Наблюдатели движения «Голос» фиксируют нарушения в ходе процедуры выборов. Но замечают намного больше: принуждение и административный ресурс, голосование «для галочки», пассивность избирателей и неграмотность тех, кто считает их голоса. В Рязани 9 сентября прошли выборы депутатов городской думы. Корреспондент «7x7» записал монологи волонтеров «Голоса», которые работали на избирательных участках.

 

Историк Ирина Кусова. Наблюдает за выборами с 2011 года

— Выборов как таковых у нас нет, есть имитация. Нет реальной политической конкуренции, власть совершенно беззастенчиво пользуется своим административным ресурсом. Но наблюдателям все равно нужно участвовать в этом процессе, как минимум чтобы собрать доказательства, что это не выборы и что были реальные нарушения. В дополнение к этому мы фиксируем те нарушения, которые происходят непосредственно в день голосования. Мы [участники движения «Голос»] плотно наблюдаем за кампаниями в Рязани с 2011 года. С учетом того, что вытаскиваем всех жуликов «за ушко и на солнышко», фальсификации становятся все более и более изощренными. Таких наглых нарушений, которые были несколько лет назад, — «карусели» и прочее — сегодня стало меньше. Но — идет принуждение. Звонят воспитатели детских садов, классные руководители, заведующие детскими садами — теребят родителей, чтобы они шли и голосовали. Принуждают своих сотрудников под страхом лишения премии. Все это мы знаем, скрыть это невозможно. Но все-таки так беспардонно, как это было раньше, уже не фальсифицируют.

 

Гражданский активист Георгий Колотов. Наблюдает за выборами с 2016 года

— Я наблюдаю уже два года. Зачем? Сначала хотелось пойти посмотреть, как все происходит на самом деле. Правда ли есть все эти фальсификации, о которых пишут в интернете. Думал, может, это выдумки? Когда стал наблюдателем, понял, что члены избирательных комиссий часто сами очень неграмотные люди и им самим нужно подсказывать. Иногда они даже принимают с благодарностью эту помощь, иногда отказываются, опираясь на какой-то свой старый опыт. И из-за этого получаются фальсификации, может быть, порой даже не преднамеренные. Незнание своей работы может привести к серьезным искажениям результатов выборов. Когда мы публикуем данные о нарушениях, на это реагируют и члены избирательных комиссий, и председатели. Они следят и за Картой нарушений. Избирком тоже их за это дергает, и они стараются исправить незначительные нарушения. А вот сложные фальсификации, которые устраивает сама администрация, проконтролировать очень сложно.

 

Журналист Мария Захарова. Наблюдает за выборами с 2011 года

— Нельзя говорить, что происходит огромное количество нарушений, как это было в 2011–2012 годах. Но у нас наблюдается тенденция, что [избирательные] комиссии иногда абсолютно безграмотны. Они не знают элементарных законов. Посудите сами, зачем учитель русского языка должен знать и разбираться в законодательстве [о выборах]? Незнание, нежелание учиться — из-за этого происходят различные нарушения. Проведением выборов занимаются люди, абсолютно незаинтересованные, которые не имеют никакого отношения к этому. Из-за этого происходит столько казусов — нарушений, казалось бы, незначительных, но и за них полагается ответственность. Наш избирком отчитывается в том, что у них происходит обучение [будущих членов избирательных комиссий], но как и кого они там обучают — об этом история умалчивает. Возможно, речь идет о председателях, их заместителях, секретарях — но все остальные… Они вообще не в курсе многого, они не знают, что такое ФЗ-67 [федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав»] и зачем он вообще нужен. Банальный пример с президентских выборов: мы приходим, смотрим книги избирателей, а они не пронумерованы. Члены комиссий смотрят на нас удивленными глазами: а что, это нужно? И кричат с последнего стола на первый: «Люсь, у тебя какая книга? Первая? А, ну значит, у меня шестая».

 

Гражданский активист Василий Агапкин. Наблюдает за выборами с 2015 года

— Это четвертые выборы, на которых я наблюдаю. Задействован большой административный ресурс — это нечестный подход к выборам. Очень много людей, которых просят прийти и привести с собой кого-то, они просто приходят и ставят галочку в графе. Чтобы выборы были честными, людям надо прежде думать, за кого они голосуют, зачем они голосуют, только потом ставить отметку. Изучать программу кандидатов, смотреть на тех, кто идет избираться повторно. И нужно ходить на выборы. Существует несколько путей решения проблем. Но мы всегда выбираем самый сложный. Люди безразличны к своему будущему. Я не знаю почему. Возможно, не верят в выборы, в то, что от них что-то зависит.

Выборами наша жизнь не заканчивается, а только начинается новый отчетный период. И нужно постоянно требовать с власти: раз вы обещали — сделайте. Нужно постоянно участвовать в общественной жизни города.

 


Неполитическая некоммерческая организация (НКО) «Голос» появилась в 2000 году для защиты прав российских избирателей и развития гражданского общества. Работает в 40 российских регионах, выступает за честные выборы, организует работу «прямых линий», на которые избиратели и наблюдатели сообщают о нарушениях прав граждан. Обеспечивает юридическую поддержку избирателей.

Руководитель движения «Голос» в Рязани правозащитница София Иванова в 2016 году стала лауреатом премии Московской Хельсинкской группы.