Арбитражный суд Кировской области признал недействительными разрешения на строительство полигона ТБО в деревне Осинцы в Слободском районе. Однако активисты не считают борьбу оконченной: на митинге 2 декабря в поселке Вахруши они объясняли, почему протесты нужно продолжать и как на самом деле должны были поступить власти. Подробнее ― в репортаже «7x7».

 

 

Победный митинг

Около ста жителей поселка Вахруши собрались с самодельными плакатами и рисунками у здания местной администрации. Митинг организовали и из-за победы в суде, и потому, что «правительство, скорее всего, попробует эту победу оспорить».

― Многие спрашивают, зачем нам снова собираться, если мы выиграли в суде? Нет, уважаемые, это еще не конец. Правительство может оспорить решение Арбитражного суда и выиграть в апелляции. Поэтому сейчас нам нужно постоянно и очень жестко держать руку на пульсе, ― обратился к собравшимся активист Александр Седельников.

 

 
 
 

 

Активистка Татьяна Столбова подчеркнула, что работы по строительству полигона еще не завершены ― в эксплуатацию введена только первая из трех карт (участков, оборудованных для захоронения мусора). Она заявила: останавливать борьбу еще рано, и победа может быть на стороне жителей, так как законодательство успело измениться и требования к остальным картам полигона будут жестче.

Александр Ситников, который присутствовал на заседаниях в Арбитраже, рассказал, что решение суда стало для него полной неожиданностью:

― Я почему-то был уверен на 99%, что судья [Светлана Волкова] примет решение, которое нужно правительству области. На заседаниях, по моему мнению, на нее оказывалось психологическое давление. Тем не менее от имени собравшихся я хотел бы ее поблагодарить. Она приняла законное решение, основанное на статьях федерального закона, а не в угоду правительству и губернатору.

 

Татьяна Столбова и Александр Седельников

 

Заместитель председателя правительства области Дмитрий Курдюмов ездил в Москву к руководству головного Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту России (ДОСААФ) еще до решения суда, однако об итогах встречи ни он сам, ни пресс-центр правительства не сообщал. Активисты, однако, предполагают, что какие-то договоренности все же были достигнуты. По словам Ситникова, на руководителя Кировского аэроклуба ДОСААФ Юрия Иванцова давят из центрального аппарата, требуя забрать из суда второй иск ― о запрете ввода первой карты полигона в эксплуатацию.

― Сейчас идут многочисленные проверки деятельности аэроклуба. Они инициируются по заявлениям граждан, которые живут рядом с аэродромом в поселке Порошино. Было даже заявление в прокуратуру от какой-то маленькой политической партии, что самолеты мешают людям жить, ― сказал Ситников.

 

Что делать с мусором

Во время рассмотрения первого иска (об отзыве разрешения на строительство полигона) областное правительство подчеркивало: строящийся в Осинцах полигон является важной составляющей региональной системы обращения с твердыми коммунальными отходами. Предполагалось, что на него будет поступать мусор из девяти районов и одного городского округа. Соответственно, без этого полигона оперативность вывоза мусора из Кирова будет поставлена под угрозу. Директор по развитию компании-застройщика «СпецАвтоХозяйство» Михаил Шихов во время встречи с журналистами также заявлял, что город ждет мусорный коллапс, если отходы из семи тысяч установленных контейнеров некуда будет везти.

Участники митинга в разговоре с «7x7» разошлись во мнениях относительно того, как можно решить эту проблему.

― Строить нужно мусороперерабатывающий завод, а не полигон. Зачем такие Уральские горы делать? Построили бы хотя бы один завод в Кировской области, к нему свозили бы отовсюду. Это устроило бы всех, ― сказала Наталья.

Жительница Вахрушей Светлана заметила, что правительство области не думает о людях, раз настаивает на эксплуатации полигона в Осинцах.

― Они сидят в Кирове, не дышат [свалочными газами], а мы будем, ― объяснила свою позицию женщина.

Владимир, также пришедший на митинг, считает, что мусороперерабатывающий завод ― более отдаленная перспектива. Пока же на территории области можно найти такой участок, который не будет никому мешать.

