Каждую субботу в 13:00 на аллее возле железнодорожного вокзала Рязань-2 волонтеры христианской евангелистcкой церкви «Краеугольный камень» раздают горячую пищу бездомным или малоимущим людям. Для них это — служение и возможность помочь, для бездомных — жизненная необходимость. Корреспондент «7x7» побывала на служении «Накорми голодного». 


Реклама. Штокмайер Фуд - производитель пищевых ароматизаторов. Используя ароматизатор ваниль от компании Штокмайер, вы можете получить особенно выраженный вкус в этом блюде. https://stockmeier-food.ru

ООО "ШТОКМАЙЕР ФУД" 115516, г. Москва, ул. Промышленная, д. 11а, стр. 38, ОГРН: 1117746435784


«Трехразовое питание»

Примерно в 12:50 на безлюдную аллею перед железнодорожным вокзалом отовсюду стали подходить люди: со стороны Московского шоссе двое мужчин прикатили на тележке зеленый армейский термос с супом, от площади им. Димитрова подошли еще двое. Затем подошла женщина в дубленке рыжего цвета. За ней еще одна, потом группа мужчин. Одни были одеты тепло и даже чисто, другие похуже. Все одинаково радостно приветствовали молодого человека с термосом и сумками: «Кирилл, привет! Ты сегодня без девушки, еще не женился?», «Не слушай его, не женись рано, лет в 25 — это можно!»

Тема женитьбы Кирилла занимала всех еще какое-то время, затем мужчины помогли расставить пластиковый стол и стулья из соседнего кафе. Одни уселись на холодные сиденья, другие остались стоять в стороне. Кирилл еще несколько раз сбегал в кафе за кипятком и стульями, наконец все расселись и после короткого благодарственного слова Богу начали обедать. На этот раз в меню был суп с зеленью, макаронами и большими кусками мяса, на сладкое — вафельный торт с чаем. Обедающие спросили Кирилла, нальет ли он супа с собой, в баночки. Он кивнул утвердительно — супа много, целый термос, а пришло к столу всего человек десять. Желающие взять суп с собой выстроили в ряд на столе свои емкости.



Кирилл сказал, что летом приходит больше народу, с чем это связано — неизвестно. Кто-то ходит давно и постоянно, другие изредка. Он не расспрашивает, что случилось в их жизни: расскажут сами — хорошо, нет — и не надо. Значит, есть на то причины.

— Нас это не касается, почему у человека нет дома или он не в состоянии купить себе еды. Нас волнует только то, что он голоден и его нужно накормить. Приходим сюда больше трех лет, до меня это делал другой человек, до него еще один. С горячей едой нам помогают неравнодушные люди: суп сегодня сварили в одном кафе, другие предприниматели дали тортики. Для нас главное, чтобы эти люди поняли: они не одиноки, мы можем предложить помощь, — объяснил принцип работы с бездомными Кирилл Штин.

Сам он когда-то тоже нуждался в поддержке и понимании из-за тяги к наркотикам, и ему помогли справиться с этой проблемой. Теперь он считает своим долгом помочь другим чем может. Сказал, что почувствовать себя не одиноким в трудный период жизни — это важно, это может спасти жизнь.

Тем временем за столом стало шумно. Сухощавый старик с наколками на пальцах ругал нецензурно всех и вся, ему сделали замечание:

— Прекрати выражаться за столом да при женщинах! Ты вообще какой-то… Кто недавно в церковь пьяный пришел? Ну пьяным-то нельзя, выпимшим немного — это еще куда ни шло, но пьяным?! — сказал ему мужчина в темно-серой куртке. Потом на минуту задумался и сам себя поправил: «Нет, и выпимшим нельзя».  

Оппонент проворчал, что «извиняется за свой базар», начавшаяся было ссора сошла на нет.

Кто-то пожаловался, что мерзнет без теплой куртки, женщина в рыжей дубленке сказала, что промокают сапоги. Кирилл спросил размеры и обещал подобрать одежду и обувь.

Корреспондент «7x7» поинтересовалась, как и где они питаются в другие дни, — в ответ все засмеялись:

— А у нас трехразовое питание: вторник, четверг, суббота!

Пояснили, что по вторникам и четвергам «кормит государство», а в субботу «верующий Кирилл».
 


«Отстал от поезда, документы украли»

Никто с первого раза не отозвался на предложение рассказать свою историю. Отворачивались, махали рукой. Потом все же рассказывали — отрывочно, отойдя в сторону.

Женщина в дубленке по имени Татьяна решилась рассказать совсем немного:

— Квартиру потеряла… Что об этом теперь говорить, глупая была, не вернуть. Сейчас я живу в квартире у одного хорошего человека. Сестра мою пенсию получает. Так случилось, чего уж. Я у нее иногда прошу — дает. Не хочу об этом. А у вас сапог ненужных нет, чтоб не протекали?

Отругавший матершинника Евгений порассуждал на тему сквернословия, но в рассказе о себе тоже был краток:

— Я ж Астраханское мореходное училище окончил, и… Потом Союз развалился благодаря Михаилу Сергеевичу [Горбачеву], потом я отучился на водительских курсах и 18 лет рулил. А потом попал в тюрьму, теперь вот на обочине. Сюда прихожу, чтоб ненадолго почувствовать себя человеком… Но меня обещали забрать в реабилитационный центр, там помогут восстановить документы, главное — паспорт. Я уже флюорографию сделал в туберкулезном диспансере, нет у меня туберкулеза, чисто. Это чтоб в реабилитационный центр [муниципальный реабилитационный центр в пос. Криуша] оформиться. Мой бывший начальник сказал, если у меня будет паспорт, он мне права поможет восстановить за свой счет, — сказал Евгений и продемонстрировал рентгеновский снимок своих легких. Он не знал, что городской автобусный парк, где он работал, признали банкротом. У предприятия накопилось долгов на 200 млн руб.

