Пензенский гарнизонный военный суд в закрытом режиме рассмотрел жалобу Елены Богатовой, матери антифашиста Ильи Шакурского, одного из 11 арестованных по делу «террористического сообщества „Сеть“». Она оспаривала отказ в возбуждении уголовного дела по факту пыток и психологического давления, которые, по ее словам, применяли к ее сыну сотрудники ФСБ. Как выяснилось во время заседания 11 сентября, постановление от 23 мая уже отменил руководитель следственного органа. После дополнительной проверки следователь вновь отказал в возбуждении уголовного дела. Но это постановление Елена Богатова и адвокат Ильдар Лузин обжаловать не могли — они не знали о нем. Корреспондент «7x7» поговорил с Еленой Богатовой у здания суда.

 

 

В суде Богатова рассказала, что сразу после ареста ее сына по делу «Сети» нанятый адвокат Михаил Григорян объяснил, что спорить с ФСБ бесполезно и лучше сразу написать, о чем они просят. При таком условии Илья Шакурский якобы имел шанс на минимальное наказание.

— Поверив словам адвоката и следователя ФСБ, я стала уговаривать сына сознаться в том, чего он не совершал, — объяснила она.

 

Женщина добавила, что использовала «подсказки следователя» во время интервью журналистам телекомпании НТВ, которые интересовались подробностями якобы готовящегося теракта. Как вспоминает Елена Богатова, в тот момент она боялась за сына, которого избивали в следственном изоляторе, пытали током и угрожали изнасиловать.

Только через несколько месяцев она поняла, что поступала неправильно.

— Я перестала плакать, жалеть себя и своего сына. Поняла, что надо бороться, иначе мы ничего не добьемся, его просто убьют там. И я поняла, что должна вытаскивать его из этого ада. Самое дорогое, что есть у меня в жизни, они у меня забрали. Чего мне сейчас бояться? И я пошла. Решила, что буду писать заявления, говорить всю эту правду. Они привыкли к тому, что все люди молчат и боятся, как и я изначально. Ведь я боялась рот открыть. А теперь уже не боюсь, — рассказала она корреспонденту «7x7».

Елена Богатова написала заявление о незаконных действиях следователя управления ФСБ по Пензенской области Валерия Токарева. Проверкой изложенных обстоятельств занимался военно-следственный отдел Следственного комитета по Пензенскому гарнизону. Он вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела 23 мая 2018 года. 11 сентября Пензенский гарнизонный военный суд рассмотрел жалобу Елены Богатовой на это постановление.

По словам адвоката фонда «Общественный вердикт» Ильдара Лузина, на момент вынесения постановления об отказе в возбуждении уголовного дела Елену Богатову даже не опросили, хотя она была заявителем. Кроме того, сотрудники военно-следственного отдела СК РФ по Пензенскому гарнизону не затребовали у оператора сотовой связи детализацию вызовов, которая, по мнению адвоката, могла бы подтвердить факт телефонных звонков со стороны следователя.

— А опрос Ильи Шакурского и вовсе производился без адвоката, — подчеркнул Ильдар Лузин. — Следователь всячески избегал встречи с защитником.

На судебное заседание 11 сентября следователь ФСБ Валерий Токарев не пришел, но направил уведомление, в котором просил провести заседание без его участия. Из-за этого Елена Богатова и ее адвокат попросили у судьи отложить заседание.

— Почему? — удивился судья Денис Торкунов.

— У нас есть вопросы к нему, — ответил Ильдар Лузин. — И несостыковки имеются.

Однако помощник военного прокурора Пензенского гарнизона капитан юстиции Попков и следователь военно-следственного отдела СК РФ по Пензенскому гарнизону старший лейтенант юстиции Мизюркин настаивали на продолжении заседания.

— Токарев надлежащим образом уведомлен, просил рассмотреть в его отсутствие. Считаю, что возможно рассмотреть без него, — заявил помощник военного прокурора.

Суд согласился с их доводами и перешел к рассмотрению заявки на фото- и видеосъемку, которую подал корреспондент интернет-журнала «7x7».

Помощник военного прокурора возражал. По его словам, «обжалуемое процессуальное решение, принятое в отношении сотрудника ФСБ, связано с делом террористической направленности, в связи с чем присутствие представителей СМИ в судебном заседании может привести к разглашению государственной и иной охраняемой федеральным законом тайны, а также нарушению обеспечения безопасности свидетелей по уголовному делу». Его полностью поддержал следователь Мизюркин. Он добавил, что «производство по данному уголовному делу продолжается, идет предварительное следствие».

