В 2011 году Госсобрание Марий Эл утвердило новый герб республики, автором эскиза которого, по одной из версий, был глава региона Леонид Маркелов. После смены в 2017 году власти общественность обратилась к новому главе Александру Евстифееву с просьбой вернуть старый герб, так как новый не был одобрен Геральдическим советом России. Но никакого решения по государственным символам до сих пор так и не принято. Интернет-журнал «7x7» вспомнил историю замены герба и собрал мнения политических и общественных деятелей по этой теме.

 

Личный герб Маркелова

В начале 2011 года Государственное собрание Марий Эл по предложению правительства республики утвердило новые флаг и герб с изображением медведя, которые согласовал Геральдический совет при главе. Несмотря на это, среди жителей укоренилось мнение, что руководитель региона Леонид Маркелов принял решение о смене государственных символов единолично.

Эту версию подтверждает и художник Измаил Ефимов, который в 1997–2011 годы был главным герольдмейстером при главе Марий Эл. В мае 2017 года он рассказал об этом в письме действующему главе республики Александру Евстифееву. По его словам, новый герб был принят «по настоятельному требованию президента Марий Эл Леонида Маркелова». Основой стал его же рисунок-эскиз, который доработал Андрей Санников.

— Дело не только в том, нравится нам герб [с медведем] или нет, — сказал «7x7» председатель общественной организации «Марий Ушем» Владимир Козлов. — Суть в том, что в обход закона своевольно изменена символика. Нельзя это делать. Хотя они [власти Марий Эл] говорят, что все процедуры прошли через Госсобрание, но если депутаты твои карманные, конечно, они все утвердят, хоть ты коня нарисуй.

 

Что не так с медведем

Среди членов Геральдического совета при главе Марий Эл несогласие с новым гербом в 2011 году выразил только Измаил Ефимов, который был автором предыдущего герба, утвержденного в 2006 году. После замечаний он был освобожден от занимаемой должности.

Бывший герольдмейстер Измаил Ефремов считает, что символика должна меняться при коренном изменении государственно-политического устройства в стране или регионе, и раскритиковал сам рисунок. По его словам, медведь — противоречивый символ, его можно наделить как добрыми чертами, так и злобой, жадностью. Многие государства, по словам художника, отказались от использования в своих символах меча (медведь держит его в правой руке), а корона не должна венчать животное, если на это нет геральдического обоснования.

О предыдущих символах республики собственного авторства Измаил Ефимов говорил следующее: «Первый герб создавался на основе общих представлений по геральдике и некоторых знаний о марийской культуре. Мы гордимся своими орнаментальными традициями, элементами и знаками, в которых заключены символические значения и признаки отличительности марийского народа. Вот и ввели орнаментальный знак сначала на флаг, потом на герб уже в качестве гербовой фигуры».

 

Герб Марий Эл в 2006–2011 годы

 

Он рассказал, что использованный в гербе символ представляет собой солярный знак, в геральдическом описании — марийский крест. Он является и символом мироздания, характеризует смены времен года и сторон света, а также обозначает закрытость марийских традиций от внешнего воздействия. «Все члены Геральдического совета модификацию этого знака поддержали. Лаконичный, богатый и наполненный смысловыми значениями символ. Он, как геральдический знак, универсален», — заявлял художник.

 

Сомнения в легитимности

Геральдический совет при президенте России в 2009 году внес в государственный реестр страны герб и флаг Марий Эл от 2006 года. А герб и флаг Леонида Маркелова, утвержденные в 2011 году, в этом реестре отсутствуют. Геральдический совет России не стал принимать даже доработку новых государственных символов «ввиду их неприемлемого геральдического качества и нетерпимости заложенных в них символических смыслов». По словам Измаила Ефимова, геральдисты рекомендовали вернуть прежние символы. Кроме того, президентский совет счел невозможным использование новых символов на должностных атрибутах главы республики и Конституции Марий Эл.

Официальный автор герба 2011 года художник Андрей Санников считает, что реакция Ефимова диктуется обидой на то, что разработанные им символы 2006 года убрали. «Это просто амбиции Ефимова. Старый герб сняли, и его „заело“. Он этот путч и затеял. Просто у него знакомый в Геральдическом совете при президенте России, и он себя почему-то возомнил великим геральдистом. Хотя геральдического образования у Ефимова нет. Он просто художник, такой же, как и я», — сказал Санников в октябре 2017 года «Реальному времени».

 

Последняя инстанция

В июне 2018 года Измаил Ефимов получил ответ от заместителя председателя Госсобрания Марий Эл Анатолия Иванова, в котором говорится, что внесение официальных символов субъектов в государственный реестр не означает их утверждения или вступления в силу, а сам совет является лишь совещательным и консультативным органом.

