Российское военно-историческое общество начало поисковые работы в районе мемориала Сандармох в Карелии 28 августа. В первый день работ поисковики в одном захоронении обнаружили останки трех тел. На месте работает корреспондент «7x7». Что известно о раскопках — в обзоре интернет-журнала.

 

Начало

Утром 27 августа группа поисковиков и военных прошла по территории мемориала до его предполагаемой границы и непосредственно за пределами мемориала начала копать. Утверждать, что раскопки осуществлялись за пределами мемориала, с уверенностью нельзя, потому что граница на местности никак не обозначена.

 

Находки и первые предположения

Первое место раскопок определили быстро: провели анализ грунта с помощью щупа, металлоискателей и GPS, нашли яму с пустотами. На глубине примерно двух метров были найдены останки трех человек. Все в скрюченных позах, руки связаны за спиной. У всех отверстия от пуль в затылках.

Пули и гильзы тоже найдены. Представитель РВИО Олег Титберия утверждает, что пули стальные — такие во время войны использовала финская армия. Однако из чего производились выстрелы — неизвестно.

По версии поисковиков РВИО, на убитых были зеленые английские шинели и валенки. По словам корреспондента «7x7», за «зеленую английскую шинель» приняли «кусок ткани размером с ладонь, с едва различимым зеленым отливом». По версии РВИО, финны выдавали английские шинели зеленого сукна советским военнопленным, потому что они были холодными. А теплые советские шинели отбирали.

Глубина захоронения, по версии РВИО, говорит о том, что яму копали не зимой, а летом. Шинели и валенки, по этой же версии, летом могли носить только военнопленные — «не от хорошей жизни».

Поисковики приходят к предварительному выводу, что нашли именно советских военнопленных, узников одного из финских лагерей, расстрелянных и захороненных финнами в Сандармохе.

Примерно в 17:30 27 августа представитель РВИО Олег Титберия позвонил в Следственный комитет и проинформировал о находках. Останки эксгумировали и передали вместе с пулями и гильзами представителям Следкома.

 

Что происходит на месте раскопок

28 августа работы продолжаются. Поисковики проводят трассировку местности. Нашли еще несколько неучтенных расстрельных ям. Их помечают лентами, повязывая их к деревьям. По словам представителей РВИО, нашли несколько «пустых захоронений»: то есть там, где стоят поминальные столбики-голубцы, характерные для Сандармоха, ничего нет. Сейчас полосатыми лентами помечено больше десяти таких столбиков. Важно: многие поминальные столбики в Сандармохе устанавливались как знак памяти, а не как отметка расстрельной ямы.

В яме, раскопанной 27 августа, под тремя трупами, на глубине 2,5 метра нашли останки еще одного человека. На место снова прибыли специалисты Следкома, они будут проводить эксгумацию и доставят останки на экспертизу.

До окончания экспертизы говорить о том, чьи останки нашли поисковики, нельзя. Эксперты по оружию, в частности, заявляют, что стальные пули никто не использовал — только свинцовые пули в стальной оболочке. Более того, с 1936 года на вооружение финской армии были приняты патроны со свинцовыми пулями в оболочке из томпака. Поэтому важно установить, не какими пулями, а из какого оружия были произведены выстрелы, и установить год, когда был расстрел.

Специалисты «Мемориала» говорят: позы тел скорее говорят о «традиционной» именно для Сандармоха процедуре расстрела. Из допросов исполнителя расстрелов, офицера НКВД Матвеева точно известно, что приговоренным к расстрелу руки вязали за спиной еще в Медвежьегорске и везли в таком виде к ямам в Сандармохе. Финны же обычно расстреливали советских солдат стоя. Руки у них были связаны спереди. Об этом говорит множество архивных фотографий.

 

Приглашения и закон

С сегодняшнего дня работы точно проводятся на территории мемориального комплекса Сандармох, а не за его границами. Поскольку у специалистов, в том числе археологов, возник вопрос о законности действий группы РВИО, представитель РВИО Сергей Баринов предъявил журналистам следующие документы:

— Письмо министерства обороны директору РВИО о том, что они предлагают РВИО провести поисковые работы на территории Карелии согласно плану (план прилагается). По плану в 2018, 2019, 2020 годах будут проводить поисковые экспедиции на территории РК.

— Просьба Минкульта Карелии с просьбой к РВИО участвовать в раскопках подписана министром Алексеем Лесоненом (возглавляет карельское отделение РВИО). Это письмо-приглашение Минкульта провести работы по определению границ мемориального комплекса Сандармох, установления плотности захоронений, поиска захоронений узников финских концентрационных лагерей и погибших военнослужащих РКК. Письмо составлено в соответствии с обращением директора Медвежьегорского районного музея Сергея Колтырина.

— Письмо за подписью Сергея Колтырина: просьба оказать помощь в уточнении границ и плотности захоронений лесного комплекса урочища Сандармох.

— Разрешение от карельского Управления по охране объектов культурного наследия на проведение исследований на территории мемориала Сандармох.

— Приглашение от администрации Медвежьегорского района.

До сих пор, как сообщает корреспондент «7x7», РВИО не предъявило журналистам историко-культурной экспертизы, которая является обязательным документом при проведении работ на объектах исторического (археологического) наследия. Этот документ должен быть размещен на сайте карельского Управления по охране объектов культурного наследия, но на сайте такого документа нет. Помимо Сандармоха, на этой же территории находятся и другие археологические памятники — стоянки древних людей, границы которых тоже не определены и на местности не обозначены. Велика вероятность, что работы проходят с нарушением действующих законов об охране объектов исторического наследия.

Реакция прокуратуры на обращения в ее адрес, поданные несколько дней назад, пока неизвестна.


Урочище Сандармох — исторический памятник регионального значения, на его территории, кроме захоронений репрессированных, находили стоянки древнего человека эпохи мезолита. Площадь всего урочища оценивается исследователями в 90 га. Одним из первооткрывателей захоронений жертв советских репрессий на территории Сандармоха считается глава карельского «Мемориала» Юрий Дмитриев, который проходит обвиняемым по делу о насильственных действиях в отношении несовершеннолетней приемной дочери. 

Гипотезу ряда российских историков о том, что в Сандармохе похоронены расстрелянные финнами красноармейцы, корреспонденты «7x7» проанализировали в специальном расследовании «Переписать Сандармох».