В 1991 году после августовского путча в качестве национального флага России утвердили триколор. Через три года президент России Борис Ельцин подписал указ о праздновании 22 августа Дня государственного флага. Что пишут в соцсетях об этой дате — в обзоре «7х7».

 

Как появился триколор

Педагог из Коми Александр Вербин напомнил молодым россиянам забытую историю государственного флага:

— Многие молодые люди считают, что трехцветный государственный флаг России является традиционным государственным символом страны, имеет глубокие и славные исторические корни и, следовательно, его надо уважать и даже поклоняться ему. На самом деле бело-сине-красный флаг до революции 1917 г. никогда не был государственным флагом России. Он появился в России в 1676 году при царе Алексее Михайловиче как коммерческий торговый флаг, и это его назначение было узаконено указом Петра I в 1705 году. Попытка в 1896 году сделать этот флаг государственным вызвала бурный протест российской общественности, выступившей против внедрения заимствованного у Европы триколора, и Николай II оставил его как флаг торговли.

Вся наша великая история связана с красным флагом. Под красными знаменами защищали Родину и побеждали Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Минин и Пожарский. Лучшие полки Петра Великого имели красные полковые знамена. Под красным знаменем наши отцы и деды одержали Победу в Великой Отечественной войне.

В то же время бело-сине-красный флаг связан с черными периодами нашей истории. Именно под этими цветами французы в 1812 г. осуществили нашествие на Россию, а в 1853 г. штурмовали Севастополь. В годы гражданской войны 1918–1920 гг. белогвардейские генералы-убийцы Корнилов, Деникин, Колчак под трехцветным знаменем вместе с Антантой воевали против своего народа. Во время Отечественной войны по личному указанию Гитлера бело-сине-красный триколор в качестве знамени был вручен армии генерала-предателя Власова, которая официально в фашистской Германии именовалась «Восточный легион СС» и воевала против нашей страны и народа на стороне Гитлера. Этот триколор во всех власовских штабах висел рядом с портретом Гитлера и его штандартом.

Вот так и получилось, что 22 августа 1991 года этот флаг по инициативе Ельцина российские «демократы» сделали государственным флагом России, и он висит сегодня над священным Кремлем, заменив Красное знамя Победы.

 

Политик Константин Боровой пишет, что идея принять триколор в качестве флага позаимствована у политика Валерии Новодворской:

— Триколор был флагом Демократического Союза, партии Валерии Новодворской. Чекисты называли его власовским флагом. И арестовывали каждого, кто с ним появлялся на улице. ДСовцы таскали свой флаг на акции тщательно упакованным. И надевали на флагшток только уже на акции. Никакие демократы не носили триколор, боялись. А Новодворскую за ее флаг называли провокатором. Когда мы открыли торговый зал Биржи на Центральном почтамте в 1990 году, я декорировал его триколором по периметру второго этажа — 120 метров.

Тут же прибежала съемочная группа из программы «Время». Все все понимали.

— Ой, что это у вас такое, зачем?
— Это торговый флаг России, — соврал я. Ничего умнее придумать не успел.

Так и пошло в программе «Время»: «...и оформили свой зал торговым флагом России». Лерочке эта ситуация очень нравилась. И она мне выписала лицензию на триколор. На митинге перед Белым домом 20 августа 1991 года, на котором собралось 200–300 тысяч, был один большой флаг России на трибуне и два-три в толпе. Его держали члены ДС. Этот флаг России подарила Валерия Новодворская.

 

День флага в регионах

Журналист Елена Жолобова недоумевает, почему администрация Кирова запретила шествие с триколором в День государственного флага:

— Киров опять прославился на всю Россию. И ладно бы чем-то хорошим. Но опять нет. Администрация города сама творит себе мощнейший антипиар. Множа в федеральных СМИ новости под анекдотичными заголовками в духе «Мэрия Кирова запретила проводить шествие с флагами России в День флага России». Деля людей на тех, кому можно вынести 7-метровый триколор на главную площадь города, и тех, кто не достоин пройтись даже с обычными российскими флагами даже на какой-нибудь городской окраине (шествие по Октябрьскому проспекту не согласовано, альтернативных площадок не предложено, даже в каких-нибудь Дороничах). Апелляция к областному закону, запрещающему митинги и шествия ближе чем в ста метрах от территорий образовательных, медицинских и спортивных организаций, выглядит особенно лицемерно на фоне согласованной официальной акции на Театралке прямо под окнами опорного вуза.  

