Семнадцатилетний учащийся колледжа из Архангельска утром 31 октября вошел в здание регионального управления ФСБ и привел в действие взрывное устройство. От полученных ранений молодой человек скончался. От взрыва пострадали и три сотрудника ФСБ. Следственный комитет возбудил дело о теракте, губернатор Архангельской области Игорь Орлов заявил, что подрывник был одиночкой. За несколько минут до взрыва в одном из анархистских чатов Telegram пользователь под ником Валерьян Панов предупредил о теракте в здании ФСБ, объяснив свой поступок тем, что спецслужба фабрикует дела и пытает людей. Как в соцсетях отреагировали на поступок юноши, которого почти сразу назвали «бомбистом», — в обзоре «7х7».
«Диалог с помощью пыток прямо ведет к диалогу с помощью взрывов»
Главный редактор радио «Говорит Москва» журналист Сергей Доренко упрекнул в случившемся ФСБ и применяемые ими пытки:
— Леваки говорят, и это попадает в прессу, что вы их пытаете. Если и когда вы их пытаете, вы создаете некий вызов, некую систему провокаций на слабо, в которой вы будто бы спрашиваете леваков, а способны ли они пройти пытки и лишение здоровья. Леваки отвечают вам в этом нездоровом диалоге, что они не только готовы потерять здоровье, но и жизнь. ФСБ, вам это зачем? Диалог с помощью пыток прямо ведет к диалогу с помощью взрывов. С точки зрения бюджетов и расширения штата, вам это, вероятно, выгодно. Но с точки зрения внутренней стабильности, это не выгодно. У них появятся собственные герои, у вас станет больше генералов, но бомбисты, вероятно, не полезны и без того хрупкой России.
Блогер из Москвы Кристина Потупчик недоумевает, что телеведущий Владимир Соловьев возложил ответственность за взрыв на журналистов Екатерину Винокурову и Александра Плющева [якобы сотрудники «Эха Москвы» регулярно критикуют ФСБ]:
— Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы сообразить, — если человек устраивает теракт в ФСБ в знак протеста против пыток — может, блин, просто перестать пытать людей? Ну так, хотя бы ради интереса. Но Соловьев и раньше не подавал признаков большого ума, а сейчас, очевидно, начал впадать в старческую деменцию.
По мнению блогера Михаила Светова, правоохранительные органы сами стимулируют людей к противоправной деятельности:
— Мало кто сделал для пропаганды терроризма в России больше, чем центр «Э» и ФСБ. Если сажать людей по террористическим статьям за мемы во «ВКонтакте» и слова в интернете, то людям очень быстро становится нечего терять, и они действительно превращаются в террористов. Потому что если за мем и теракт грозит одно наказание, а в судах коррупция и нет справедливости, то беспомощные и уставшие от беспредела люди начинают вести себя так, чтобы их было за что сажать. Это нормальная, описанная во всех книгах по психологии реакция человека, который загнан в угол и чувствует себя беспомощным.
«Месседж „власть нас не слышит“ — один из ключевых тезисов во всех этих группах»
По мнению журналиста Екатерины Винокуровой, атака подрывника на ФСБ — это реакция молодого поколения на вторжение власти в их личную жизнь и при этом невозможность высказываться цивилизованно:
— Месседж «власть нас не слышит» — один из ключевых тезисов во всех этих группах. Большинство участников этих чатов — это молодые люди, которые не видят для себя вариантов добиться чего-то в жизни в той системе, которая есть сейчас. Чем более себя с ними агрессивно вести — тем больший уровень агрессии будет получен в ответ. Никакие уроки патриотического воспитания или православной культуры тут не помогут от слова никак. То же самое с запретами компьютерных игр, исполнителей, концертов. Чем более вы пытаетесь сделать видимый окружающий мир стерильным — тем больше расцветет страшных цветов под полом. Второе. У нас все очень плохо с культурой неприятия насилия. Обе стороны баррикад давно уже сделали максимум для полного расчеловечивания друг друга. В итоге для одних протестующая молодежь — это буйные хулиганы, которых не жалко и дубинкой огреть, а для других человек в погонах — это и не человек даже, а так. И вот от этого очень страшно.
Публицист из Великого Новгорода Николай Подосокорский считает, что намечается тревожная тенденция:
— Примечательно, что СМИ акцентируют внимание на том, что перед совершением задуманного студент обсуждал свои планы в интернете, где его «не только не отговорили от преступления, но и пожелали ему удачи». То есть сперва в Керчи устроил стрельбу 18-летний студент, теперь в Архангельске взорвал бомбу 17-летний студент... Оба мертвы — с них уже ничего не спросишь. Но тенденция тревожная. Где ждать следующего теракта от 16–18-летнего бомбиста? И после каждого случая все громче будет требование закрутить гайки в интернете и усилить контроль за образованием?
