В Удмуртии 9 сентября будут выбирать депутатов в представительные органы власти всех четырех уровней. Кто и как борется за места в  советах Ижевска и Удмуртии — обзор корреспондента «7x7».


Где нужны новые депутаты 

В единый день голосования пройдут довыборы в Государственный совет Удмуртской республики — два места, в городские думы трех из шести городов — пять мест в Ижевске, два места в Воткинске, одно в Можге.

Выберут недостающих депутатов в советы десяти из 25 сельских районов Удмуртии (чаще 1–2, только в Увинском районе — 3) и в советы поселений — 1–2 депутата в каждом из четырех поселений.

Три совета депутатов изберут целиком — в Камбарке (15 мест), райцентре Вавож (13 мест) и селе Новая Чернушка Якшур-Бодьинского района (11 мест).

 

Госсовет: два места

Шестой созыв Госсовета Удмуртии избрали в 2017 году. Затем депутата четвертого, пятого и шестого созывов, руководителя нефтяной компании «Белкамнефть» Юрия Федорова отправили в Москву представлять Госсовет УР в Совете Федерации РФ, и его место освободилось. В мае и июне 2018 года депутаты Андрей Лямин и Владимир Нельзин заявили о сложении полномочий.

Сейчас кампания по выборам в Госсовет республики идет только в двух округах — бывшем «ляминском» (округ №12 Молодежный) и бывшем «федоровском» (№28 Сарапульский). Третье депутатское место освободилось поздно, когда предвыборная кампания уже началась.

На место Лямина претендуют пять человек (было шесть — одному самовыдвиженцу отказали), причем среди зарегистрированных — отправленный в отставку весной 2018 года бывший прокурор Удмуртской республики Сергей Панов.

На место Федорова — три кандидата. Из них один — преемник Федорова на посту руководителя «Белкамнефти».

 

 

Ижевск: претензии прокуроров

Довыборы пяти из 42 городских депутатов запланировали после того, как в марте 2018 года прокуратура через суд потребовала снять депутатские полномочия с шести депутатов Ижевской городской думы за то, что они предоставили неполные либо недостоверные сведения об имуществе и доходах. По сообщениям СМИ, претензии у прокуроров были к 29 из 42 депутатов, но в окончательном варианте «со значительными ошибками» осталось шестеро. Один из них — Дмитрий Чистяков — за полгода, когда прокуратура «работала» с думой, ушел из депутатов на должность заместителя главы Ижевска.

Двое из оставшихся пяти — Сергей Шишкин и Сергей Иванов — были «списочниками», поэтому освободившиеся места заняли их коллеги из партийных списков «Патриотов России» и КПРФ. В нынешней кампании решивший вернуться в думу Сергей Шишкин уже значится как выдвиженец «Единой России».

Три депутата — Денис Балакин, сын ижевского мэра с 2001 по 2010 год Виктора Балакина, а также Алексей Гарипов и Дмитрий Данилов, в апреле добровольно отказались от мандатов. Из них сейчас баллотируется только Гарипов.



Пустят ли Тюрина в депутаты?

Главная интрига ижевских довыборов — попытка бывшего главы Ижевска Юрия Тюрина вернуться в городскую думу Ижевска, где он уже был депутатом четырех созывов. После выборов в гордуму в 2015 году депутаты единогласно избрали его главой города. Главой Удмуртии в это время, после отставки Александра Волкова, который возглавлял республику с 1995 по 2014 год, был Александр Соловьев. В апреле 2017 года президент Путин отстранил Александра Соловьева от должности в связи с утратой доверия, а на его должность назначил сопредседателя Центрального штаба Общероссийского народного фронта Александра Бречалова, которого потом избрали главой республики. Александр Бречалов много раз критиковал работу главы Ижевска Юрия Тюрина. 3 мая 2018 года Тюрин написал заявление об уходе «по собственному желанию». 

 

Юрий Тюрин. Фото сайта myudm.ru

 

6 августа Юрия Тюрина зарегистрировали кандидатом в депутаты гордумы Ижевска, а 8 августа постановление ЦИК УР о регистрации Тюрина оспорил в суде другой кандидат — Адхария Трифонова, которую консультируют «пиарщики», уже лет двадцать работающие с администрацией главы и правительством УР.

13 августа суд принял двойственное решение — отмена регистрации Тюрина законна, но подписи надо проверить еще раз (спор идет о том, 11 или 18 подписей из 123 сданных в поддержку «самовыдвиженца» Тюрина считать недействительными). Таким образом, Тюрин может судиться до самого дня выборов. Пока у него статус кандидата.

 

Юрий Тюрин и Александр Бречалов

 

Отказали в регистрации и двум 19-летним кандидатам — Дмитрию Бегишеву и Георгию Чукавину. Дмитрий — студент технического университета и член ПАРНАСа, а Георгий — безработный самовыдвиженец. Оба стали известны в период активной работы ижевского штаба политика Алексея Навального. Подписи они собирали исключительно добросовестно.

