В суде Железнодорожного района Орла 30 мая продолжился процесс по делу гражданина Дании, Свидетеля Иеговы* Денниса Кристенсена. Суд планировал допросить засекреченного оперативника ФСБ, но это оказалось технически невозможно. Кристенсена отправили обратно в следственный изолятор. Он больше года находится под стражей по обвинению в участии в деятельности религиозной организации «Свидетели Иеговы»*, которая в России признана экстремистской и запрещена. Репортаж из зала суда и подробности этого дела — в материале корреспондента «7x7».
«Попробуйте говорить по слогам!»
Судебное заседание 30 мая началось с допроса оперативного сотрудника ФСБ под псевдонимом Алексей Петрович Ермолов. При этом ни присутствующие в зале граждане, ни адвокаты, ни сам обвиняемый не должны были видеть его и слышать его настоящий голос. Прокурор, отказавшаяся представиться корреспонденту «7x7», пояснила: раньше такого рода свидетелей допрашивали с мешком на голове, их охраняла собака, а теперь все это заменяет техника. В суд привезли специальную аппаратуру, а свидетель был заперт где-то в другой комнате суда — судья Алексей Руднев всем продемонстрировал ключ от этой комнаты. Однако техника подкачала. Из динамика раздавалась невнятная роботизированная речь свидетеля, которую не понимали ни секретарь суда, ни судья, ни адвокаты, ни присутствующие.
«Попробуйте говорить по слогам!» — предложил невидимому Ермолову судья Руднев.
Тот попробовал, однако его речь яснее не стала. В конце концов судья заявил: «Надо не уважать себя, чтобы так вести процесс» и закрыл заседание, объявив, что допрос свидетеля переносится на понедельник 4 июня, и для этого будет принесена другая аппаратура.
«Исключить публичное распространение информации»
Перед допросом Ермолова представитель гособвинения попросил суд «ориентировать представителей средств массовой информации, присутствующих в судебном процессе, исключить публичное распространение информации и ее публикование с подробным изложением хода судебного разбирательства, оценками, доказательств, суждений по ним», потому что это якобы «грубо нарушает принцип состязательности сторон, не позволяет обеспечивать гособвинению представление доказательств, соблюдение процедур объективного допроса свидетелей».
Кристенсен и его защита выступили против удовлетворения этого ходатайства, усмотрев в нем просьбу о нарушении закона «О СМИ» и позиции Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ). Судья Алексей Руднев согласился с мнением защиты и подсудимого и отказал в удовлетворении ходатайства, обратив внимание представителя гособвинения на то, что он не представил факты злоупотребления представителями СМИ свободой слова.
Политический заключенный
Датчанин Деннис Кристенсен живет в Орле более десяти лет. Его задержали 25 мая 2017 года и обвинили в том, что он продолжал деятельность признанной экстремистской и запрещенной в России местной организации «Свидетели Иеговы — Орел»*. По версии следствия, Деннис Кристенсен проводил богослужения, собирал пожертвования и перечислял деньги на счет головного офиса иеговистов, распространял религиозную литературу и занимался развитием запрещенной организации. В июле 2017 года правозащитная организация «Мемориал» признала Кристенсена политическим заключенным. Правозащитники считают, что обвинения ему предъявлены «лишь на основании того, что он — верующий Свидетель Иеговы*», а потому эти обвинения «являются дискриминационными и нарушают международные правовые акты, в частности, право на свободу вероисповедания». «Мемориал» потребовал «немедленно прекратить преследование Денниса Кристенсена и других Свидетелей Иеговы*, подвергающихся преследованиям за религиозную принадлежность».
Несмотря на протесты правозащитников, Кристенсена держат под стражей уже год. Сам он считает это необоснованным и незаконным. В июне 2017 года он подал жалобу в ЕСПЧ и попросил рассмотреть дело в безотлагательном порядке. 4 сентября 2017 года ЕСПЧ признал жалобу приемлемой и направил правительству России вопросы относительно обстоятельств дела.
«Такое законным называть нельзя»
Интересы Кристенсена в суде Железнодорожного района города Орла представляют три адвоката — из Санкт-Петербурга, Краснодара и Курска. До начала судебного процесса корреспондент «7x7» встретился с адвокатом адвокатской палаты Санкт-Петербурга Виктором Женковым и задал ему несколько вопросов.
— В чем обвинили вашего подзащитного?
— На самом деле, обвинение никому не понятно. В 2016 году Орловский областной суд ликвидировал юридическое лицо — местную организацию «Свидетели Иеговы»* города Орла. Но при этом не запретил религию Свидетелей Иеговы* и не ограничил право граждан исповедовать свою религию, делиться своими убеждениями с другими людьми. Тем не менее в мае 2017 года г-н Кристенсен был арестован только лишь за то, что он оставался Свидетелем Иеговы* после запрета местной религиозной организации, то есть он не отказался от своих убеждений, продолжал исповедовать свою религию, так же, как это делают, наверное, тысячи граждан Российской Федерации. С тех пор сидит под стражей и ждет приговора фактически за то, что читал Библию. Это первое дело в современной России, где верующий за свою веру был заключен под стражу.
