В Приморье 16 сентября состоялся второй тур губернаторских выборов. На пост главы региона претендовали два кандидата: и. о. губернатора единоросс Андрей Тарасенко, которого поддержал президент Владимир Путин, и член партии КПРФ Андрей Ищенко. После подсчета 95% протоколов Ищенко лидировал с 51,6% голосов, у Тарасенко было 45,8%. Затем предварительные итоги голосования некоторое время не обновлялись на сайте ЦИК. После подсчета 99% протоколов лидером оказался Тарасенко с 49,02% против 48,56% у Ищенко. Глава ЦИК РФ Элла Памфилова допускает отмену результатов голосования после проверки Центризбиркомом. Как отреагировали соцсети на неожиданный проигрыш коммунистов и победу единоросса — в обзоре «7x7».
«Стратегия „ночных губернаторов“»
По словам иркутского политолога Алексея Петрова, нарушения на выборах в Приморье бьют рекорды за всю историю выборов в России:
— У Ищенко (КПРФ) в Приморском крае украли победу. Переписали протоколы (бюллетени), черти. Позор всяким ЦИКам, ТАКам и всем остальным, кто в этом участвовал. Вначале на три часа перестали работать ГАС-Выборы. А потом на последних вводимых участках у коммуниста не было ни одного (!) голоса, или всего несколько «крестиков». Хотя по всему краю Тарасенко («ЕР») проиграл с разгромом. Вам ничего это не напоминает? P. S. Мы еще сравним все эти участки с голосованием недельной давности, чтобы показать, как и кто голосовал... В Уссурийске появились избирательные участки, где за «ЕР» — 100%, 99%, 19% и т. п. Ранее такого не было никогда в истории за 27 лет выборов.
Заместитель председателя московского отделения партии «Яблоко» политик Кирилл Гончаров рассказал о стратегии, которая, по его мнению, принесла победу единороссу в Приморье:
— Когда я вчера вечером писал пост о победе Ищенко, я представить не мог, чем все закончится. Настолько очевиден был результат. Стратегия «ночных губернаторов», заключающаяся в том, что днем кандидат от «ЕР» проигрывает, но в конце героически вырывает победу на участках с результатом в 100% — обкатана и может быть применена еще в трех регионах, ожидающих второй тур, в Хакасии, Хабаровске, а также Владимирской области. Орлова с коллегами радостно потирает ручки, сигнал дан, можно исполнять!
Политтехнолог из Москвы Виталий Шушкевич тоже обратил внимание на «ночные» результаты:
— Лихие люди в Приморье решили переписать данные с участков, которые уже были внесены в ГАС «Выборы» и опубликованы на izbirkom.ru. Я сравнил вечерние и утренние данные по десяти участкам из Уссурийска. Там был не вброс, а именно рисовка: голоса за коммуниста исчезали, а единороссу вбивали либо просто круглый итоговый результат (1900, 1000, 1900, 1100 голосов), либо круглый итоговый рост (+1300, +1000 голосов). Вот подсчет и данные за ночь и за утро. Справка: в Уссурийске ночью отрыв кандидата от «ЕР» был 11358 голосов, к утру стал 36943 (на 25 тыс. голосов больше). Благодаря этому кандидат от «ЕР» догнал кандидата от КПРФ и вырвался вперед на 8 тыс. голосов (253 тыс. против 245 тыс.). На переписанных десяти участках рисовка больше 8 тыс. То есть если эти результаты аннулировать, можно признать выборы во всем регионе недействительными. Тот случай, когда интересно было бы найти копии итоговых протоколов (если вы на связи с приморским штабом КПРФ, спросите у них).
Московский журналист Илья Барабанов считал, что после выборов президента в марте власть уже не будет идти на подобные фальсификации:
— Честно говоря, я думал, что Сергей Владиленович [Кириенко, первый заместитель руководителя администрации президента] пережал уже в марте, когда нарисовал ВВ 77%. И тогда говорил, что его скоро уволят. Но ему вместо этого дали героя России. Теперь, спасая жопу никому не важного технократа в Приморье, его команда снова пережала, конечно. Но вряд ли уволят. Дадут, скорее, почетного краболова.
Правозащитник из Казани Павел Чиков пошутил, что «в России за неделю сломались Росгвардия, военная разведка и выборы».
По словам московского журналиста Максима Кононенко, никакой фальсификации выборов в Приморье он не увидел:
— С интересом прочитал стенания московских журналистов по поводу страшной фальсификации выборов. Но как ни вчитывался, так и не смог найти ни одного сообщения о фальсификациях собственно с места голосования.
«Приморские выборы имели шанс стать точкой отсчета в диверсификации системы»
Журналист из Твери Алексей Полухин задумался о значении результатов выборов:
— На сайте администрации Приморского края начались танцы с бисером в исполнение предпринимательских сообществ и ветеранов. Хотелось бы понять, какой мессендж мне шлет любимая страна в связи с ситуацией в Приморье. Что ради победы одного человека, с которым встретился Путин, можно выкинуть все немногие остатки доверия к процедурам? Что власть не собирается соблюдать кривые правила, которыми она придумала с единственной целью сохранить свое положение? Что вся система страны не мыслит на перспективу дальше одного дня?
