Новый мусорный полигон должен появиться под Костромой в 2019 году. Год назад областной совет по привлечению инвестиций одобрил проект ООО «ЭТМ Полигон». В августе 2018 года компания сдала документы для проведения государственной экологической экспертизы будущего полигона. Областное экологическое движение «Во имя жизни» хочет провести альтернативную экспертизу. Активисты опасаются за сохранность Башутинского водозабора. Костромской водоканал его считает стратегическим ресурсом питьевой воды для областного центра. Чтобы получить документы от «ЭТМ Полигон», экологи уже дошли до суда. Чем может быть опасен полигон в Медениково и почему общественная экспертиза так же важна, как и государственная, корреспонденту «7х7» рассказала одна из соучредителей движения «Во имя жизни» Валентина Ямщикова.
«Полигон нужен, но площадка в Медениково не подходит»
— Как движение «Во имя жизни» относится к планам строительства мусорного полигона у деревни Медениково в Костромском районе?
— Полигон, конечно, нужен. Но площадка у Медениково не подходит сразу по нескольким причинам.
Во-первых, и это самое главное, она расположена в третьей санитарной охранной зоне Башутинского водозабора. Со стороны планируемого полигона залегает наиболее богатая по запасам северо-восточная часть месторождения мощностью 25 тыс. м3 в сутки. Общие запасы Башутинского водозабора составляют 42 тыс. м3 в сутки. Переоценка эксплуатационных запасов месторождения была сделана на федеральные средства в 2012 году на следующие 25 лет. Сегодня эксплуатируются первые три скважины на центральном участке проектной мощностью 7,5 тыс. м3 из 16 проектных. Четвертая — которая может оказаться под угрозой — пока не эксплуатируется, но разведана: бури скважины, прокладывай водопроводные трубы и получай воду, которая сразу может подаваться на действующую станцию обезжелезивания и далее — потребителю.
В 2016 году была принята областная программа развития коммунальной инфраструктуры, в которой говорится об эксплуатации Башутинского водозабора. И в программе развития МУП «Костромагорводоканал» запасы воды Башутинского водозабора названы стратегическим ресурсом.
Второй момент: эксплуатационные запасы Башутинского водозабора восполняются в основном за счет поверхностного речного стока — подземные воды задействованы только процентов на 20–25. Речной сток идет от пяти малых рек, в том числе реки Шачи, расположенной на этой водосборной площади Башутинского месторождения подземных вод. Эта река может оказаться в опасной близости от полигона ТБО.
И третье: согласно Воздушному кодексу расстояние от аэропорта до объектов, которые привлекают птиц, должно быть не менее 15 км. Раньше эта норма не всегда соблюдалась, но недавние изменения законодательства ужесточили данное требование: никакие отпугиватели птиц и прочие меры уже не принимаются во внимание. Если рядом с Медениково появится мусорный полигон, он окажется слишком близко к аэропорту Костромы.
— На общественных слушаниях в Кузьмищах в декабре прошлого года сторонники строительства полигона возражали экологам. Мол, кладбище на улице Костромской тоже находится недалеко от Башутино.
— Но ведь кладбище не развивается в сторону месторождения. А поскольку три скважины работают — снабжают водой поселок Новый и часть микрорайона Ребровка в самой Костроме — там ведется постоянный контроль качества и загрязнения воды не установлено.
Сегодня Костромская область занимает второе место среди российских регионов в антирейтинге качества питьевой воды. У нас треть жителей используют воду, непригодную для употребления. Мы что, хотим еще усугубить эту проблему?
«С документами началось что-то непонятное»
— Все доводы против полигона в Медениково, которые вы перечислили, проверит государственная экологическая экспертиза, которая уже началась. Но «Во имя жизни» хочет провести еще и общественную экологическую экспертизу. Вы не доверяете Росприроднадзору, который проводит госэкспертизу?
— Росприроднадзор будет проводить экспертизу только на основании материалов, которые представит заказчик. А мы уже знаем, что заказчик представил «дутый» протокол общественных обсуждений, которые, по заключению природоохранной прокуратуры, прошли с нарушениями.
Общественная экологическая экспертиза потому и нужна, что общественность знает реальное положение дел, владеет всей полнотой информации. При этом федеральный закон «Об экологической экспертизе» предусматривает проведение общественной экологической экспертизы наряду с государственной.
— Недавно вы ездили в Ярославль в управление Росприроднадзора по Ярославской и Костромской областям. О чем вы договаривались со специалистами?
— По закону об экологической экспертизе представители общественности могут присутствовать на заседаниях экспертной комиссии, которая проводит государственную экологическую экспертизу. Поэтому мы вместе с еще одним представителем нашего движения поехали в Росприроднадзор, чтобы договориться о нашем участии в заседаниях. Там пришлось доказывать, что мы имеем на это право, зачитывать соответствующую норму закона, потому что сначала сотрудники Росприроднадзора стали говорить, что это не наши полномочия.
Кроме того, мы передали им документы по Башутинскому водозабору, и ответ нашей природоохранной прокуратуры, что общественные обсуждения в Кузьмищах прошли с нарушением закона. Мы направили руководителю управления Росприроднадзора по Ярославской и Костромской области подробную мотивированную позицию движения «Во имя жизни» по строительству полигона на восьми листах.
— Вы говорите о необходимости провести общественную экологическую экспертизу. Надо — проводите. Кто вам не дает?
