Координатор движения наблюдателей за выборами «Голос» в Ивановской области Ирина Мальцева 27 июня рассказала в своем Facebook, что собрала 180 тыс. руб. на судебные издержки. Она проиграла в суде изданиям, которые обвинили ее в работе на Госдеп США и не дали ей возможности ответить на эти обвинения. «7x7» рассказывает историю Мальцевой.

 

Подписи, которых не было

В 2016 году в Ивановской области объявили довыборы на один из мандатов областной думы. Кампания прошла в нескольких сельских районах области, в том числе в Тейковском и Гаврилово-Посадском. Для регистрации своих кандидатов партиям «Гражданская платформа», «Партия пенсионеров за справедливость» (ПАРЗАС) и «Патриотам России» нужно было собрать по 1880 подписей местных жителей. Ирина Мальцева проверила собранные политтехнологами подписи и выяснила, что большинство из них «нарисованы». Местные жители рассказали ей, что ни за кого не подписывались. Мальцева предала этот случай огласке, но она включилась в процесс слишком поздно — оспорить выдвижение непарламентских партий уже было невозможно. Правоохранительные органы не возбудили уголовных дел. На довыборах победил кандидат от «Единой России». 

 

Последствия 

Летом 2016 года сразу после того, как результаты расследования Мальцевой стали достоянием общественности, в нескольких ивановских газетах вышли статьи про то, как она якобы на деньги Госдепа США подрывает легитимность института выборов в России.

«Мощное информационное освещение таких неподтвержденных „нарушений“ создает у избирателя ощущение, что власть нелегитимна. А если нелегитимна, то недалеко до идей о смене власти иным, не выборным, а „майданным“ путем. Вот и скандал, который они пытаются раздуть, нужен лишь для выполнения, как я это понимаю, далеко не правовых, а „идейных“ задач», — цитируют одного из политиков на сайте «Шуйских известий».

Ирина Мальцева попыталась добиться от СМИ права на ответ, которое предусмотрено по закону. За него ей пришлось судиться, к помощи адвокатов она не прибегала, в отличие от оппонентов. В пяти судах ей отказали в праве на ответ, потому что Мальцева «является публичной фигурой и должна терпимее относиться к тому, что о ней пишут в прессе».

Интересы газет в судах представлял юрист Владимир Дубов. За его услуги Ивановский областной суд решил взыскать издержки с самой Мальцевой — их накопилось более 180 тыс. руб. К взысканию редакторы изданий привлекли судебных приставов.

 

Просьба о помощи

Наблюдатель описала всю свою историю в Facebook и попросила перечислять деньги ей на банковскую карту. Ее друзья в социальной сети откликнулись и попросили уже своих подписчиков. В итоге за два дня она собрала необходимую сумму.

— Я не знаю, как удалось, просто все стали вдруг перечислять. Замечательный пост написала моя однокурсница Мария Ауге. «Голос» на сайте опубликовал, я попросила своих знакомых полайкать мою заметку, ну и, конечно, хорошо иметь в знакомых богатых людей.

 

Карьера наблюдателя

Ирина Мальцева прошла в состав одной из территориальных избирательных комиссий как член с правом совещательного голоса по квоте от КПРФ. 20 мая 2018 Центризбирком направил ей благодарственное письмо с формулировкой «За активное содействие и помощь в проведении выборов».

Мальцева рассказала «7x7» о своей работе в качестве наблюдателя и о том, что ее уволили с работы:

— В 2011 году выборы в Государственную думу прошли очень ярко — на тех выборах было много нарушений. Интернет был заполнен роликами о нарушениях, я познакомилась с людьми, которые видели это все своими глазами. Сама я на своем участке не заметила никаких нарушений, когда голосовала. Но стало крайне интересно, что же было на голосовании в Ивановской области. Я поинтересовалась у своих знакомых, которые работали в областном избиркоме, они сказали, что у нас какие-то нарушения нашел только «Голос». Якобы все было чисто, но наблюдатели придирались из вредности. Получилось, что в наблюдение за выборами меня подтолкнули чиновники — я обратилась к наблюдателям и прошла у них обучение. Следующими выборами были выборы президента в 2012 году, мне представился шанс узнать, правду ли показывали в тех роликах из интернета с вопиющими нарушениями. Как только мы начали фиксировать нарушения, у нас начали выносить наблюдателей с участков. В буквальном смысле, на руках. После этого я утвердилась во мнении, что на выборах все не так прекрасно, как представляется власти. Это и заставило меня влиться в движение наблюдателей, противодействие власти добавило мотивации не ослаблять хватку. Почти сразу после президентских выборов я в составе первого массового «наблюдательского десанта» поехала в Ярославль, где выбирали мэра города. Победу тогда одержал независимый кандидат Евгений Урлашов. В Ярославле организаторы выборов вели себя совсем по-другому, нежели в Иваново. Я увидела совершенно другой подход организаторов выборов, увидела, что избирательные комиссии могут организовать процесс в соответствии с законом. А председатели избиркомов могут быть доброжелательными, открытыми и улыбчивыми и не видеть в наблюдателях врага. В результате всей своей общественной активности я в 2016 году потеряла работу, поскольку работодателю поставили условие, что ему не разрешат запуск проекта, если меня не уволят.

Ну а DDOS-атаки на телефон во время выборов уже стали обыденностью, ко дню голосования мы готовим несколько SIM-карт. Никакие жалобы правоохранителям не помогают, они делают вид, что ничего не происходит. Также они делают вид, что все нормально, когда указываешь и на более серьезные нарушения. Как, например, в упор не могли увидеть «группу лиц с предварительным сговором» в случае подделки подписей, когда мы предоставили следователям все документы. Я всегда говорю, что сотрудничаю со следствием, даже если оно не хочет этого.


Ассоциацию наблюдателей за выборами «Голос» в 2013 году включили в реестр организаций-«иностранных агентов», но активисты ликвидировали юридическое лицо организации и начали работать в формате общественного движения.