― Область у нас большая, проблема в дорогах и деньгах [которые нужны для полигона в более отдаленном месте]. Если бы они тратили деньги не на борьбу с нами, а на строительство дороги до нового участка, средств бы хватило. А в дальнейшем, конечно, нужна современная переработка мусора, ― заметил он.

Пришедшие на акцию протеста в своей борьбе готовы идти дальше. Если в Осинцы все же направят мусоровозы, жители будут перегораживать им дорогу.

― Все пойдут, и мы пойдем. Не давать дорогу, целый день простоять там ― тогда нас услышат. Больше никак не сладить, ― сказал один из участников митинга.

 

 

У активистки Татьяны Столбовой планы более масштабные:

― Я на всех митингах говорю о раздельном сборе мусора. Просто идти в магазин и покупать то, что ты можешь переработать. Я сама два года этим занимаюсь, на акции волонтеров «Вятки без мусора» хожу. Стекло, бумага, жестянки ― это просто, а вот когда дело касается пластика… Много видов пластика, не все из них можно переработать. Нужно приучать население, чтобы они покупали только то, что может быть переработано. Я против практики создания мусорных полигонов, нужно цивилизованно решать вопрос.

В ответ на претензии в СМИ и соцсетях, что противники полигона в Осинцах хотят только убрать свалку подальше от себя, активисты поясняют: дело не в их желании, а в том, что выбранный участок не подходит по экологическим параметрам. Сомнений в том, что мусорный коллапс скорее страшилка, чем ближайшее будущее, у них нет.

― [Министр охраны окружающей среды] Алла Албегова говорила еще в 2016 году, что в области нужно выбрать какой-то район и там тестировать раздельный сбор мусора. С тех пор ничего сделано не было. Насчет того, куда возить мусор сейчас, если в области идут протесты, я консультировалась в Общероссийском народном фронте. Мне сказали, правительство изначально должно было подобрать запасной участок под полигон. А сейчас наши власти уже сказали, что если Осинцы не начнут работать с 1 января, мусор будут распихивать по уже существующим полигонам, ― пояснила Столбова.

В самих Вахрушах на волне темы с мусорным полигоном появилось общественное движение «РазДельный Сбор». Его основные участники ― подростки, средства, получаемые от сдачи рассортированных отходов, направляются на ремонт здания школы.

 


Полигон с проектной мощностью около 2,5 млн тонн начали строить в 2016 году в деревне Осинцы Слободского района. Он нужен, потому что больше половины отходов региона образуется в Кирове и утилизируется на полигоне в поселке Костино, который уже исчерпал свои ресурсы и должен быть закрыт в декабре 2018 года.

Строительство остановили из-за протестов местного населения, которое сомневалось в объективности выводов правительственной экологической экспертизы. Люди опасались, что продукты распада попадут в почву и грунтовые воды, а свалочные газы отравят воздух.

В декабре 2017 года строительство возобновилось. В мае 2018-го Кировский аэроклуб Общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России» (ДОСААФ) через суд потребовал признать недействительными разрешения на строительство обеих очередей полигона ТБО в Осинцах. Свой иск они обосновали тем, что власти не согласовали с ними размещение данного объекта. Аэроклуб ссылался на Федеральные правила использования воздушного пространства РФ, согласно которым в полосах воздушных подходов ближе 30 км, а вне полос воздушных подходов — ближе 15 км от контрольной точки аэродрома запрещается размещать отходы, животноводческие фермы, скотобойни и иные объекты, способствующие привлечению и массовому скоплению птиц. Расстояние от полигона до аэродрома по результатам заказанного аэроклубом расчета составляет 13,2 км.

Арбитражный суд Кировской области 14 ноября удовлетворил требования аэроклуба. Власти с выводами суда не согласились, сообщив на следующий день: администрация Слободского района будет оспаривать решение, а планы по вводу полигона в эксплуатацию остаются прежними. Аэроклуб в то же время подал в Арбитражный суд новый иск к администрации района ― с требованием признать недействительным разрешение на ввод в эксплуатацию первой карты полигона ТБО.