По мнению политика Никиты Исаева, теракт в Архангельске связан с недавней трагедией в Керчи и должен быть сигналом для правоохранительных органов:
— Возможно, они не связаны напрямую. Однако это звонки всем о том, что в действиях правоохранительных органов есть системная ошибка. Пока мы не признаем, что в Керчи есть признаки теракта, это будет продолжаться. Взрыв в Архангельске — сигнал спецслужбам, что не надо прятать голову в песок. Опасно закрывать глаза на такие вещи.
«Стало еще понятнее, что успешно борются у нас только с теми радикалами, которых сами и создали»
Гражданский активист из Марий Эл Евгений Пирогов удивился, что офис ФСБ взорвал несовершеннолетний учащийся, а не исламисты, с которыми ведет борьбу ФСБ:
— 31 октября 2018 года 17-летний парень без пафоса подорвал филиал супергероев. Которые чуть ли не еженедельно (если верить ТВ ящику) проводят КТО (контртеррористические операции) и уничтожают пачками бородатых дяденек (которые, похоже, и не думали, чтобы устроить подобный теракт) даже из международных террористических организаций, проходящих курсы спецподготовки и финансируемые чуть ли не Нарнией. Ни в коем случае не оправдываю террористов, как и не испытываю симпатий к сегодняшним пострадавшим…
Журналист Александр Плющев считает, что власть не способна бороться с настоящими радикалами:
— После того, как выяснилось, что взрыв в Архангельске устроил 17-летний школьник, стало еще понятнее, что успешно борются у нас только с теми радикалами, которых сами и создали.
Блогер из Москвы Павел Пряников вспомнил, что в СССР также случались теракты, и индивидуальный, и групповой террор всегда был свойственен нашей стране:
— Не надо тут искать, как вчера делали многие, «какой-то особый взгляд на жизнь» у нашей молодежи. Все пореформенное время у нас были теракты. И в СССР их было множество. Начиная со второй половины 1970-х в СССР стал шириться террор против власти. Сначала взрывы в метро, устроенные армянскими националистами, потом захват американского посольства в Москве.
«Силовики попрут шерстить анархистов без разбору»
Гражданский активист из Ярославля Даниил Кузнецов предполагает, что теперь начнется новая волна блокировок Telegram:
— Что мы теперь получим? Силовики попрут шерстить анархистов без разбору, им не важны тонкости идеологии конкретного человека (хотя этот парень и шел мстить ФСБшникам за уголовные дела против соратников — дело «Сети»). Новая волна блокировок и бреда пойдет на Telegram. Говнотелеканалы обязательно скажут, что террорист (судя по всему, он одиночка) координировался в Telegram с ИГ [организация, деятельность которой запрещена в России], западными спецслужбами, украинцами, масонами и проч. Новый распил бюджетного бабла пойдет на бесполезном оборудовании — рамки, металлодетекторы, бездельники-чоповцы. А нужно-то всего лишь власти не вести себя как идиоты и не провоцировать своих граждан на ответное насилие.
Политик Сергей Удальцов высказал мнение, что этот теракт может быть подготовленной провокацией:
— 17-летний студент техникума, считающий себя анархистом, совершил сегодня самоподрыв в здании УФСБ по Архангельской области. Теперь у власти прекрасный повод начать новые преследования и проверки оппозиционеров. Похоже на спланированную провокацию...
Главный редактор сайта «Медиазона» журналист Сергей Смирнов вспомнил китайский опыт борьбы с терактами:
— Борьба с радикалами у нас идет очень давно, и там вполне себе репрессии. Говорить о том, что силовики ничего не делают, — неправда. Тут много можно рассуждать про выжженное политическое поле, но я про другое. Понятно, что сейчас будет большой соблазн по поводу «сажайте всех, тогда терактов не будет». Так вот, это все работает только в условиях запредельного контроля. На «Медузе» недавно был текст про Синьцзянь, там же именно из террористических атак такую систему ввели. С запретом на продажу ножей. Китай вел многолетнюю войну против террора и только в прошлом году впервые там не было терактов. Вернее, так власти отчитываются, зная китайскую цензуру, можно ставить под сомнение.
Журналист из Москвы Настасья Иванова считает, что никакой «зачистки левых» пока не стоит ожидать:
— Ну если Соловьев возлагает вину за подрыв УФСБ в Архангельске на либералов, то явно никакой зачистки левых пока не предполагается. Отмашки дадено не было, поэтому бьют привычных мальчиков для битья. Хорошо, что не предполагается, хватит нам чисток и стирок.