— А что есть деятельность организации — ее ведь определяет Устав? Как это понимает обвинение?
— Мы исследовали устав, и в нем записано, что иностранные граждане вообще не имеют права быть членами местной религиозной организации.
— То есть Кристенсен даже не был членом местной организации?
— Не был. Он просто верующий человек. И свидетели, которых допрашивают в судебном заседании, говорят лишь о том, что видели Кристенсена на богослужении, видели, как он на улице убирал снег перед началом богослужения, как он встречал других людей, здоровался с ними — это пока на сегодняшний день все.
— Он проводил богослужения?
— Пока мы исследуем эти доказательства. Но я хочу сказать, что когда Верховный суд РФ рассматривал жалобу местной религиозной организации на решение Орловского областного суда, признавшего ее экстремистской, он вынес апелляционное определение, в котором да, оставил в силе решение облсуда, но при этом указал, что это решение никак не влияет на верующих и тех людей, кто был членом этой организации. Там четко написано, что эти граждане имеют право по-прежнему осуществлять религиозные обряды. То есть, даже если человек осуществлял религиозные обряды, это не нарушение закона, поскольку никто не отменял статью 28 Конституции РФ, которая звучит так: «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними». Поэтому то, что сегодня происходит в Орле в суде Железнодорожного района, это нонсенс, это неправомерно, и мы рассчитываем все-таки, что суд нас услышит и вынесет оправдательный приговор.
— Если суд не вынесет оправдательный приговор Кристенсену, какого наказания он может ожидать?
— Ему грозит до 10 лет лишения свободы. Только за то, что человек читал Библию. Такое законным называть нельзя.
— Вы и гособвинение по-разному толкуете закон или, на ваш взгляд, в этом деле просто есть политическая составляющая?
— Я в суде заявлял прямо, что это геноцид. В Российской Федерации идет кампания по преследованию Свидетелей Иеговы*, и цель ее очень простая: чтобы люди либо отказались быть Свидетелями Иеговы*, либо покинули страну, что сейчас, к сожалению, и происходит. А ведь «Свидетели Иеговы»* с 90-х годов действовали официально, имели регистрацию, их вероучение государство изучило, прежде чем зарегистрировать, согласилось с тем, что вероучение не опасно.
«Он не понимает, почему он там»
Процесс вызвал интерес у многих последователей Свидетелей Иеговы*: поддержать Денниса Кристенсена 30 мая приехали верующие из Белоруссии и Санкт-Петербурга. Зал был полон, и, как объясняли присутствующие, их было бы еще больше, если бы помещение было более вместительным.
— Это очень важно для нас, — сказала корреспонденту «7x7» жена подсудимого Ирина Кристенсен. — Очень сложно без поддержки. И мне, и ему. Два свидания в месяц — это ничего. Мы сидим примерно в двух метрах друг от друга, не имея возможности даже друг до друга дотронуться, и говорим по телефону. Два стекла, решетка и проход между нами. То есть в судебном заседании мы даже ближе друг к другу. Но самое сложное в заключении — осознавать, что ты находишься там несправедливо. Ты ничего не совершил предосудительного, а должен быть среди преступников. Это очень трудно. Он не понимает, почему он там. Первоначально он даже у судьи спрашивал: объясните мне, почему я нахожусь здесь? Я не понимаю, в чем мой экстремизм и в чем меня обвиняют.
Ирина Кристенсен не загадывает наперед, чем закончится процесс: «Адвокаты работают, но решает судья». При этом она сказала, что непростая ситуация сплотила Свидетелей Иеговы*, никто не отказался от веры. Что касается самого Денниса Кристенсена, то в суде он был спокоен и улыбчив. В перерывах в узкую «аквариумную» щелочку рассказывал, что получает очень много писем — в мае принесли около ста. Пишут взрослые и дети. Письма и рисунки он складывает в файлы и украшает таким образом камеру. Так что в СИЗО он в прямом смысле слова находится в окружении поддерживающих его людей.
В России насчитывается 175 тысяч активных Свидетелей Иеговы*. В 2017 году Верховный суд Российской Федерации признал организацию «Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России» и все ее 395 местных организаций экстремистскими и запретил их деятельность на территории России.
В Российской империи религиозная организация «Свидетели Иеговы»* официально была зарегистрирована 24 сентября 1913 года. В советское время Свидетелей Иеговы* преследовали. В 1949 и 1951 годах их вместе с семьями высылали в Сибирь, Казахстан и на Дальний Восток. Наиболее крупной высылкой иеговистов* в Сибирь стала операция «Север», когда за двое суток (1 и 2 апреля 1951 года) в Сибирь вывезли тысячи Свидетелей Иеговы* и их семьи. Впоследствии их полностью реабилитировали и признали жертвами политических репрессий.
* Управленческий центр «Свидетелей Иеговы» в России («Свидетели Иеговы») — экстремистская организация, запрещённая на территории России.