Правозащитнику и журналисту, главному редактору интернет-издания «Кавказский узел» Григорию Шведову 14 октября исполнилось 42 года. Интернет-журнал «7x7» собрал его правила жизни из фрагментов интервью и выступлений.

Я к Кавказу не имею ровным счетом никакого отношения, кроме того, что несколько лет назад мы решили в недрах правозащитной организации заняться этим регионом с информационной точки зрения.

Мы занимаемся тем, что освещаем ситуации, связанные не только с известными людьми, к которым каким-то образом можно отнести правозащитников или журналистов, которые подвергаются нападкам, которых похищают и пытают в регионах Кавказа, а пытаемся привлечь внимание к абсолютно неизвестным людям, вынося их фамилии и имена в заголовки. Мы считаем, что это один из основных элементов нашей работы, миссии — попытаться привлечь внимание к людям, которые никому не известны и абсолютно отсутствуют на информационной карте.

Я считаю, что роль аудитории меняется в обществах, в которых профессионально проверенную информацию становится так сложно доносить и распространять. И я лично жду большего от нашей аудитории. Мы делаем что можем в направлении подгадывания удобной формы, тех часов времени, когда удобнее читать, и тех платформ, на которых удобнее получать информацию.

Ну кому в принципе будет приятно смотреть видео о том, что мужика изнасиловали в полиции? И у него на груди, когда он дает интервью, несколькомесячный ребенок. Он лежит в больнице и на видео рассказывает, как это было. Это никому не может быть удобно, в какой бы форме ты это ни сделал, максимально понизив порог, смикшировав всю эту жесть. Это не может быть виральным ни в коей мере.

Сценарии о несменяемости власти, о деспотизме не надо списывать на власть, что она, эта власть, плоха. Их надо списывать на пассивное общество, которое не готово делать то, что может. <>

Я считаю, что главная проблема — это не плохая власть, а апатичные люди. Идеально было бы заставить власти работать эффективно. Но чтобы это сделать, надо быть активным. Мне интересен любой разговор на эту тему потому, что он направлен на изменение сложившейся в сознании системы координат, на то, чтобы находить сподвижников и сторонников.

Если в голове есть понимание, что должны быть перемены в жизни вокруг тебя, а не только бесконечное осуждение реальности, то возникает вопрос к самому себе: «А я-то что могу сделать?» Что-то — с помощью давления на власть, а что-то — облагородив собственный палисад.

Люди, которые практикуют апатию, цинизм и недоверие, являются основной проблемой. Их реакция, или точнее отсутствие реакции, к проблемам правозащитников и журналистов в области прав человека имеет огромное значение. Чаще всего такие люди не комментируют, не предоставляют факты, которые они знают, или не сообщают о нарушениях прав человека, например, на Северном Кавказе, на Дальнем Востоке или в Центральной России, свидетелями которых они являются. Это, я считаю, является главной трудностью и главной проблемой интернет-СМИ в сегодняшней России.

Если бы люди были более активными, брали на себя ответственность за то, что происходит вокруг них, и не боялись сообщать о реалиях сегодняшней жизни в России, мы смогли бы избежать проблем с государством, что в настоящее время сделать нам не удается. <>

Есть такой тезис, что Путин — сильный президент. Я, например, не считаю его сильным президентом. <>

В правозащитной среде распространено мнение, что пропаганда есть и хорошая, и плохая. Я считаю, что хорошей пропаганды нет, это априори обман. <>

Пару лет назад я говорил, что у нас нет цензуры, но теперь я должен признать, что в результате последних законов, которые не связаны напрямую со СМИ, цензура в России существует.

Для улучшения сложившейся ситуации кремлевские власти должны изменить или полностью удалить огромное количество законов, которое делает работу журналистов практически невозможной. <>

Манипулируют нами и производители товаров. В товар заложена реклама и продвижение. Товар может быть не лучшим при этом. Но и мы манипулируем нашими близкими, работая бесплатными торговыми агентами — распространяем информацию о товарах — рассказывая про них, продвигая их бренды на своей одежде. Неосознанная манипуляция ничем не лучше циничной маркетинговой стратегии. Манипуляция — это не всегда сфера политики, это еще и неосознанное продвижение в быту. <>

Какими бы ни были ваши сверстники, важно обращать внимание не только на их помпоны. <>


Григорий Шведов родился 14 октября 1976 года. С 1999 года работал в международном обществе «Мемориал», член правления этой организации. С 2003 является главным редактором интернет-издания «Кавказский узел». В 2017 году награжден премией Московской Хельсинкской группы в области защиты прав человека за журналистскую деятельность по продвижению ценностей прав человека.