 

Журналист Денис Долгополов предположил, с чем может быть связано небольшое количество людей на праздновании 22 августа в Йошкар-Оле:

— Говорят, на протестные митинги ходит мало людей, а значит, всем все нравится. Вот митинг в честь Дня российского флага. Значит ли это, что страна никому в Йошкар-Оле не нравится?

 

 

Блогер Андрей Володченков поделился фоторепортажем про триколор на административных зданиях в Смоленске. По его наблюдениям, флаги оказались «рваные-рванющие» и «лежащие на засраном птицами отливе».

 

«Поздравляют все и всех, но только не тех, кто поднимал этот флаг»

Активист движения «Голос» Роман Удот рассказал, что для него День флага России — главный настоящий праздник независимости России:

— Забавно. Нынешний атрибут тоскливого официоза на самом деле был флагом восстания. Восстания против совка и застоя, внезапно вылезших из своих свежих могил. Против них, родимых, что сейчас, по сути, просочились из могил обратно и восседают под чуждым им, бело-сине-красным символом восстания. Мне кажется, что они его побаиваются и избавятся от него при первой возможности, как избавились от герба и гимна восставших. До августа триколор был «белой ленточкой» 2011–2012 годов или уточкой 2018 года. Вызовом. Фрондой. Белорусским Бел-чырвона-белы сьцяг. Им бравировали те, кто ждал, хотел и приближал перемены. Его использовал Демсоюз Новодворской и многие другие «неформалы». В дни восстания, 20 августа, брокеры Российской Товарно-сырьевой биржи сняли с ее стен свою многометровую трехцветную драпировку и принесли к Белому дому. Так она попала во все исторические хроники и превратилась во флаг нации. Флаг брокеров и бунтарей. Что в те годы было практически одно и то же. На бумаге, деклараций о независимости союзных республик было к тому времени множество. Они могли бы и остаться бумажными декларациями, местами с кровавыми пятнами, если бы совок не отправился к чертям собачим.

 

Правозащитник Константин Емешин, поднявший триколор в августе 1991-го над Алтайским краевым советом, поделился мнением о том, что теперь представляет из себя этот праздник:

— Смех, да и только... Поздравляют все и всех, но только не тех, кто поднимал этот флаг... Но зато радостно встречают праздник те, кто в дни ГКЧП 1991 года отсиживался, а теперь они и есть бенефициары.

 

Журналист Роман Попков объяснил, как менялось его отношение к флагу:

— Где-то в середине 2000-х пришло политическое, политтехнологическое даже понимание, что этот флаг нельзя отвергать. Малоизвестный факт: когда осенью 2008 года мой соратник, нацбол Алексей Макаров осуществлял на Дальнем Востоке акцию против готовящейся передачи Китаю островов Тарабаров и Большой Уссурийский, он поднял над этими островами не нацбольский флаг, а русский триколор. История требовала от нас бороться под сине-красно-белым триколором, и самая умная часть нацболов это начала осознавать. Но по-настоящему я понял, что будущее у свободных русских будет или с триколором или вообще не наступит, только в 2013 году — в эпоху огненных ночей Майдана и его изорванных, пропахших дымом знамен. И на той скорбной демонстрации памяти Немцова радовало лишь море красно-сине-белых флагов.

 

Политик Николай Гончаров размышляет, что лично для него символизирует государственный флаг:

— Для меня наш триколор — символ героической борьбы с тоталитарным образом мысли, с властью заплесневелой, но оттого не менее воинственной и реваншистски настроенной номенклатуры. Да, к сожалению, у символа возникают новые непредсказуемые коннотации. Это и позорно проведенная приватизация, и водружение МГЕРовцем моего флага над зданием администрации в Харькове, но меня не перестанут вдохновлять фотографии с миллионами граждан, вышедших на Манежную площадь 22 августа 1991 года.

 

По словам муниципального депутата Люси Штейн, сегодня триколор «расплылся в своих значениях» и для большинства людей символизирует «непонятно что»:

— С одной стороны, его активно юзают модные уличные дизайнеры — то ли как бы постиронично, то ли потому что Русь (в ее кашинско-хтоническом понимании) в тренде. С другой, взяли в оборот те же люди, что украли у народа термин «патриотизм», ловкой подменой понятий сделав его синонимом лояльности в отношении действующей власти.