Конкурс на каждое из пяти мест в Ижевской гордуме — пять человек.

 

Досрочные выборы за бездействие

В маленьком селе Новая Чернушка Якшур-Бодьинского района, где менее двух тысяч жителей, и в самом маленьком городе Камбарка (10477 жителей) по представлению главы УР Бречалова и по решению районных судов распустили советы депутатов и назначили досрочные выборы. Причина — «не проведение депутатами правомочных заседаний в течение трех месяцев подряд; Совет депутатов МО «Чернушинское» не проводил заседание с 30 сентября 2017 года, в результате сельское поселение осталось без бюджета. Депутаты МО «Камбарское» не заседали с 27 декабря 2017 года». 

В Новой Чернушке на все 11 мест претендуют члены «Единой России» (один выбыл с формулировкой «утратил статус кандидата»), столько же кандидатов идут под флагом ЛДПР, плюс 18 самовыдвиженцев. На каждое депутатское место здесь три с половиной кандидата.



Однофамильцы из Камбарки

На сайте ЦИК УР среди 62 кандидатов на 15 депутатских мест в Камбарке есть три однофамильца — Александр, Виктор и Николай Климовских (Виктору, правда, в регистрации отказали). При этом фамилия председателя расформированного Камбарского Совета депутатов тоже Климовских! Но ее зовут Фаина Диановна, и она на этот раз в выборах не участвует.

В Камбарке партия «Единая Россия» не смогла найти 15 кандидатов, чтобы занять все места в совете, и выдвинула только четырех. Зато 15 человек выдвинуло отделение ЛДПР, среди них 13 женщин. Остальные самовыдвиженцы. Всего подано 62 заявления, один претендент выбыл, троим отказали. Конкурс в Камбарке — почти четыре человека на место.

 

Три человека на место в Вавоже

По другим основаниям, но тоже через суд, досрочно распустили сформированный в 2016 году совет райцентра Вавож из 13 депутатов (в 2012 году в райцентре жили 5721 человек). Сразу после выборов три депутата сложили свои полномочия, а год спустя их примеру последовали еще три. Причем они так и не дождались рассмотрения сессией их заявлений — не было кворума! Нынешняя кампания интересна тем, что в числе кандидатов в совет этого поселения есть два экс-главы поселения, бывший глава администрации и три бывших заместителя главы администрации.

Кандидатов-единороссов в Вавоже ровно столько, сколько депутатских мест (13), 12 кандидатов выдвинули местные «жириновцы». Здесь баллотируются и семь самовыдвиженцев. Зарегистрировали всех. Конкурс — около трех человек на место.

 

Комментарий политолога 

Политолог Михаил Эстрин так оценил предстоящие выборы в Удмуртии:

— Несмотря на то, что выборов много и они разнообразные, в целом ситуацию можно назвать одним словом — скучная, потому что это не те выборы, которые способны хоть как-то повлиять на ситуацию. Даже в тех районах, где совсем нет местных советов, это просто некая формальная процедура. Как курица без головы может бегать какое-то время, так и эти выборные механизмы продолжают работать, несмотря на то, что их суть выхолощена.

Официальные партии — «полудохлые», они кампаний практически не ведут. Посмотрите, какая тема — пенсионная реформа! Хотя бы та же КПРФ, ну, навались на Вавожский район, «возьми» его! Нет кандидатов от КПРФ на досрочных выборах в Вавоже. Кроме «Единой России», остальные партии фактически не существуют вне масштабных выборов.

Один сюжет более или менее веселый — это цирк вокруг Юрия Тюрина: допуск, недопуск. Это еще один пример позорности существующей ситуации. Смотрите, вокруг чего идет дискуссия: может или нет бывший глава города, при деньгах, пусть без поддержки партии, но неоднократно избиравшийся прежде, может ли он собрать 120 достоверных подписей? И начинается цирк вокруг правильности оформления! У нас, что, соревнование по каллиграфии и правильности оформления бланков?

И второе. Там сейчас идет битва вокруг пяти или десяти подписей. Казалось бы, никакого труда не составляет, если вас интересует истина, вызовите этих людей. Это же реальные люди! Вызовите их, пусть они скажут: нет, это не моя подпись! Значит, кандидат негодяй. Или: да, это моя подпись! Тогда нет проблемы. Просто, на самом деле, истина не важна ни суду, ни прокуратуре, ни избирательной комиссии. Так что ж тогда удивляться, что ваши выборы никого не интересуют! Кстати, когда отменяли залог, говорили, что кандидат должен показать (сбором подписей), что его поддерживает какая-то часть избирателей. И только!

Эта стадия нынешней позорности — просто еще один яркий штрих, что вся система позорна и порочна. Я полагаю, что Тюрина в итоге под какими-то формальными основаниями все-таки снимут, хотя вроде бы поначалу не хотели. Но у Бречалова [глава Удмуртии], мне кажется, стратегия «зачистки», ему не нужны здесь никакие сильные фигуры.