В избирательной комиссии Вологодской области 15 августа прокомментировали многократные попытки регионального отделения партии «Яблоко» получить видеозаписи с вологодского избирательного участка №304 по выборам президента России 18 марта 2018 года. Почему видеозаписи никак не удается получить, выяснял корреспондент «7x7».

У нас были обращения о том, что заявитель хотел бы получить всю видеозапись. Но ведь до абсурда не нужно доводить. Если человек хотел бы получить видеозапись, к примеру, с 13:00 до 14:00, то такая возможность была бы предоставлена. Но давайте относиться уважительно к труду наших сотрудников. Если есть какое-то нарушение, на каком-то определенном участке, в определенное время, мы сможем предоставить эту видеозапись. К нам можно обращаться и еще раз, — заявил председатель избирательной комиссии Вологодской области Денис Зайцев.

 

«На одного избирателя затратили по три с половиной минуты»

После голосования на президентских выборах 18 марта 2018 года в региональном отделении «Яблока» заподозрили, что на УИК №304 Вологды могли быть нарушения. Их доводы: во-первых, в целом не сошлось число бюллетеней до и по итогам голосования. Во-вторых, активисты «Яблока» вычислили, что в урнах для выездного голосования оказалось слишком много бюллетеней.

Если предположить, что члены УИК работали с этим ящиком все время с 8:00 до 20:00 без перерывов, то в среднем на одного избирателя они затратили по три с половиной минуты. Сама процедура голосования, как правило, занимает больше времени, а получить бюллетени на участке и прибыть по адресу избирателя за такое время совершенно невозможно, — написали они 31 июля председателю ЦИК Элле Памфиловой. Это письмо есть в распоряжении редакции «7x7». Как сообщили в вологодском отделении «Яблока», 2 августа ЦИК получил обращение. Когда этот материал готовился к публикации, никакой реакции ЦИК на письмо еще не было.

В день президентских выборов на УИК №304 явились 70,5% избирателей. Владимир Путин получил чуть больше 70% голосов, вторым был Павел Грудинин — 10,8%, третьим — Владимир Жириновский — 8,8%. Для сравнения, в целом по региону голосовать пришло 66% избирателей, столько же, сколько и в Вологде. Владимир Путин получил во всей Вологодской области 72% голосов, Павел Грудинин — 12%, Владимир Жириновский — 8%. На первый взгляд, никаких аномалий в этих данных нет. Однако в «Яблоке» считают иначе: 

Наши наблюдатели говорят о том, что они стали свидетелями нарушений на данном избирательном участке. Мы хотим, чтобы видеозапись была в публичном доступе, чтобы каждый мог убедиться, правы ли наши наблюдатели. Складывается впечатление, что все встали на защиту этого участка, чтобы не создать прецедента наказания членов участковой комиссии, — заявил корреспонденту «7x7» председатель вологодского областного отделения партии «Яблоко» Николай Егоров.

 

Замгубернатора Евгений Богомазов (слева) и председатель областной избирательной комиссии Денис Зайцев  

 

«Каких-либо нарушений судом не установлено»

Чтобы проверить свои выводы, региональное отделение партии «Яблоко» попросило предоставить видеозапись с избирательного участка за весь день голосования 18 марта. Областная избирательная комиссия запись не предоставила. Городской и областной суды действия комиссии посчитали законными:

«Каких-либо нарушений, которые с очевидностью повлияли на итоги голосования и не позволили с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей, административным истцом не указано и судом не установлено. Ссылки административного истца на длительную работу избирательной комиссии со списками избирателей после окончания голосования и до подсчета голосов избирателей не свидетельствуют о нарушении норм избирательного права и не влекут признание решения об итогах голосования незаконным», — решил 11 мая 2018 года Вологодский городской суд.

По мнению активистов «Яблока», корень проблемы — в регламентах ЦИК, которые регулируют работу с видеозаписями с избирательных участков. Соответствующий документ для президентских выборов утвердили 2 августа 2017 года. Его название: «Порядок применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования избирательных участков и помещениях территориальных избирательных комиссий, трансляции изображения в информационно-телекоммуникационной сети „Интернет“, а также хранения соответствующих видеозаписей на выборах Президента Российской Федерации». В пункте 5.7 этого документа перечислены сведения, которые нужно указать в заявлении о предоставлении видеозаписи. В первую очередь это данные заявителя и его электронная почта, затем конкретное место и время нарушения, запись которого хочет заполучить заявитель. Но представители «Яблока» запросили видеозапись за весь день голосования на УИК №304.

 

«Они должны служить интересам общественного контроля»

По мнению заместителя губернатора Вологодской области по внутренней политике Евгения Богомазова, если заявитель не в состоянии указать конкретного времени на видеозаписи, то это вопрос к качеству работы наблюдателей:

— Если люди в ходе голосования заинтересовались каким-то моментом и увидели там, с их точки зрения, нарушение, и хотят еще раз это увидеть, удостовериться, то это одно. А если люди хотят взять видеозапись и что-то на ней поискать, то это другой вопрос. Это вопрос работы наблюдателей от различных политических партий, от различных движений. Видеонаблюдение, которые устанавливается на избирательных участках, это волеизъявление власти, избирательной комиссии для того, чтобы потом более полно представить ситуацию на избирательном участке для людей, которые, возможно, заинтересуются каким-либо моментом избирательного процесса.

По словам Дениса Зайцева, последний подобный прецедент был в Вологодской области на выборах в Государственную думу в областное Законодательное собрание в 2016 году. Тогда регион стал третьим по России по числу запросов на предоставление видеозаписей:

В 2016 году было 18 обращений, 16 из них дошли до Верховного суда. Ни одно обращение не было выиграно, все решения избирательной комиссии были оставлены в силе. И мы понимаем, что это серьезное отвлечение сил: сотрудник должен выехать, предоставить документы. Мы в ЦИК эту информацию довели, Элла Александровна [Памфилова] уже прокомментировала: что есть действительно нарушения, а есть чье-то желание чем-то нас занять дополнительным.

— Мы выступаем за то, чтобы публичными были не только трансляции, но и архивные видеозаписи с избирательных участков безо всяких ограничений, — заявил «7x7» председатель вологодского областного отделения партии «Яблоко» Николай Егоров. — Они должны служить интересам общественного контроля, а не быть де-факто для служебного пользования. Мы и впредь будем отстаивать эту позицию. Нарушения нужно выявлять и исправлять, это благотворно скажется на репутации избирательной системы.