Утром 25 ноября в ФСБ России заявили, что три военных корабля ВМС Украины (два артиллерийских катера и буксир) нарушили российскую границу в Азовском море при попытке пройти через Керченский пролив без предварительной заявки. Российский пограничный корабль пошел на таран украинского буксира. После этого Россия перекрыла пролив и подняла военные самолеты для патрулирования территории. Вечером в ВМС Украины сообщили, что российские пограничники обстреляли и захватили украинские корабли, ранив несколько членов экипажа. В настоящее время корабли находятся в порту Керчи, раненым оказана медпомощь. В России возбудили уголовное дело по факту незаконного нарушения границы. Президент Украины провел заседание Совета национальной безопасности и обороны Украины, в стране ввели военное положение, которое позволяет ограничивать права и свободы граждан, армия Украины находится в полной боевой готовности. Как в соцсетях отреагировали на вооруженное столкновение кораблей двух стран — в обзоре «7х7».

 

«Россия снова грубо нарушила международное право»

Гид-экскурсовод из Архангельска Олег Кодола напомнил о заключенном в 2003 году договоре между Россией и Украиной, где говорится, что Азовское море — общее для двух стран:

— 1. Торговые суда и военные корабли, а также другие государственные суда под флагом Российской Федерации или Украины, эксплуатируемые в некоммерческих целях, пользуются в Азовском море и Керченском проливе свободой судоходства. 2. Торговые суда под флагами третьих государств могут заходить в Азовское море и проходить через Керченский пролив, если они направляются в российский или украинский порт или возвращаются из него. Не понимаю, зачем надо было официально вступать в войну, в которой мы давно участвуем ихтамнетами [неологизм, производный от хештега #ихтамнет, представитель вооруженных сил России, ведущий гибридную войну на территории чужого государства, при этом российские власти отрицают его присутствие на этой территории]?

Общественный деятель Леонид Невзлин считает, что Россия в очередной раз грубо нарушила международное право:

— Огневая атака, таран, вооруженный захват украинских кораблей в Азовском море — все это преступные, пиратские действия, санкционированные на самом верху. Реакция Украины — логична и закономерна. Введение военного положения в ответ на вражеские действия — способ защитить свободу и суверенитет государства.

Общественный деятель Альфред Кох заметил, что в соответствии с резолюцией Генассамблеи ООН №3314 «Определение агрессии» вина за морской инцидент ложится на Россию:

— Не знаю, как вы, но я тут не вижу уже никаких возможностей избежать обвинений РФ в агрессии против Украины. Никаких «ихтамнет» и «этонемы» уже не катит. Очевидное, прямое и явное «нападение вооруженными силами» РФ на «...морские силы или морские ... флоты» Украины.

Эксперт Центра политических технологий имени Игоря Бунина Алексей Макаркин пишет, что ситуация может ускорить введение новых санкций против России, но не приведет к вооруженному противостоянию:

— Большой войны не будет — для обеих сторон такой сценарий запредельно рискован.

 

«Чтобы мы не обсуждали растущие цены на бензин и новые налоги»

Политик Алексей Навальный написал, что инцидент в Азовском море власть использовала как отвлекающий маневр:

— Для того это все и было устроено. Чтобы мы в России не обсуждали падающую зарплату, растущие цены на бензин и новые налоги. А носились по интернету в битвах диванных геополитиков, обсуждая катера, границы, фарватеры и прав ли кто-то был в 1962 году.

Политик Дмитрий Гудков увидел, что власть исчерпала приемы повышения рейтинга:

— В Москве выселяют людей из собственных квартир? Подмосковье готовы загадить мусором? Курс доллара растет? Спутники отваливаются? Санкции-санкции-санкции? Государство просит не рожать, а питаться на 3500 рублей на фоне повышения пенсионного возраста? Забудьте, на нас напал украинский моторный катер! К оружию!

Экономист Владимир Милов сомневается, что Путин мог пойти на авантюру в виде маленькой победоносной войны:

— Война с Украиной не может быть ни маленькой, ни победоносной. Если она реально разгорится, то путинский «рейтинг» это прикончит. Думаю, он это понимает. Обратите внимание: на сайте Кремля и в твиттере в последние сутки ни слова пока об этой ситуации.

 

«Эскалация конфликта с Россией нужна Порошенко»

По мнению официального представителя МИД России Марии Захаровой, юридическое право не имеет смысла, когда речь идет о запланированной провокации:

— Сейчас «эксперты» рассуждают о правовых аспектах вчерашней ситуации в Керченском проливе. Право — замечательная вещь. Его нужно применять и можно трактовать. Только все это теряет смысл, когда мы имеем дело с заранее спланированной и организованной с применением агрессивных действий провокацией. Все, буквальное все, на чем сегодня построена политика Порошенко [президент Украины Пётр Порошенко] и его режима, — это провокация.

