Член Скопинского исторического общества Андрей Серегин предложил на странице общества во «ВКонтакте» и в Instagram восстановить историческое булыжное покрытие на одной из улиц райцентра. Он опубликовал свои фотографии участков дороги без асфальта, где видно булыжники. Как отреагировали на предложение рядовые скопинцы и чиновники — в обзоре «7x7».

 

«Определить особое историческое место с древней брусчаткой»

«При копке ям или траншей вблизи домов, находящихся в исторической части города, многие скопинцы натыкаются на слой из булыжника, который уложен на песчаную основу. Ничего удивительного здесь нет, это фрагменты булыжной мостовой — примитивной разновидности брусчатки. Когда-то все центральные улицы Скопина были вымощены булыжником. Такое дорожное покрытие повсеместно использовалось до изобретения асфальта. Ныне фрагменты булыжной мостовой неплохо сохранились на улице Октябрьской у стадиона и на улице Афиногенова около ветеринарной станции», — рассказал Серегин.

 

Фрагмент мостовой на улице Октябрьской в Скопине

 

Тротуар на ул. Афиногенова

 

Траншея на ул. Комсомольской, близ Сретенской церкви

 

Он предположил, что было бы полезно для сохранения истории города, повышения к нему интереса гостей из других регионов и развития туризма «восстановить и облагородить первоначальное дорожное покрытие из булыжника там, где это возможно и целесообразно», и предложил подписчикам паблика высказать свое мнение.

Жительницы Скопина засомневались в безопасности булыжной дороги — на каблуках по ней не пройти, да и вообще ноги быстро устают. Их поддержали мужчины: «В Михайлове как-то проехал на машине по похожей мостовой. Впечатление не очень... А если по такому будут ходить, то надо готовиться к росту травматизма. В Риме не такой грубый булыжник, а качественная брусчатка, положенная в начале ХХ века, и то — это смерть для дамских каблуков». Другие задумались: «Это не нужно чиновникам из администрации города, ну как и сам город в принципе... К сожалению, это факт, а не домыслы...» Вспомнили и о том, что «булыжник — оружие пролетариата».

Краевед Вячеслав Егоров напомнил, что в Скопине сохранилось множество раритетов, которые могли бы привлечь туристов, но этим нужно серьезно заняться: «Есть подобные участки тротуаров и на Орджоникидзе. Вообще же пора весь город промониторить на предмет наличия раритетных его местечек и фасадов зданий со скопинским кружевом и т. п. Составить альбом и определиться по их музеефикации».

Скопинцы обсудили стоимость подобных проектов, на что один из подписчиков паблика возразил: «Повсеместно откапывать тротуары, конечно же, не стоит. Но определить какое-то одно особое историческое место с древней брусчаткой было бы неплохо. Есть же в том же Риме древняя Аппиева дорога. Походить по камням, по которым до тебя ходили сотни лет, и ощутить связь времен — эта возможность дорогого стоит». Одна из жительниц Скопина рассказала, что эту булыжную мостовую в 1930-е годы восстанавливал ее дед.

Под тем же постом в Instagram скопинцы больше обсуждали современные дороги, чем возврат к истории города.

«На главных транспортных артериях города имеются исторические ямы. Я их уже лет семь наблюдаю, с того времени как начал приезжать на авто. Вот бы дороги в Скопине привести в порядок, а дальше и исторический слой с булыжником открывать можно», — поразмышлял на эту тему подписчик сообщества. Его поддержали другие скопинцы и предложили заложить ямы булыжником — будет «практично и исторично».

— О восстановлении улицы с дорогой-«каменкой» я задавал вопрос властям еще в прошлом году, и мне дали ответ об отсутствии финансирования, — рассказал «7x7» Андрей Серегин. — Я бы и своими силами расчистил дорогу до брусчатки, только никто не позволит, да и коммуникации можно задеть. Очень жаль, что у нас о сохранении истории и развитии туризма, да и о необходимости участия граждан в жизни своей страны только говорят, а на деле — «не представляется возможным», «нет финансирования».

 

 

 
 
 

 

 

«Просто взять и сделать»

Начальник отдела культуры и туризма Скопинской администрации Марина Ретюнская призналась, что очень любит свой старинный город и многое старается сделать для его развития, но пока не понимает, в каком именно месте и с какой целью можно было бы раскрыть часть булыжной дороги.

— Сейчас мы устанавливаем макеты храмов в нашем парке — может быть, когда установим все макеты, именно там можно будет показать фрагмент булыжной мостовой. Я всегда за все новое и хорошее, даже если это новое — старое, поэтому можно будет вынести этот вопрос на обсуждение в общественном совете по культуре. Если все поймут, что это важно и нужно, то будем думать дальше, — заверила Ретюнская.

 

В селе Шелемишево Скопинского района (бывшая дорога из Скопина в Ряжск)

 

Директор научно-производственного центра «Рязанская археологическая экспедиция» Василий Конов так прокомментировал предложение Серегина:

— К сожалению, сохранившаяся древняя брусчатка в нашем регионе почти не экспонируется, а напротив, уничтожается во время прокладки коммуникаций и копке котлованов. То есть мы имеем распоряжения федеральных властей о развитии туризма, о том же говорит наш губернатор, но с историческими объектами никто не работает, хотя они есть. При наличии таких интересных исторических объектов нужно просто брать — и делать их музеефикацию. Работать с булыжником — это не с деревянным зодчеством, расчистить булыжник от остатков асфальта можно даже силами местных рабочих, тут не нужно нанимать столичных реставраторов.

Он убежден, что фрагмент булыжной мостовой — это самый простой и зрелищный музеефицированный объект, который можно сделать без привлечения каких-то серьезных средств. «Снять кусок асфальта с булыжников» — это не проблема даже в районном городе. Если же потребуется консультация или совет рязанских историков, краеведов или археологов, то, по словам Конова, «они всегда открыты для диалога».