В Национальной библиотеке им. Чавайна 22 ноября открылась выставка фотографа Ольги Житинкиной «Люди среди людей», организованная интеграционным клубом «Знак равенства» при поддержке библиотеки. Авторы посвятили выставку активной жизни инвалидов в Марий Эл. Руководитель «Знака равенства» Ольга Ребко рассказала «7x7» о том, какие возможности есть у инвалидов в Марий Эл и какие проблемы еще не решены.
«Заезжаешь на крыльцо — дверь открывается прямо тебе в лоб»
В Йошкар-Оле периодически проходят рейды мониторинга доступности социальных объектов для колясочников. Активисты проверяют, установлены ли пандусы и по правилам ли это сделано. Ольга Ребко участвовала в таких рейдах. По ее мнению, проблема обеспечения доступности зданий не в требующихся для этого финансах, а в отношении к делу. Она сказала, что руководители некоторых учреждений ведут себя, как водители, которые пристегиваются только из-за того, что боятся штрафа. Эти руководители заботятся о доступности своих учреждений ровно настолько, чтобы их не оштрафовали, не беспокоясь на самом деле о том, чтобы люди с ограниченными возможностями смогли к ним попасть:
— Я официально являюсь экспертом по созданию и обеспечению безбарьерной среды и на всех мероприятиях говорю: входная группа — это еще не все. Пандус сделали, а дальше-то что? И сам пандус часто неправильно сделан: угол наклона не тот, или покрытие скользкое; также важны ширина пандуса, наличие или отсутствие поручней, как открывается дверь. Бывает, пандус правильный, заезжаешь на крыльцо — дверь открывается прямо тебе в лоб. Она должна открываться в другую сторону. Мы это все рассказываем и надеемся, что нас услышат. Вот когда мы начнем понимать, что мы делаем для людей, что есть те, кому это нужно, тогда будем делать по правилам. Ведь разницы нет, заплатить за правильный пандус или за неправильный. Все равно деньги тратишь, потом еще будешь переделывать.
«Я не могу приехать из Медведева в Йошкар-Олу на общественном транспорте»
Согласно социальной программе по обеспечению доступной среды в Марий Эл, правительство в начале 2018 года собиралось увеличить долю автобусов и троллейбусов, приспособленных для колясочников. В 2017 году было меньше 5% обоих видов транспорта, в плане на конец 2018 года — более 12% автобусов и более 25% троллейбусов.
— Слишком мало доступного общественного транспорта. Я, например, из Медведева в Йошкар-Олу не выеду на общественном транспорте, — рассказала Ольга Ребко. — По городу могу еще воспользоваться. У нас встречаются по городу и автобусы низкопольные, есть два троллейбуса, но это пока очень мало. Ты должен сначала узнать расписание доступного тебе троллейбуса, а потом подстраиваться под него. У нас сейчас есть социальное такси при центре социальной защиты [машина появилась в сентябре 2018 года]. Мы его уже опробовали, пользуемся, ездим. Надеемся, это первая, но не последняя приспособленная машина. Там можно перевозить несколько колясок в сложенном виде, в разложенном — одну. Можно пользоваться, очень удобно. Еще бы общественного транспорта побольше.
«Работодатели стараются отказать инвалиду в работе под любым предлогом»
Марийская региональная организация Всероссийского общества инвалидов (МРО ВОИ) сообщила 15 ноября в своей группе в соцсети, что, по результатам их совместного анкетирования с Общероссийским народным фронтом, более половины трудоспособных инвалидов, желающих поступить на работу, не могут этого сделать:
«Работодатели под любыми предлогами стремятся отказать в работе инвалиду, родителям детей-инвалидов, ссылаясь на их частые болезни, необходимость предоставления отпуска без содержания, неполного рабочего дня, — пишет МРО ВОИ. — Если и предлагаются рабочие место, то, как правило, не престижные, малоквалифицированные, с низкой заработной платой».
Особенно трудно, по сообщению организации, найти работу женщинам-инвалидам, молодым инвалидам, в том числе имеющим высшее и среднее специальное образование. Практически невозможно найти работу инвалидам в сельской местности. Обоснованием отказа чаще всего служит невозможность создать на предприятии необходимые условия.
Организация обратилась к депутатам с просьбой выдвинуть инициативу о поддержке предприятий, на которых более половины сотрудников — инвалиды.
Ольга Ребко считает, что частично решить эту проблему помогут современные технологии. Многие колясочники, по ее мнению, не работают, потому что им тяжело добираться из дома до офиса.
— Мы на всех уровнях просим, чтобы работодателям объясняли, что сегодня время высоких технологий, и многие люди могут работать из дома, — говорит руководитель клуба «Знак равенства». — Такие профессии, как бухгалтер, копирайтер, переводчик, сотрудник колл-центра, программист, администратор сайтов и соцсетей — всех этих людей можно устраивать на надомную работу, технологии это позволяют. Сейчас есть вакансии, но они для работы в офисе. Колясочнику ехать в офис безумно сложно.
«Это вопрос отношения общества к людям с инвалидностью»
Осенью этого года жильцы многоквартирного дома в Йошкар-Оле подали иск в городской суд. Они считали, что установка пандуса для девушки-колясочницы, живущей на первом этаже, должна быть согласована с ними. Суд постановил, что установка пандуса выполнена по закону и ничего не нарушает. До этого девушка долгое время жила в квартире на шестом этаже и добивалась получения квартиры на первом.
— Мне приходилось выступать в защиту этой девушки, — сказала Ольга Ребко. — Закон позволяет человеку с инвалидностью сделать отдельный выход, поставить пандус у своего балкона, если место перед домом есть. В кои-то веки закон повернулся лицом к человеку с инвалидностью, но сами жильцы дома не были готовы к такому. Это вопрос понимания, отношения общества к людям с инвалидностью. Нас слишком долго «не было». Теперь мы «появляемся», и достаточно активно. Общество должно привыкнуть к тому, что мы есть, мы здесь, нас много. Работа нашего клуба как раз направлена на это, почему мы и называемся «Знак равенства». Мы хотим поставить знак равенства между нами и обществом, достичь взаимопонимания.
Клуб «Знак равенства» организовался в 2016 году. Это неформальное объединение людей, которые хотят жить интересной, активной жизнью, участвовать в общественной жизни республики и проводить совместные мероприятия. У клуба есть группа в соцсети, в ней около 400 человек.
Фотопроект «Люди среди людей» — не первая фотовыставка клуба. Организация начинала с подобного проекта, тогда с участниками работала московский фотограф Дарья Кузнецова. Проекты осуществляют добровольцы.
По данным правительства Марий Эл, на 1 января 2018 года в республике инвалидов было 10% населения.