В октябре в Ярославле гражданские активисты и чиновники отметили 80-ю годовщину Селифонтовского расстрела и День памяти жертв репрессий. Незадолго до этого власти Рыбинска в Ярославской области не смогли отказать общественникам в установке памятника, но предложили для него другое место, такое предложение возмутило инициаторов. Подробности — в материале «7x7».
Кто такой Николай Спирин
Архитектор Николай Спирин в 1909 году выиграл конкурс проектов реконструкции здания первого в России народного театра в Ярославле. Всего у него было 65 конкурентов. Проект назывался «Танцующие в круге». Следующие два года Спирин руководил строительством, а после окончания работ вернулся в Москву. После революции Спирин работал хранителем дома-музея Льва Толстого. В 1933 году его обвинили в антисоветской агитации и сослали в Рыбинск — тогда это был центр Рыбинского округа Ивановской промышленной области. Ярославские краеведы уверены, что так ему мстили за позицию против взрыва Храма Христа Спасителя.
После окончания срока ссылки Спирин остался в Рыбинске работать в проектном бюро местного горкомхоза. В 1938 году его обвинили в шпионаже и расстреляли вместе с еще 186 репрессированными около деревни Селифонтово. В начале 1990-х годов на месте расстрела воздвигли мемориал с именами всех убитых, а здание Волковского театра стало визитной карточкой Ярославля.
Идея памятника
Проект памятного знака сделал ярославский архитектор Юрий Тимошин. По замыслу общественности, его нужно установить неподалеку от частного дома в Сосновом переулке Рыбинска, где до 1938 года жил Николай Спирин. Затраты на установку инициаторы хотели взять на себя.
Сейчас в этом доме живут другие люди, которые, по данным общественников, не хотят ассоциировать себя с репрессированным. Это обычный одноэтажный деревянный дом с приусадебным земельным участком (огородом).
Реакция чиновников
В июле 2018 года рыбинская комиссия по установке произведений монументального искусства рассмотрела предложение общественников. Инициаторам установки памятника Спирину предложили поставить его на земельном участке около дома №7 в Сосновом переулке, где и жил убитый архитектор. В качестве альтернативы власти предложили повесить на этом доме мемориальную табличку о Спирине. Обе инициативы надо согласовать с рыбинской администрацией. Ответ подписала замглавы администрации Наталья Шульдина, на заседании присутствовали рыбинские архитекторы, художники и чиновники. Документ есть в распоряжении редакции «7x7».
Комментарий общественников
Председатель общественной организации «Открытый Рыбинск» Андрей Чеканов назвал предложение властей «иезуитским» и неприемлемым.
«Трагическая история жизни и смерти Николая Спирина — это история не только верного служения Родине, но и подтверждение того, что ничто не может заставить настоящего человека отказаться от своих принципов и убеждений, это история созидания, но в то же время — это история о несправедливости, жестокости и потерях. Именно поэтому память о таких людях, как Н. А. Спирин, необходимо сохранять», — пишет Чеканов в обращении к губернатору Ярославской области Дмитрию Миронову. По мнению общественника, размещение памятника на частной территории будет означать укрытие важной информации от людей.
Ярославский адвокат Ирина Чистова уверена, что память о Спирине важна не только ярославцам и рыбинцам:
«Это несмываемый позор — даже скромной мемориальной табличкой мы не можем покаяться, поблагодарить и увековечить память человека, подарившего не Ярославлю, а России здание Волковского театра».
Официальная память о Спирине
В октябре в музее истории Ярославля открылась выставка, посвященная репрессированным. Ее авторы опубликовали материалы из «расстрельного» дела Николая Спирина.
В день 80-летия со дня расстрела 4 октября 2018 года у мемориала в Селифонтово состоялась гражданская панихида в память об убитых. Там присутствовала и делегация от правительства Москвы.
Ярославские СМИ писали о визите внука архитектора Спирина в Ярославль в 2013 году, в 2017 году его нашли мертвым в Тверской области.
Утром 30 октября с пикетом на площадь перед правительством Ярославской области вышел глава организации узников рыбинского Волголага Владимир Крутченский. А вечером того же дня ярославская молодежь провела акцию «Бессмертный ГУЛАГ».