После того, как президент Путин 3 октября подписал пакет пенсионных законопроектов, корреспондент «7x7» спросил нескольких организаторов протестных акций против пенсионной реформы в Вологде, почему участников этих акций становилось все меньше и меньше. Активисты рассказали о разрозненности протестующих, молчании СМИ, обманутых ожиданиях и нехватке уверенности людей в своей правоте.

 

«Власть видит, что народ не протестует»

Сторонник Алексея Навального и лидер движения «Вместе» Евгений Доможиров организовал в Вологде три акции, из которых согласовать по всем правилам удалось только одну. Организованные им митинги собрали 5 июля 400 человек, 28 июля — 700 и 9 сентября — 500. За акцию 5 июля суд назначил ему 40 часов обязательных работ. Доможиров посетовал на то, что не удалось объединить усилия всей оппозиции и профсоюзов, «тогда бы митинги совершенно точно были более массовыми»:

— Реформу реально можно было остановить, если бы в таких городах, как Вологда, выходила бы не тысяча человека, а десятки тысяч или даже больше. Нужно было не собирать подписи, а показывать массовый уличный протест. Я рассчитывал, что так и будет. Но учитывая, сколько выходило людей в реальности, было трудно ожидать, что власть откажется от своих планов. Я считаю, что новые планы правительства в пенсионной сфере — это ответ на протесты, точнее, на их слабость. Власть видит, что народ не протестует в достаточной мере, и она верит, что можно провести антинародные реформы.


«СМИ говорили о митингах мало»

Областная федерация профсоюзов провела в Вологде две крупные акции 19 июля и 20 сентября, в которых участвовало примерно по 700 человек, и собрала более 40 тыс. подписей против пенсионной реформы. Председатель федерации Валерий Калясин сказал «7x7», что СМИ «смягчали информационный фон», из-за чего многие люди либо не считали, что реформа затронет их лично, либо ничего не знали о митингах:

— Ко мне в конце сентября обращались люди, которые, как выяснилось, вообще ничего не знали о реформе. Поэтому можно констатировать, что на митинги было готово прийти еще больше людей, чем было в реальности. Общедоступные средства массовой информации говорили об этом очень мало и сжато, не называя пенсионную реформу проблемой. А интернет-СМИ и социальные сети, в которых шла активная дискуссия, читает в основном молодежь.

 

 

«То, что люди выходили на улицу, я считаю положительным»

Председатель вологодского отделения партии «Яблоко» Николай Егоров сказал, что изначально не надеялся на успех кампании:

— То, что власть не обратит внимания на протесты людей, мне было ясно с самого начала. Но то, что люди выходили на улицу, я считаю положительным. У людей через это вырабатывается гражданская позиция, они понимают, что нужно заявлять о своем несогласии. Действительно была тенденция к уменьшению численности. На первой волне вышли аполитичные люди, которые никогда не ходили на митинги, те, кто собирался на пенсию, но оказалось, что нужно поработать еще. Были ожидания, что власть их услышит. После второго раза люди увидели, что власть к ним не прислушивается. Нужно отдать должное КПРФ, они собрали большое число митингов.


«Путин выбрал сохранение вертикали»

Свою роль сыграло и телеобращение президента Путина, заявившего о смягчении реформы, уверен председатель федерации профсоюзов Валерий Калясин:

— После выступления президента, будем прямо говорить, уверенность в успехе протеста у очень многих снизилась. Это, впрочем, понятно. Было видно, что у Владимира Владимировича менялось отношение к реформе. На мой взгляд, после того, как федеральные и региональные органы власти в целом поддержали проект реформы, он фактически оказался перед выбором: либо поддержать протесты и потерять доверие вертикали власти, либо поддержать вертикаль и потерять в рейтинге. Он выбрал сохранение вертикали. Мне кажется, это повлияло в большей степени.

 

 

Самую масштабную кампанию из нескольких десятков акций в Вологодской области провела КПРФ, охватив почти все райцентры. Первый секретарь обкома компартии и депутат Законодательного собрания Александр Морозов сказал «7x7», что людям не хватило уверенности в своей правоте:

— Люди устают и, видимо, свыкаются. Нам на севере не хватает южного горячего темперамента. На митинги ходит наиболее активная часть, и до третьего митинга доходят наиболее уверенные в своей правоте, наиболее уверенные в том, что они делают. Мы это видели на всех митингах — что в Вологде, что в Череповце.


Всего в Вологодской области прошло около 100 протестных акций против пенсионной реформы, подавляющее большинство из которых организовала КПРФ. Два митинга в Вологде организовала Федерация независимых профсоюзов, три митинга провели сторонники Алексея Навального. Один пикет провела партия «Яблоко». Самый крупный митинг, собравший 2500 человек провела 25 июля в Череповце КПРФ вместе с независимым профсоюзом образования. Вторая по численности акция — митинг КПРФ в Вологде 2 июля, собравший 1500 человек. Самой крупной акцией в районах Вологодской области стал митинг 17 июля в Бабаеве — 500 человек.