Ответ примерно такого же содержания в апреле получили представители общественной организации «Марий Ушем» Владимир Козлов, Григорий Петров-Чоткар и Евгений Чашкин от министра республики, полномочного представителя Марий Эл Сергея Трухина. «Целесообразность и финансовая эффективность таких изменений [возвращения к прежним символам] требуют всестороннего обсуждения и поддержки граждан», — говорится в письме Трухина.

Но по словам Измаила Ефимова, замена символов не будет стоить практически ничего.

— Ни в одном субъекте России в вопросе символики стоимость затрат не обсуждается. Это текущие расходы на материалы с символикой, которые по мере износа заменяют на новые: флаги, вывески, бланки, печати и прочие мелочи. Как правило, затраты растягиваются на год и более, — заявил он. — Постановка вопроса несерьезная. На одно праздничное мероприятие вбухают куда больше денег. Постарайтесь понять суть проблемы. В письме-отписке все так закамуфлировано под правовые акты, что можно поверить, будто произошедшее [введение герба Маркелова] было законно. Это не так.

Художник считает, что политика в области геральдики не является компетенцией чиновников.

 

Как объясняли «герб Маркелова»

«До появления государства медведь традиционно был одним из основных тотемных животных у финно-угорских народов и славянских племен, — написало в марте 2011 года после принятия новых символов управление информации и общественных связей президента Марий Эл. — Медведь, будучи животным регионального значения, олицетворяет собой хозяина и защитника леса. Это объективное отражение в гербе древнейшего этнического состава местного населения. В геральдике правильным считается профильное изображение всей фигуры медведя, стоящего на задних лапах в повороте вправо, с открытой пастью, где четко видны зубы и язык, равно как и когти на лапах».

Занимавший в то время должность председателя Геральдического совета республики директор Марийского научно-исследовательского института языка, литературы и истории Александр Казимов заявил, что «действующие символы государственной власти выполнили на прошедшем этапе свою задачу и вполне закономерно, что новая символика должна в полной мере отражать реалии нового периода развития республики». По его мнению, герб и флаг «должны вызывать чувства гордости за республику, которая уверенно идет по пути динамичного экономического и социального развития».

Геральдический совет республики согласился с новой концепцией герба.

Секретарь Гильдии геральдических художников России Дмитрий Иванов на форуме геральдистов прокомментировал ситуацию так: «Казимов — никчемное и бессмысленное существо. Я бы такому даже гайки учитывать не дал. Кроме того, по положению регистрация личных гербов заверяется герольдмейстером, а в условиях, когда его нет, подписи со стороны председателя герсовета республики недостаточно».

 

Нерешенный вопрос

Активисты Марий Эл начали говорить о возврате прежних символов почти сразу после отставки Леонида Маркелова в 2017 году. К новому губернатору Александру Евстифееву обратились члены национальной организации «Марий Ушем», союза марийской молодежи «У Вий» и союза женщин-мари «Сааскавий».

— Это не простая пиар-шумиха, а принципиальная история, — сказал «7х7» представитель «У Вий» политолог Константин Строкин. — С точки зрения давней практики цивилизованного мира, изменение госсимволов признается возможным только в том случае, если изменяется государственный строй страны или ее региона либо кардинально меняется его название, границы, национальный состав населения. Эта норма прописана в законе нашей страны.

По его словам, авторитарного «герцогства» в республике больше нет, а общая ситуация в целом стабилизируется и даже в определенных аспектах улучшается.

— Не пора ли тогда вновь ввести Марий Эл в состав Российской Федерации? Или у нас в отдельно взятом регионе госстрой какой-то другой? Быть может, мы стали частью другого государства? Либо наши поволжские орнаменты банально попираются? Верните родные флаг и герб, — заявил Строкин.

 

Флаг Марий Эл в 2006–2011 годы

 

В октябре 2017 года на телевизионной прямой линии глава Марий Эл Александр Евстифеев сказал, что с гербом что-то делать нужно, но не по его воле: «Лично я в этом смысле ничего делать не намерен. А вот вместе с гражданами республики я готов этой темой заниматься. Что для этого предстоит: во-первых, нам действительно нужно вернуться в тему разработки дизайнерского решения и герба, и флага; и затем регистрация — включение в регистр. Мы должны понимать, что есть затратная часть, что это делается как минимум путем опроса всего населения, чтобы ни в коем случае никогда больше не прозвучало, что какой-то чиновник позволил себе в угоду своим необъяснимым желаниям что-либо делать с государственной символикой».

На сегодня опрос населения по теме государственных символов Марий Эл не проведен, никаких действий по их замене власти не предприняли.


В советское время герб Марийской АССР был создан на основе герба РСФСР. В 1993 году был принят новый герб, созданный Измаилом Ефимовым. Потом была версия 2006 года — тогда с герба убрали колосья и надпись «Марий Эл».