Работники агрокомплекса «Инта Приполярная» обратились с открытым письмом к главе Коми Сергею Гапликову с просьбой разобраться с уменьшением зарплат. В сентябре и октябре за одинаковую нагрузку сотрудники, которые работают по договорам гражданско-правового характера, получили в два раза меньше, чем трудоустроенные в штат. Такую ситуацию они назвали дискриминацией. В правительстве Коми заявили, что в агрокомплексе происходит оптимизация, а само предприятие перестало быть коммерческим. Его потребности на 70% обеспечивались за счет средств республиканского бюджета, которыми распоряжался Минсельхоз региона. В ситуации разбирался корреспондент «7x7».
Что случилось
Работники отделения животноводства агрокомплекса «Инта Приполярная» обратились к главе Коми с просьбой разобраться с уменьшением зарплаты и ухудшением условий труда (копия обращения есть в распоряжении редакции «7x7»). Они описывают, как изменилась их работа с сентября 2018 года, когда заместителем директора компании стала Эльвира Калимова из Сыктывкара.
Работники утверждают, что в сентябре и октябре те сотрудники, с которыми заключены договоры гражданско-правового-характера (ГПХ), получили зарплату в два раза ниже, чем было ранее. «Нас лишили законных доплат 30% за раздельный рабочий день и лишили доплат за работу в ночное время 40%. При этом договоров ГПХ за сентябрь и октябрь нет до сих пор», — говорится в обращении.
Как рассказал интернет-журналу управляющий отделением животноводства агрокомплекса «Инта Приполярная» Александр Воронин, после получения зарплаты работники инициировали собрание с руководством предприятия.
— Эльвира Калимова, которая сейчас обладает неограниченной властью на предприятии — директор никакие документы без ее согласия не подписывает, — сказала: «Как хочу, так ведомость и закрываю». Она говорит, что слишком много людей работают в нашем отделении. Я предложил ей сделать хронометраж [определить временные затраты каждого сотрудника на выполнение своей работы], а она отослала к главному экономисту, которая вскоре уволилась. А в конце собрания Калимова сказала: «Кто на собрании молчал, тот продолжает работать, а остальных я уволю», — рассказал Воронин.
В своем заявлении работники пояснили, что считают незаконными сокращение доплат на 40% за работу в ночное время и на 30% за смену, которую разделили на две части (с 04:30 до 09:30 и с 15:00 до 20:00). Разную оплату у работников, устроенных в штат и работающих по договорам ГПХ, они считают дискриминационной. Сотрудники агрокомплекса потребовали от главы Коми Сергея Гапликова уволить заместителя генерального директора Эльвиру Калимову. В противном случае они обещают устроить забастовку и организовать митинги.
— В Инте нет рабочих мест. Если агрокомплекс закроют, то закроют и поселок Юсьтыдор, где он расположен, — рассказал Александр Воронин.
Как требования работников прокомментировало руководство агрокомплекса
В приемной агрокомплекса «Инта Приполярная» журналисту «7x7» сказали, что директора на месте нет, на предприятие он вернется не раньше 14 ноября. Заместитель директора Эльвира Калимова находится в Сыктывкаре, на рабочем месте она появится 12 ноября.
На сайте агентства «БНК» 7 ноября вышла статья о том, что производство на предприятии оптимизируют, потому что производительность молочной фермы ежегодно уменьшается. Журналисты приводят позицию Минсельхоза Коми со ссылкой на ответ на официальный запрос редакции.
«Речь идет не о сокращении штата, а об экономически необоснованных договорах ГПХ, которые схожи с должностями по штатному расписанию. Анализ отчетности предприятия показывает, что результаты работы молочной фермы в агрокомплексе ежегодно ухудшаются. С 2015 года продуктивность коров снижалась, что при той же численности работников привело к снижению производительности труда на ферме. В 2016–2107 годах надой молока на одну корову составлял менее 3 тыс. кг», — говорится в тексте со ссылкой на Минсельхоз Коми.
В середине октября вице-премьер Коми, министр сельского хозяйства и потребительского рынка Коми Анатолий Князев заявил, что за последние три года в развитие производства агрокомплекса в Инте направлено около 354 млн руб., в том числе 112,2 млн в виде субсидий на поддержку сельского хозяйства. «В 2017 году деятельность предприятия на 70% осуществлялась за счет бюджетных средств. Предприятие фактически перешло из статуса коммерческого в бюджетное», — опубликовало позицию министра «БНК».
Князев отметил, что главная задача правительства — сохранить молочное производство, оленеводство и переработку мясной продукции в Инте «любой ценой».
Позиция Трудинспекции
Воркутинский отдел государственной инспекции труда в Коми, в ведении которого находится Интинский район, начал проверку предприятия. Результаты пока неизвестны.
Что будет с агрокомплексом
В октябре в Арбитражном суде Коми начался процесс о признании агрокомплекса «Инта Приполярная» банкротом. В суд обратилась Федеральная налоговая служба. По ее данным, предприятие платит не все налоги. Суд постановил отложить разбирательство до 12 ноября и потребовал от всех сторон процесса предоставить информацию, выписку и документы, подтверждающие или опровергающие сведения из заявления ФНС.
Если на агрокомплексе начнется процедура банкротства, то на предприятии будет введена процедура внешнего управления. Ею может заняться представитель Союза профессиональных арбитражных управляющих «ЭКСПЕРТ» из Крыма, фигурирующего в материалах дела.
Кому выгодно закрытие предприятия
Работники агрокомплекса на условиях анонимности рассказали, что видят две причины возможного закрытия предприятия. Первая — «расчистка» рынка Инты для других компаний из Коми. В конце сентября птицефабрика «Интинская», которая входила в состав агрокомплекса «Инта Приполярная», прекратила свою работу. Глава Минсельхоза Коми Князев назвал это «консервацией».
— Без птицефабрики наш комплекс протянет не более двух лет. Раньше мы свое яйцо отправляли в Усинск, Печору, Воркуту, Лабытнанги. Сейчас у нас продается яйцо, производимое на птицефабрике «Зеленецкая» из Сыктывкара, — рассказал один из сотрудников агрокомплекса.
— В конце сентября Эльвира Калимова требовала от подчиненных: «Бейте [убивайте] птицу быстрее», подгоняла всех. Самое дорогое яйцо, производимое в Инте, стоило 60 рублей [десяток], а сейчас привозное продается по 70–80 рублей, — сказал еще один сотрудник.
Вторая причина, по словам работников агрокомплекса, — общее плачевное состояние экономики города после закрытия последней угольной шахты в Инте. Сотрудники уверены, что город в среднесрочной перспективе готовят к консервации, поэтому содержать активы, для которых трудно найти инвестора, чиновники не хотят.
В Минсельхозе Коми назвали закрытие птицефабрики, входящей в агрокомплекс, логичным, так как себестоимость одного яйца, по данным правительства региона, была в два раза выше, чем оптовые цены поставщиков из других регионов.