9 сентября, в единый день голосования, во многих регионах России прошли выборы депутатов, губернаторов и глав российский регионов. В этот же день выйти на протестные митинги против новой пенсионной реформы призвал своих сторонников по всей стране политик Алексей Навальный. В большинстве регионов власти не согласовали протестные акции, полиция задерживала сторонников политика перед митингами, в некоторых городах очень агрессивно. О чем писали в соцсетях в единый день голосования — в обзоре «7x7».
«Политическая борьба на этих выборах проходит, как всегда, с элементами карнавала»
Гражданский активист из Рязани Георгий Колотов обратил внимание на нарушения на выборах:
— УИК 1011. Рязань, здание Речного порта. Со слов председателя, нормальных пломб не выдали. На пластиковых ящиках печать не поставить. Получается, смысл опломбирования теряется. Также на участке присутствовал сотрудник полиции без опознавательных знаков. На данный момент сотрудников поменяли.
Общественный деятель из Екатеринбурга Вячеслав Башков сфотографировал двух полицейских, нарушающих устав ППС во время голосования, и получил в ответ угрозы:
— Зашел посмотреть в школу 91, как идет голосование, издалека увидел двух полицейских, нарушающих устав ППС, а именно: резиновые палки должны носиться на поясе, а не в руке. Подошел, сфотографировал. Что тут началось! Оказалось, это какие-то сотрудники уголовного розыска УМВД по Екатеринбургу. Старший лейтенант Кудашов начал угрожать мне задержанием, если я не предъявлю паспорт по его требованию, основанием назвал кипу ориентировок на его рабочем столе. Ужас и дискредитация. Сошлись на том, что покажу паспорт в холле школы, где проходная (и видеонаблюдение). Не знаю, дойду ли теперь до дома.
Московский муниципальный депутат Люся Штейн заметила, что протесты во время выборов не имели смысла:
— Тем временем в Москве политическая борьба на этих выборах проходит, как всегда, с элементами карнавала. На фоне Дня города молодые люди по традиции залезают на фонарные столбы, откуда их, матерясь, снимают менты. Навальный превращает это уже в такой субкультурный сбор по интересам, к реальной борьбе с пенсионной реформой это не имеет, к сожалению, никакого отношения.
Блогер Максим Кононенко обратил внимание, что нарушения повторяются от выборов к выборам:
— Когда я в 2011 году на послевыборном эфире у Володи Соловьева перечислял все эти «нарушения», зафиксированные «Голосом» (например — мальчик пел в коридоре), даже сам Володя (Рудольфович) говорил мне: да ладно тебе, все же видят, что нарушения были.
«Людей нельзя наказывать за их право!»
Видеоблогер Александр Смолеев поделился видео, как власти в Тамбове с помощью мусоровозов помешали проведению акции навальнистов:
— Объявленный тамбовскими сторонниками Навального митинг против повышения пенсионного возраста прошел на краю Рассказовского сквера. Почему в воскресенье гайд-парк был заставлен мусоровозами, тяжелой техникой и автобусами, некоторые организаторы и участники митинга были задержаны полицией и к чему призывали оставшиеся на свободе выступающие, смотрите в этом видео Тамбовского VLOG’а.
Гражданский активист Игорь Аверкиев рассказал, как в Перми разогнали митинг против повышения пенсионного возраста сторонников Навального:
— В Перми впервые была разогнана мирная, хоть и несанкционированная демонстрация. Сегодня произошел опаснейший для Перми прецедент. Впервые была разогнана мирная, хоть и несанкционированная демонстрация (участники — навальновцы и примкнувшие к ним, выступали против повышения пенсионного возраста). Задержаны были более двух десятков человек, включая журналистов. Многие наблюдатели неоднозначно оценивают поведение демонстрантов, но такая оценка не делает прецедент менее опасным и не снимает ответственности с властей за это явно пагубное для общественного климата Перми происшествие.
Журналист Виктор Шендерович вспомнил строчку из стихотворения Саши Черного:
— «Единственные новости — парад и мордобой»
Саша Черный, 1906 год, кажется. Что ж у нас все так предсказуемо?
Депутат Дмитрий Максимов задается вопросом, были ли выборы и был ли выбор:
— Я не видел выбора, я видел, как полицейские бьют дубинками избирателей, у которых не было выбора.
Политик Ксения Собчак обращает внимание на неоправданную жестокость при разгоне митингов и количество задержанных:
— Только в моем родном Питере — задержано не менее 400 человек! Есть задержанные практически во всех крупных городах, вышедших выразить свое несогласие с действиями властей по пенсионной реформе. Смотришь на фотографии — ряды полицейских, ОМОНа, в касках, с дубинками — в полном обмундировании (на наши налоги купленном!). И напротив них — молодежь — в футболках, шортах, с плакатами — мальчики и девочки и даже дети! И пенсионеры — с крохотной пенсией, недовольные, которые захотели выразить свое отношение. Мне не все нравится, что делают наши оппозиционные политики, не нравится мне и использование пенсионной реформы чисто для своих политических целей. Но это сейчас неважно. С кем борются полицейские? Кого и от кого они защищают? Кто здесь более опасен — выросшая свободолюбивая молодежь, немолодые пенсионеры или потерявшая почву под ногами власть? Ответ очевиден. Конституция нашей страны прямо указывает на свободу собраний и свободу слова. Люди, вышедшие на улицы — пользуются своим правом, данным высшим законом России. Людей нельзя за это бить! Людей нельзя наказывать за их право! Сколько можно нарушать Конституцию? Сколько можно такой культурной европейской стране, как Россия, позориться избиениями молодежи на улицах? Зачем? Думая, что оберегают власть, а в итоге доведут до революции и пострадаем мы все.
О рекордных задержаниях в Екатеринбурге пишет и журналист Дмитрий Колезев:
— В Екатеринбурге на акциях протеста всегда полиция действовала спокойнее, чем в других регионах. И мы этим гордились: у нас, мол, не винтят, у нас все тихо-мирно. В этот раз отличились. Похоже, у Екатеринбурга рекорд по числу задержаний. Человек 50–100, а по некоторым оценкам даже 200. Полиция, что интересно, цифру не называет. Задерживали даже журналистов и случайных прохожих. Даже в Москве, где обычно все довольно жестко, полицейские сегодня вели себя на порядок деликатнее и умнее. Просто стояли и ждали, пока у толпы не выдохнется энергия и люди не начнут расходиться сами. Интересно, откуда у свердловской полиции (или Росгвардии?) взялся такой настрой.
По мнению журналиста Татьяны Фельгенгауэр, молодежь самоорганизуется и ей уже не нужны лидеры:
— Да, людей сегодня было немного. Но вот число тех, кто приходит с плакатами (не только отпечатанными в штабе Навального), кто знает разные кричалки, кто готов как-то координировать толпу — таких становится все больше. Это очень активная молодежь. Не дети, но и не мои сверстники. Они не агрессивны, но они явно хотят действия, а не стояния на площади.
Журналист Александр Плющев делится горькой шуткой:
— Лучшая, хоть и горькая шутка дня — про то, что сегодня полицейские били тех, за чей счет они выходят на пенсию в 45 лет.