Председатель комиссии Совета Федерации по информационной политике, журналист Алексей Пушков уверен, что это попытка президента Украины сохранить в руках власть:

— Как и следовало ожидать, Киев провел провокацию в Керченском проливе, дабы прокричать о «новом уровне агрессии России» и перевести страну на военное положение. Оснований для этого нет, но с помощью таких провокаций Порошенко надеется сохранить власть — с выборами или без них.

Журналист Илья Жегулев предположил, что этот инцидент может оказаться предвыборной акцией Петра Порошенко:

— Когда ходил на днях по Киеву и видел предвыборные плакаты Порошенко «Армия, мова, вера», я не понимал, как с лозунгами, годящимися в 2014 году, можно победить в 2019-м. А вот теперь понял. Цинично и жестоко только в этом плане использовать людей. Это вам не черный пиар и водка на избирательных участках. Все по-взрослому.

 

«Когда рейтинги падают»

Журналист из Екатеринбурга Дмитрий Колезев считает, что версия нагнетания конфликта Украиной в преддверии президентских выборов более реалистична:

— Эскалация конфликта с Украиной нужна Путину для поднятия рейтинга и мобилизации населения/элиты (не очень реалистично, так как вялотекущая мобилизация уже всех изрядно утомила, воинственности не видно, воевать никому не хочется; сомневаюсь, что это позитивно повлияет на рейтинг). Эскалация конфликта с Россией нужна Порошенко и части украинской элиты в виду предстоящих 31 марта 2019 года выборов. Военное положение на Украине может привести к резкому изменению хода выборов или даже их отмене (звучит более реалистично).

Политолог из Москвы Александр Кынев вспомнил, что он ранее предсказывал возможность развития подобной ситуации:

— Все печально и предсказуемо — когда рейтинги падают, ничего другого, кроме отвлекающей внимание внешнеполитической эскалации, власти, похоже, придумать не могут (все другое пока помогает плохо). Собственно, об этом я писал несколько месяцев назад по поводу того, что будет делать власть. При этом тушить пожар другим пожаром крайне опасно — в результате ущерба будет много больше. Причем тут интерес властей России и Украины совпадает, а ущерб понесут все.

Журналист Александр Плющев рассуждает исходя из официальной российской версии и задает вопрос, можно ли было не поддаваться на эту провокацию:

— У каждой провокации две стороны — провокатор и провоцируемый. Возникает вопрос: была ли возможность не поддаться на эту провокацию? Какую угрозу представляли два катера и буксир? Обязательно ли было таранить последний? Что страшного случилось бы, если бы эти суда спокойно прошли в Мариуполь? Тем более, что раньше именно так и было. Не играет ли провоцируемый здесь заодно с провокатором? Почему он так охотно и с показной агрессией ведется на сомнительную угрозу? Кто в России так охотно помогает Порошенко? Путин? ФСБ? Командование флота?

Общественный деятель из Калуги Виталий Черников заметил, что украинские суда очень вовремя решили отправиться в Мариуполь:

— Ну что, поздравляю. С Грузией повоевали. Теперь и с Украиной. Дальше только внутрь уже войска вводить. А вообще — как вовремя украинские военные суда решили идти в Мариуполь! Прямо под пенсионную реформу, рост налогов и цен на бензин. Под новый НДС, повышение тарифов ЖКХ. Под очередные транши из бюджета для спасения российских олигархов. А что — война все спишет. И митинги в военное время проводить запрещено. От слова вообще. Ой, вовремя Порошенко корабли послал! И у него теперь военное положение. Какие уж тут выборы-шмыборы, когда с Россией надо воевать! Короче, всем хорошо.

Журналист Антон Красовский размышляет, что от этой ситуации выигрывают политики, но, как всегда, проигрывают простые люди:

— Всем хорошо. Плохо мне (меня уже год не впускают в страну моего детства, потому что я в апреле 2014 года сразу за репортажем с майдана писал текст о присоединении Крыма). Плохо женщинам из Львова, которые годами убирались у нас в домах. Им теперь ни жить тут, ни оформить патент. Плохо миллионам людей, которые, конечно, в приступе сатанинской ярости готовы жечь и вешать друг друга, но кому — если разобраться — совсем этого не хотелось. Кому нужно кормить семьи, жить, любить. Но войны ваша сраная любовь никогда не останавливала. Останавливали ужас и истощение.