватать ее за волосы, браться за ножи и угрожать ей, обвинила в воровстве, потом упала в коридоре и ударилась головой. Гостья отрицала, что сама звонила участковому и в скорую, и заявила, что при ней Елена Яценко тоже никуда не звонила. Заложницей она себя не считает.

По версии Натальи, когда пришел участковый, она попыталась открыть дверь, но не смогла, позвонила Анастасии, и та сказала ей, где найти плоскогубцы. В это же время приехал брат Натальи, которому она бросила ключи от квартиры в окно, в надежде, что он сможет открыть дверь снаружи. Однако дверь квартиры была закрыта изнутри на замок, который заклинило. Поэтому участковый вызвал МЧС. В телефонном разговоре с Анастасией Наталья призналась, что ей обещали, что произошедшее и ее имя не будут предавать огласке. Пояснить, кто ее в этом заверил, она не смогла (аудиозапись есть в распоряжении редакции).


Комментарии полиции

Начальник уголовного розыска отделения полиции №1 подполковник Евгений Тиль в ночь на 1 декабря в присутствии корреспондента «7x7» заявил дочери потерпевшей Анастасии, что Елена сама вызвала врачей. Начальник отдела информации и общественных связей УМВД ХМАО Ольга Абмайкина сообщила по телефону «7x7», что Елена Яценко удерживала в квартире свою гостью и не выпускала ее из дома. В то же время Абмайкина сказала, что после вскрытия квартиры полиция не обнаружила угрозы жизни и здоровью кого-либо, приятельница Елены Яценко ушла, а хозяйкой занялись медработники. Когда корреспондент «7x7» спросил Абмайкину, было ли необходимо госпитализировать Елену, Абмайкина ответила, что решение на месте принимали медики.

 

Что говорят врачи

Главный врач диспансера Ольга Жевелик сообщила РИА «Новости», что Елена уже дважды лечилась от алкоголизма. По ее словам, Яценко лечили в марте и августе 2018 года. В то же время у Елены есть справка, датированная мартом 2018 года, в которой говорится, что у нее нет алкогольной или наркологической зависимости, она не страдает какими-либо психическими заболеваниями. Комментировать «7x7» ситуацию врачи Нижневартовской психоневрологической больницы отказались. 

4 декабря в паблике «ЧП в Нижневартовске» появилось обращение заведующего наркологическим отделением ПНБ, врача психиатра-нарколога Константина Шемонаева. Он утверждал, что «когда стало известно, что Елена может навредить себе, было принято решение действовать», чтобы не случилось трагедии, как в керченском колледже, где молодой человек расстрелял студентов. Под этим постом жители Нижневартовска оставили около двухсот комментариев.

После возбуждения 24 декабря уголовного дела и признания Елены Яценко потерпевшей в официальной группе соцсети «ВКонтакте» муниципального телеканала «Самотлор» появился видеосюжет, в котором врачи ПНБ заявили, что вынуждены просить губернатора Югры защитить их репутацию. По мнению руководства больницы, кто-то намеренно пытается дискредитировать их учреждение и его сотрудников. Издание «ФедералПресс» предположило, что «историю Елены Яценко раскрутили силы, выступающие против действующей городской власти», и назвали это информударом по мэру Нижневартовска Василию Тихонову.

 

Что дальше

Елена Яценко починила в своей квартире дверь и заменила замки. Вместе с дочерью они сидят дома и никуда не выходят, опасаясь других возможных провокаций. Елене предстоит пройти независимую психиатрическую экспертизу за пределами региона — она намерена оспорить заключение врачей нижневартовского ПНБ о ее алкогольной зависимости и психическом здоровье.