По мнению политолога из Курска Владимира Салатинова, после подобных выборов будущее не сулит России ничего хорошего:
— Приморские выборы имели шанс стать точкой отсчета в диверсификации Системы — через наделение КПРФ и отчасти ЛДПР статусом возможных носителей ресурсных кандидатов, возвращение реальной, пусть и ограниченной конкурентности, «выпуск пара» и проч. Но Система к этому не готова. Возвращение ресурсных игроков на губернаторские выборы кардинально и довольно быстро изменит всю модель управления страной, межбюджетные отношения, систему принятия решений, а потом и госполитику. Играть в какую-либо иную игру, кроме игры с «нулевой суммой», в Кремле не хотят, да, видимо, уже и не могут. <...> Представьте себе — каков завтра будет рейтинг президента в Приморье! А после возможной «победы» Орловой во Владимирской области? И так далее. Что со всем этим будет делать Кремль — неясно. Сейчас ясно только то, что никакого «плана» у него нет.
Депутат Госдумы и вице-президент Конфедерации труда России, астраханский политик Олег Шеин оценил произошедшее как «переворот»:
— В Приморье, по сути, произошел переворот. Если по итогам подсчета 97% голосов с хорошим отрывом лидировал Андрей Ищенко (КПРФ), то последние три процента дали «победу» выходцу из «Росатома» Тарасенко. На этих участках у него 100% голосов при 100-процентной явке. Налицо наглая и вызывающая фальсификация. Отличие от выборов астраханского мэра 2012 года только в том, что в Астрахани мы имели дело с местным криминальным творчеством, а в данном случае решение прибыло из Москвы. Очевидно, что никакого блага Тарасенко для Приморья не принесет. Если нет честности, то что говорить об остальном. Но Приморье представляет собой полигон для подсчета голосов в Хакасии, Владимире и Хабаровске, а также на весь последующий электоральный цикл что следующего года, что 21-го. Поэтому я считаю, что мы должны всецело поддержать приморцев и объявить всероссийскую кампанию в их поддержку.
Журналист из Екатеринбурга Дмитрий Колезев считает, что подобные фальсификации могут привести к развалу государства:
— Про Приморье. Вот, мне кажется, особенно опасно делать такие вещи, которые сейчас сделала власть, в окраинных регионах России. Столько лет работать над интеграцией Дальнего Востока, пытаться как-то превратить эту далекую колонию в нормальную часть страны, а потом за одну ночь рубануть и поставить все это под сомнение. Ради чего?.. И эти люди говорят, что боятся развала страны.
«Вы же хотели аргументы против прямых выборов глав регионов»
Московский политолог Алексей Чеснаков считает, что произошедшее в Приморье — хороший аргумент за отмену прямых выборов губернаторов.
— Вы же хотели аргументы против прямых выборов глав регионов? Предъявлены. Сполна. Ничего не меняется двадцать пять лет. И не будет меняться. Куда честнее и чище наделять глав полномочиями региональными парламентами.
В Telegram-канале «Госсовет 2.0», который ведется агентством политического консалтинга политтехнолога Евгения Минченко, опубликованы «уроки приморских выборов»:
— Поддержка президента более не является «волшебной пилюлей». Технология «зачистки конкурентного поля» в условиях общего снижения рейтингов власти имеет ограниченный эффект. «Кандидат Ноунейм» может стать даже более опасным оппонентом, чем привычные политические бойцы, имеющие понятный и в том числе и негативный бэкграунд. «Имитационные кампании» становятся все более рискованными. Необходимы переговоры с элитами, фандрайзинг, намагничивание актива и адекватная имиджевая кампания.
Московский политолог Алексей Чадаев считает ситуацию «развилкой»:
— Действительно, у губернатора сегодня — двойственная роль: с одной стороны, он руководитель управленческой системы, оператор потоков идущих в регион и из региона денег; с другой — вроде как политический лидер субъекта. Разделить не получается. Проблема решалась многие годы посредством политтехнологий, от мягких до жестких, приводивших ситуацию к формуле «кого назначат, того и выберут»; за редкими, но все же памятными исключениями — Брянск-2013, Иркутск-2015 — все работало. Но технологии не всесильны, особенно с учетом проседания «верхних» рейтингов (на которые они все в конечном счете и опирались). Ну и теперь — развилка. Либо кончать валять дурака и убрать уже последние рудименты несостоявшегося федерализма, либо... либо, скажем, менять систему управления, вводя архитектуру с федеральным генерал-губернатором, «смотрящим» за потоками (назначаемым), отдельно от выборного главы региона (которым тогда и пусть будет кто угодно). Ну нехорошо же вышло. За этого Тарасенко серьезные люди вписались перед Первым, под него в регион кучу федеральных программ и ресурсов завели, а он, такое дело, не сумел местных коммерсов загнуть на правильный результат.