— А вообще, мы тут часто говорим, что «отстал от поезда, документы украли». Распространенный такой ответ. Но и такой у нас есть, у которого на самом деле документы украли, — сказал Евгений.

«Отставший от поезда» назвался Александром. Родился в Таджикистане, приехал в город Рыбное под Рязанью навестить переехавшую сюда мать, но то ли потерял документы, то ли их действительно украли. Попытался восстановить — для этого нужны деньги, денег у Александра не было и нет. Мать давно умерла, сам он живет на даче «у доброго человека», которую заодно охраняет. Старается не попадаться на глаза ни полицейским, ни другим людям в какой бы то ни было форме. Ждет лета, чтобы где-нибудь «капитально помыться».

В ответ на вопрос о реабилитационных центрах для бездомных почти все усмехаются: мол, они есть, но больше они ни в один не хотят. В приютах при церквях «надо постоянно молиться», но такая жизнь не подходит даже верующим. Те, кто не верит, тем более не хотят весь день проводить в молитвах: «Если б Бог был, разве ж он допустил бы, чтобы так жили люди? И только не надо рассказывать о вечных испытаниях…» Один из бездомных рассказал, как попал в частный центр, призыв которого прочитал в объявлении на фонарном столбе:

— В хорошем таком коттедже этот центр, там запомнил большой плазменный телевизор. Правда, смотреть его можно было не всегда. Помыться дали, выспаться на чистом. Потом говорят: поедешь на завод работать, то ли в Липецк, то ли в Брянск. Кивнул, а сам думаю: не-е-ет, ребята, ничего у вас не получится. И сбежал. Не нужна мне такая «реабилитация», спасибо. Лучше в подвале.

Некоторые бездомные попросили их не фотографировать, другие позировали: «Да снимайте, снимайте, все смотрите!», третьи махали рукой — мол, только не называйте фамилий, потому что родные без подписи не узнают. Попрощались с Кириллом до следующей субботы и друг с другом — до вторника, когда горячую еду и теплые вещи привезет служба «Социальный патруль» регионального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения города Рязани» (КЦСОН).
 


Рейды, медпомощь, горячее питание

По данным Министерства труда и социальной защиты населения Рязанской области, «Социальный патруль» работает с 2015 года. Он привозит к вокзалу горячее питание по вторникам и четвергам, людям без документов помогает пройти бесплатное флюорографическое обследование в областном противотуберкулезном диспансере, отвозит желающих восстановить документы и свои гражданские права в госучреждение «Центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий», который находится в поселке Криуша Клепиковского района. Патруль проводит рейды по местам, где обычно собираются бездомные, выясняет, какую может оказать помощь.

В центре социального обслуживания с января по 11 декабря 2018 года 194 бездомных человека получили обувь и одежду по сезону, 319 человек проконсультировались по вопросам социальной помощи, три человека поинтересовались возможностью устройства на работу. Сотрудники учреждения помогают бездомным получить экстренную медицинскую помощь или лечь в стационар; 75 человек из них прошли обследование в тубдиспансере. 464 человека получили горячее питание.

Центр социальной адаптации сотрудничает с неравнодушными рязанцами и организациями, которые жертвуют одежду и продукты, а также деньги на их покупку.
 


«Они чувствуют себя нахлебниками»

Дарья Рыжкова, которая задумалась над участью бездомных людей год назад и приходит как волонтер кормить их, сказала корреспонденту «7x7» прямо: ей не очень нравятся такие «кормежки». «Накормить голодных — это отлично, но мало, потому что они чувствуют себя нахлебниками, неспособными самостоятельно что-то сделать»:

— Пока не понимаю, как это сделать, но нужно организовывать центры, где бездомные могли бы пройти лечение, реабилитацию, получить документы и начать работать, чтобы зарабатывать на жизнь самостоятельно. И чтобы были столовые, в которых на первом этапе люди могли есть постоянно, а не по расписанию три раза в неделю. Это же очередное унижение, а унижений они и так выносят достаточно.

 

Дарья Рыжкова


Дарья признала, что не все бездомные хотят вернуться к нормальной жизни, но все же большинство мечтает именно об этом, потому что они — люди. А человеку свойственно жить в тепле и чистоте, к чему-то стремиться, чего-то делать своей головой или руками. Этих людей жизнь на время «вышибла из колеи», но окружающие в силах помочь им вернуться на прежний уровень жизни. Дарья понимает, что среди бездомных много алко- и наркозависимых, однако это больше болезнь души, чем тела. Лечить нужно и то, и другое.

Со своим единомышленником Дарья Рыжкова дорабатывает бизнес-модель организации реабилитационного центра для бездомных людей. Она сказала корреспонденту «7x7», что после новогодних праздников пойдет на прием к кому-то из рязанских или даже региональных чиновников. Цель — доказать, что от ее реабилитационного центра пользы всем будет гораздо больше, чем от «кормежек по расписанию»: «Если помочь человеку понять, что он кому-то нужен, что он может справиться, такой человек будет способен на многое».
 

 

Рязанский центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий был создан в 2013 году. В 2018 году на оказание государственных услуг, в том числе по государственной программе Рязанской области «Социальная защита и поддержка населения на 2014–2020 годы» из областного бюджета выделили более 26 млн руб., в 2017 году — более 14 млн руб., в 2016-м — более 13 млн руб.

Протестантская церковь «Краеугольный камень» появилась в Рязани в 2013 году. Служение «Накорми голодного» члены церкви начали в российских городах с ноября 2012 года.