Судья Торкунов решил перевести процесс в полностью закрытый режим и потребовал от судебного пристава удалить из зала заседаний журналиста и слушателей.

— Видеотрансляция может привести к разглашению охраняемой федеральным законом тайны, в частности тайны следствия. А также в целях обеспечения безопасности участников судебного разбирательства, так как жалоба связана с расследованием уголовного дела террористической направленности, — пояснил судья Торкунов.

 

 
 
 

 

После окончания закрытого процесса адвокат Ильдар Лузин рассказал журналистам, что суд прекратил производство по жалобе Елены Богатовой. Как оказалось, обжалуемое постановление было отменено еще 18 июня 2018 года.

— Мы были не в курсе этого. Только сейчас, в ходе судебного заседания, выяснилось, что 18 июня это постановление отменил руководитель следственного органа и отправил на дополнительную проверку. А 27 июня тот же следователь вновь вынес постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. И на данный момент получается, что предмет рассмотрения отсутствует. Ибо постановление от 23 мая, которое мы пытались обжаловать, давно отменено, — подчеркнул Ильдар Лузин.

По его словам, теперь придется обжаловать постановление от 27 июня 2018 года.

— Такое часто случается, когда задним числом выносят постановления, какие надо, — объяснил адвокат Лузин. — Но однозначно сейчас говорить, что следователь задним числом вынес это постановление, я не могу. Возможно, это стечение обстоятельств, что мы не получили этот документ.

По информации Ильдара Лузина, пытки током и избиения арестованных прекратились после того, дело «Сети» получило огласку.

— Но психологический прессинг, конечно, есть. Шакурский и другие лица, которые проходят по этому уголовному делу, продолжают находиться в СИЗО, куда обеспечен беспрепятственный доступ оперативных сотрудников. 24 часа в сутки, семь дней в неделю эти люди под контролем следственных органов, — рассказал защитник.

По его словам, никакой государственной тайны на закрытом процессе 11 сентября озвучено не было.

— Я расцениваю это как попытку избежать присутствия СМИ в процессе и освещения самого процесса. Никакого разглашения государственной тайны там не было и быть не могло. Мы рассматривали результаты проверки по сообщению о преступлении по факту пыток в отношении обвиняемых, — сказал адвокат.

— Видимо, государственная тайна состоит в том, что сотрудники ФСБ пытали наших детей. Но это уже давно не тайна, — предположила Елена Богатова.

 

Помощник военного прокурора Пензенского гарнизона и следователь военно-следственного отдела СК РФ по Пензенскому гарнизону отвечать на вопросы журналиста отказались. Пресс-служба управления ФСБ РФ по Пензенской области от комментариев тоже воздержалась.


Дело «Сети» получило огласку осенью 2017 года, когда сотрудники правоохранительных органов задержали в Пензе и Санкт-Петербурге его первых фигурантов — молодых людей от 22 до 30 лет анархистских и антифашистских взглядов. По версии следствия, они якобы готовили теракты в день выборов президента 18 марта и во время чемпионата мира по футболу в июне-июле 2018 года. В организации ячейки и участии в ней ФСБ заподозрила Армана Сагынбаева, Дмитрия Пчелинцева, Илью Шакурского, Егора Зорина, Василия Куксова, Андрея Чернова, Игоря Шишкина, Виктора Филинкова, Юлия Бояршинова, Михаила Кулькова и Максима Иванкина.

Следствие предъявило обвинение трем подозреваемым 3 и 4 сентября: Дмитрию Пчелинцеву и Илье Шакурскому инкриминируется создание террористического сообщества (часть 1 статьи 205.4 УК РФ), Арману Сагынбаеву — участие в нем (часть 2 статьи 205.4 УК РФ).

Родители фигурантов дела «Сети» основали неформальную организацию «Родительская Сеть». Они пытаются доказать, что во время следствия к их детям применялись пытки. Интернет-журнал «7x7» рассказал о ней в большом репортаже в августе 2018 года.


Реклама. Многим организациям в своей деятельности приходится сталкиваться с выполнением работ, которые требуют доступа к государственной тайне. Для этого необходима лицензия фсб. Если вам необходимо получить лицензию, то вы можете обратиться в компанию ООО "Стрелец". Быстро и недорого поможем вам оформить доступ к нужным документам.