— С мая 2018 года мы не можем получить от инвестора — компании «ЭТМ Полигон» — проектную документацию. По статье 22 закона об экологической экспертизе они обязаны предоставить нам такой же комплект документов, какой предоставили на государственную экологическую экспертизу.
— И в чем проблема?
— Мы написали заявление на проведение общественной экологической экспертизы в администрацию Костромского района, на территории которого расположена площадка под полигон. Нам прислали уведомление, и мы запросили документы у ООО «ЭТМ Полигон», указав в скобках ОВОС (оценка воздействия на окружающую среду). Инвестор месяц молчал, а потом ответил, что он может представить нам ОВОС. Но мы-то указывали — в том числе ОВОС, а не только ОВОС. После этого мы и писали по электронной почте, и звонили, и отправляли заказное письмо — никакой реакции.
В итоге 29 июня я направила обращение в природоохранную прокуратуру с просьбой оказать содействие в получении документов. И тут началось что-то непонятное. Если раньше мы обращались к прокурору, то нам в течение трех дней все документы представляли. А в этот раз они начали проводить какое-то расследование. Только 1 августа Природоохранная прокуратура написала представление в адрес ООО «ЭТМ Полигон», но оно не дошло, потому что указали неверное наименование организации. 8 августа было направлено повторное представление заказным письмом. Оно пролежало на почте, его не хотели забирать.
Наконец 3 сентября от «ЭТМ Полигон» пришло письмо о готовности представить нам запрашиваемые документы, только предварительно мы должны встретиться для обсуждения вопроса с их московским руководством. Я договариваюсь с генеральным директором Андреем Шиловским о встрече у них на мусоросортировочном комплексе. Приезжаю туда в назначенное время с еще одним членом нашего движения «Во имя жизни», но на территорию предприятия пропускают меня одну. Иду с Шиловским и Кочетковым [Леонид Кочетков — директор по сопровождению проектов «ЭТМ групп»] в офис, и они мне заявляют, что я и другие члены нашей экспертной комиссии имеют право знакомиться с документацией только на территории предприятия, а взять документы с собой для изучения мы не можем. Где такое прописано? Я рассматриваю это как способ оказать давление на общественность.
— Вы отказались изучать документы у них?
— Отказалась, потому что считаю такое условие неправомерным. А 6 сентября у нас прошла встреча с Шиловским уже в Природоохранной прокуратуре. Я пришла туда с новым уведомлением о проведении общественной экологической экспертизы, полученным в администрации Костромского района утром того же дня. Но история повторилась: Шиловский заявил, что готов предоставить нам проектные материалы, но знакомиться с ними мы можем только на территории «ЭТМ Полигон». Природоохранный прокурор ничем мне не помог, он лишь посоветовал разрешить наш спор в суде. Тогда 7 сентября я отнесла в Свердловский районный суд исковое заявление к ООО «ЭТМ Полигон», чтобы обязать компанию представить документы на общественную экологическую экспертизу. А чтобы довести проблему до жителей мы, во исполнение требований действующего законодательства, подали заявку на проведение 16 сентября пикета на Октябрьской площади.
«Мы должны сдать свою экспертизу раньше государственной»
— Предположим, вам удастся получить от «ЭТМ Полигон» документацию и провести общественную экологическую экспертизу. Но если государственная экологическая экспертиза даст положительное заключение, а общественная экологическая экспертиза — отрицательное, что будет в этом случае?
— Утверждать результаты общественной экологической экспертизы должен Росприроднадзор. Если он утвердит наше заключение, то результат государственной экологической экспертизы должен быть таким же.
— А если сначала будет утверждено заключение государственной экологической экспертизы?
— Тогда общественной экспертизой они уже не будут заниматься. Так прописано в законе: общественная экологическая экспертиза проводится до государственной или одновременно с ней, но мы свое заключение должны сдать до того, как будет утверждено заключение госэкспертизы.
— А у вас есть специалисты для проведения экспертизы?
— Есть. Я сама гидрогеолог. К тому же у нас есть специалист, который разведывал это месторождение, писал отчет и защищал запасы в Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых, это Рафик Гюрджиев.
«Во имя жизни» уже 20 лет проводит общественные экологические экспертизы. Например, только по Берендеевке мы делали две экспертизы. Делали экспертизу площадки под кладбище у деревни Конино — там имеются запасы подземных вод, поэтому от планов организации кладбища власти в итоге отказались.
А вот состав экспертной комиссии управления Росприроднадзора, которая проводит государственную экологическую экспертизу, я не знаю, да и учтут ли они наши представленные материалы — тоже вопрос.
В ответ на запрос редакции «7х7» генеральный директор ООО «ЭТМ Полигон» Андрей Шиловский сообщил, что компания готова передать проектную документацию полигона для проведения общественной экологической экспертизы. Он объяснил, что ранее инвестор отказал движению «Во имя жизни», так как экологи не предъявили заверенную копию уведомления о проведении общественной экологической экспертизы. «Нарушения законодательства об экологической экспертизе со стороны ООО „ЭТМ Полигон“ отсутствуют», — говорится в ответе.
Костромское общественное экологическое движение «Во имя жизни» работает с февраля 1993 года. Сопредседатели организации — депутат городской думы от партии «Яблока» Валентина Ямщикова и эколог Елена Морозова.
Устав организации предусматривает «защиту прав граждан Костромской области на благоприятную среду проживания и достоверную информацию о ней». Главными задачами движения заявлены борьба против размещения в регионе атомных объектов, общественные экологические экспертизы при строительстве и размещении промышленных объектов, борьба с загрязнением окружающей среды, экологические акции и решение социальных вопросов.