Десять человек в Кировском центре временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства отказались от еды в знак протеста на запрет свиданий и условия содержания. Что известно о ситуации — в материале «7x7».



Что случилось

С 16 ноября 10 из 22 содержащихся в центре человек отказались принимать пищу. По данным члена Общественной наблюдательной комиссии Кировской области Артура Абашева, который посетил центр, три человека сообщили, что «не едят, так как нет аппетита», семь человек — что это голодовка против условий содержания. Протестующие жалуются на запрет свиданий, грубое обращение руководства центра, на то, что прогулки проводят в течение 15–20 минут вместо часа, и на то, что у них отбирают мочалки. Члены ОНК зафиксировали несколько нарушений: в комнатах нет радиоприемников, полочек для туалетных принадлежностей, бачка с питьевой водой, в прогулочной зоне нет навеса от дождя и скамеек. Часть задержанных жаловалась на то, что молочные продукты, кроме сгущенки, в передачах запрещены.

Один из содержащихся в центре сообщил правозащитникам, что гражданина Азербайджана посадили в одиночную камеру из-за жалоб на то, что ему на дают свидания с детьми. Начальник центра Алексей Потехин объяснил Абашеву, что мигранта перевели в отдельную камеру из-за нехватки мест в общих. Член ОНК утверждает, что места в общих помещениях были. 

Артур Абашев процитировал одного из задержанных: «Содержат как животных, хотя мы не преступники». Члены ОНК написали заявление в прокуратуру и направили обращение руководству управления МВД России по Кировской области о несоответствии начальника центра занимаемой должности.
 

Как реагируют власти

Сотрудники прокуратуры вместе с уполномоченным по правам человека 20 ноября посетили центр временного содержания мигрантов. Как уточнил «7x7» пресс-секретарь прокуратуры области Денис Сухомлин, сотрудники ведомства опросили тех, кто жаловался на условия содержания, назначена проверка. Подтвердились ли их показания, в прокуратуре не сообщили, предварительных итогов проверки пока нет. Когда именно она завершится, Сухомлин сказать затруднился. По его словам, часть жаловавшихся просила предоставить им телефоны с выходом в интернет. Он не посчитал это требование правомерным. Сухомлин уточнил, что не стал бы называть голодовкой действия мигрантов в центре:

— Насколько мне известно, они отказываются от еды, которая предоставляется администрацией. Их право пользоваться едой, которую им присылают в посылках близкие и родственники, не ограничено.

Связаться с начальником центра временного содержания Алексеем Потехиным не удалось, его телефон не отвечает. Журналисту «7x7», приехавшему к центру, сообщили, что Потехина нет на месте. Когда сотрудник пропускного пункта позвонил Потехину, предположительно, на мобильный телефон, тот сказал, что информацию о ситуации в центре будет предоставлять только пресс-служба управления МВД. В пресс-службе ведомства отказались оперативно ответить на вопросы «7x7» и попросили прислать запрос.

Получить комментарий уполномоченного по правам человека в Кировской области Александра Панова «7x7» не удалось.


Что такое центр временного содержания мигрантов

Центр временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства открылся в Кирове в апреле 2014 года. В нем временно содержатся иностранцы, чье пребывание в России по решению суда было признано нежелательным. Они находятся в центре до решения вопроса о выдворении или депортации. Большинство содержащихся в центре — это иностранные граждане, отбывшие наказания за преступления. Центр рассчитан на 52 человека.

Общественники минимум дважды посещали центр. В октябре 2017 года туда приезжал уполномоченный по правам человека в Кировской области Александр Панов. Нарушений условий содержания он не нашел. Члены Общественного совета при УМВД в июле 2018 года претензий к центру тоже не имели.

Правозащитница и председатель комитета «Гражданское содействие» Светлана Ганнушкина в комментарии «7x7» объяснила, что условия содержания в центрах для мигрантов вызывают вопросы у общественников:

— Было несколько голодовок, бунтов, можно даже так сказать, потому что эти центры часто сделаны из бывших тюрем, спецприемников. Раньше жалобы оттуда были совершенно чудовищные: нет посуды, нет постельного белья, матрасов. Детей разлучали с родителями, кроме того, людей держали в центрах неограниченное количество времени, некоторые по пять лет сидели. Это было много лет назад, сейчас положение значительно улучшилось. Но все равно это остается бывшей тюрьмой. После решения Конституционного суда от 23 мая 2017 года держать таких людей [имеются в виду только лица без гражданства] в таких центрах можно только три месяца, потом человек получает право задавать вопрос о том, будут ли его депортировать или отпустят. 

Начальство центров для иностранных граждан, по словам правозащитницы, во время протестов ведет себя «совершенно по-разному, кто-то даже вызывал ОМОН, и там устраивали побоище». По мнению Ганнушкиной, для выражения своего несогласия с действиями сотрудников центров нужно применять правовые методы. В то же время для заключенных голодовка становится единственным способом протеста.

— Если законные методы уже не действуют, это единственное, что человек может сделать сам, для чего ему не надо никого привлекать, — заключила правозащитница.