К началу чемпионата мира по футболу международная правозащитная организация Amnesty International запустила кампанию «Отвага» в поддержку российских правозащитников. На сайте проекта собраны истории 11 правозащитников, 10 из которых живут в городах, где будут проходить игры чемпионата. Интернет-журнал «7x7» публикует их монологи.
Координатор движения «Волга и народ против» из Казани Юлия Файзрахманова, Казань
В прошлом году у берега реки Казанки была создана парковка на четыре гектара для нужд Кубка ФИФА, но при проведении Кубка конфедераций она не использовалась. Еще в 2017 году здесь была природная территория — сороки щебетали, чуть подальше росли старые стройные деревья, здесь местообитание краснокнижных растений, здесь кормовые места горностаев, водятся зайцы. Мы обнаружили здесь гигантский тростник буквально за два дня до того, как эта территория была уничтожена.
Мы стояли, выстроив машины вдоль тротуара. Стояли трое суток, днем и ночью, на холоде. Блокировали незаконное на тот момент строительство этой парковки. Нас было, как мы говорим, «15 спартанцев», еще человек 15 приносили нам еду и горячий кофе, это были ноябрьские праздники, было холодно. Но мы смотрели на этот живой мир, который на наших глазах пытались засыпать, закопать с помощью тяжелой техники. Так что мы встали на пути техники, остановили работы, а потом не давали КамАЗам зайти и продолжать засыпку. Мы знали, что это строительство — начало большого захвата всех зеленых легких Ново-Савинского района Казани.
Второй этап застройки начнется в ближайшее время. Подождав совсем чуть-чуть, пока не закончится чемпионат, чтобы не позориться перед иностранцами, чтобы жители, которые не хотят потерять свою зеленую зону, не вышли с протестами перед камерами иностранных телеканалов, начнут застройку еще четырех гектаров. На этот раз жителей, готовых протестовать, больше. В Ново-Савинском районе все больше узнают о предстоящих планах застройки большой зеленой полосы, начинающейся от «Казань-Арены» и простирающейся дальше вдоль реки Казанки на три километра. Это все пойменные рощи, заливные луга, мелководье, полное жизни.
Если вы будете в Казани в ближайшие месяцы, приезжайте на берег Казанки, посмотрите на эту красоту, больше ее вы рискуете никогда не увидеть
Мы с детства с папой рыбачили в Займище, у нас там неподалеку, километрах в семи, была дача, и мы на велосипедах туда ездили. Высокая трава, закаты, это все, чем я дышала все детство. Здесь местные жители всегда пили воду, и когда я приезжаю сюда, я тоже пью из горсти, умываюсь этой водой. И в 2012 году я обнаружила, что эти земли начали засыпать под строительство.
Я тогда работала журналистом «Вечерней Казани», это было одно из немногих на тот момент оппозиционных изданий, я начала ходить к чиновникам, даже к директору компании, которая вела строительство. И я поняла, что одной журналистикой у нас, в Татарстане, по крайней мере, нельзя добиться ничего. Мы пытались пройти на эту землю, там стояла охрана, будки, собаки, колючая проволока — на той территории, которая когда-то была привольными островами, полуостровами, протоками, где люди всегда рыбачили, где гуляли дети из соседних поселков и проводили и день, и ночь. И эта земля стала меняться: там, где была суша, появлялась вода, где была вода, появлялась суша.
В 2012 году в Казани были митинги, на них до тысячи человек собирались, но собака лает, а караван идет. Не было запретов, задержаний, каких-либо серьезных запретов публиковать. Никакой ответной реакции не было, люди просто кричали в пустоту. Работы велись два года, большие массивы были погребены под песком. Засыпки эти велись по весне, и дети, которые гуляли там, говорили, что из-под земли доносился писк — как фашисты они под песком живьем хоронили зверье.
В 2014 году работы подошли к прибрежным поселкам, и там, где дети купались в теплых заливах, возникли 18-метровые ямы. Когда беда приходит на порог, когда срывает крышу от того, какой ужас творится, люди перестают думать об опасности, о том, что им грозит какое-то полицейское преследование. Когда в Октябрьском днем на деревьях сидели под пятьдесят сов и лупали полуслепыми своими глазами, потому что их намывом согнало, тогда люди поняли четко — надо выходить.
Тогда на народный сход 9 мая вышли шестьсот, под тысячу человек. Часть пошла перекрывать федеральную трассу, одну полосу. Тогда еще не было за перекрытие трасс статьи за «экстремизм». А по трассе уже шли фуры, которые поняли, что происходит. Дальнобойщики начали сигналить, вставали, предлагали заносом перекрыть дорогу полностью. Мы говорили — проезжай, проезжай. Потом мы пошли на земляные снаряды, люди поднимались на борта этих земснарядов и говорили: «Глуши машину!» И капитаны глушили, потому что все суда были «Татфлота», старейшей речной татарстанской компании. Эти люди действительно любят реку, любят Волгу, настоящие волгари. Они пошли работать не для того, чтобы засыпать мелководье, они даже были рады, как нам показалось, остановить эти работы.
Я увидела людей и поняла, что сила в людях
Местные жители специально пригоняют сюда трактора, скидываются и потихонечку раскапывают протоки для того, чтобы вода пошла. Нужно не только размывать протоки, но и сглаживать самые большие ямы, чтобы они не были опасными.
За одним из холмов находится небольшой залив, который летом достигает глубины метра в два, но там настоящее кишелово жизни, там краснокнижные лягушки, птицы на берегах, растут цветы, кубышки. Если смотреть на ряску и водные растения, они начинают мерцать, как будто в сеть попали звезды, — это икра различных земноводных. И вот такими были небольшие озерца на месте, где сейчас песок. Мы хотим, чтобы здесь был природный парк. Вы видите всю эту красоту, видите, что эта земля должна сохраниться. Чуть подальше должны быть острова, которые должны оставаться заповедными для птиц и зверей, есть места, которые должны быть освобождены от песка, где должны быть размыты протоки, проведена вода вглубь намывных территорий. А есть места, где может развиваться экотуризм, места для палаточного лагеря, здесь великолепные закаты.
Это место близко к городу — в Татарстане нет природных парков, которые могли бы использоваться и как заказник, и для того, чтобы люди могли гармонично отдыхать на природе.
Реклама. Дача - это очень прекрасно. Особенно прекрасно на даче отдыхать летом. А чтобы непогода не застала вас врасплох, вам нужна беседка для дачи Воронеж от ООО «Протект-Ковка» (Адрес юридического лица: г. Воронеж, ул. Ленинградская, д. 2, офис 142, ОГРН: 1173668062952). Вы сможете собираться большой и дружной компанией, дождь и снег будут вам нипочем.