Утром 10 августа в карельской Кондопоге сгорел памятник деревянного зодчества XVIII века — деревянная церковь Успения Богородицы. Корреспонденты «7x7» собрали все, что известно о пожаре и самой церкви.
Данные МЧС
Пресс-служба МЧС сообщила, что о пожаре они узнали в 09:30 10 августа, на место выехали около 30 спасателей и 12 единиц техники. Пожар шел на территории 60 м2, никто не пострадал. К полудню пожарные потушили церковь. Сотрудники МЧС устанавливают причины пожара и виновных.
Историческая справка
Успенская церковь — это памятник заонежской деревянной архитектуры, филиал Кондопожского городского краеведческого музея, памятник федерального значения. Она расположена в исторической части Кондопоги, на берегу Кондопожской губы Онежского озера. Первую церковь поставили на этом месте еще в XVI веке, в 1774 году, на закате эры деревянного зодчества поставили деревянную церковь, которая сохранилась до наших дней. Она стала четвертым вариантом этого храма, прежние, по данным информационного отдела карельской епархии, сжигали «немецкие люди», «литва и русские воры-казаки» во время русско-шведских войн. После революции здание передали государству. В 1926 году после просьб художника Игоря Грабаря в церкви провели реставрацию. Службы в ней шли до 1930 года. Последнего священника этой церкви Иоанна Лядинского расстреляли в 1937 году.
В Петрозаводской епархии в пожаре обвинили туристов и добавили, что сгоревшая церковь епархии не принадлежала.
Мнение властей
В апреле 2017 года глава Карелии Артур Парфенчиков обещал депутату Заксобрания Карелии от Кондопоги Анне Лопаткиной, что возьмет ситуацию с разрушением церкви под свой контроль.
После пожара церкви глава региона переложил ответственность на группу туристов, с которой уже общаются следователи.
«Очевидными фактами являются те обстоятельства, что внутренних источников воспламенения в церкви не было, а сам пожар возник через короткое время (минуты) после посещения церкви группой туристов. Группу с экскурсоводом сопровождал сторож, который после экскурсии закрыл церковь <…> Огонь распространился, судя по хронометражу событий, очень быстро. Несколько лет назад были проведены все работы по подготовке к реконструкции церкви, сделаны все исследования и обмеры. Это, конечно, поможет ее восстановлению. Надеюсь, что значительная часть старых конструкций, уцелевших после пожара, будет использована при восстановительных работах», — написал глава республики Парфенчиков.
В карельском следственном управлении Следственного комитета (СК) пообещали возбудить уголовное дело по факту пожара.
«Следователи выясняют все обстоятельства происшедшего, предстоит выяснить причины пожара, установить ущерб», — говорится в релизе СК.
Депутат Заксобрания Карелии Анна Лопаткина, которая просила главу республики помочь церкви, на своей странице в соцсети «ВКонтакте» написала, что хочет восстановить храм:
«Потеря потерь. Сегодня практически полностью сгорел шедевр деревянного зодчества Успенская церковь. Кондопожане осиротели. Много лет назад, после своего крещения на утро была на службе, в праздник Успения Пресвятой Богородицы — это практически единственный день, когда в Успенской церкви идет служба. Очень торжественно и памятно было... А сейчас слезы на глазах. Хочется всем миром ее восстановить».
Мнение кондопожан
Подписчики сообщества соцсети «ВКонтакте» «Кондопога говорит» написали, что в церкви было проведено электричество, службы там были раз в год на праздник Успения, а экскурсии там обычно проводил сторож.
Местный журналист, депутат и краевед рассказали «7x7» о своих впечатлениях от увиденного на месте пожара.
Главный редактор газеты «Новая Кондопога» Юлия Шевчук:
— Мы некоторое время назад оттуда вернулись. Там очень много народа, не проехать — машин полным-полно. Горожане прощаются с Успенкой. Очень много местных жителей, которые живут на улице Кондопожской [ближайшей к храму] — они воспринимают это как свою личную трагедию. Церковь столько сотен лет стояла, и вдруг на твоих глазах умирает то, что видели твои предки, твои прапрапрадеды. Сказать, что мы в шоке — ничего не сказать. Мы шли по этой улице, на нас сверху падал пепел, а под ногами были угли, которые разлетались при пожаре. Люди звонят в редакцию — разного возраста, разных профессий — расстроены все, восприняли это как личную беду, как будто кто-то умер. Мы, подъезжая, увидели издалека дым, огонь, и, знаете, как будто на кладбище приехали, будто кто-то погиб.
Краевед, учитель истории кондопожской школы №1 Виктор Карелин:
— Это сильнейшее потрясение для меня, потому что это было совершенно уникальное явление. Я очень много и часто рассказывал о ней. Я думаю, что это не просто потеря для района, а общечеловеческая потеря. Потому что подобных явлений такого масштаба очень немного осталось вообще на земном шаре. А для Карелии оно, пожалуй, единственное. Я был, конечно, в кижском Преображенском соборе. Но она стояла именно в этом месте в Кондопоге. Успенская церковь действительно представляла собой уникальное явление. Были дни, когда я приезжал рано утром и практически целый день был около нее, потому что с каждой переменой погоды — в дождь, солнце — она по-особенному смотрится. И, безусловно, наполняет душу. Люди говорят о случившемся как о потере близкого человека. И я с ними целиком согласен. Это горе. Это потеря на все времена.
Сергей Гладышев, депутат Совета Кондопожского городского поселения:
— Это трагедия не только кондопожского, не только районного масштаба, а масштаба мирового. Потеря ее колоссальна не только в этом смысле. Каждый горожанин воспринимает случившееся как личную трагедию. Тяжело осознать произошедшее, будто это произошло не с нами. И трудно говорить о жемчужине Кондопоги в прошедшем времени. Она навсегда останется в памяти, на всех плакатах, открытках, на всех сувенирах, которые привозили из Кондопоги люди со всего мира. Депутаты горсовета пока еще не собирались по этому поводу, но обсуждают по телефону. Это шоковая ситуация, которая должна быть осмыслена.