Рязанский поисково-спасательный отряд «Liza Alert Рязань» во Всемирный день пропавших детей 25 мая провел акцию в память о тех, кого так и не нашли. Пять лет после исчезновения они числятся пропавшими без вести, по истечении этого срока — умершими. Акция прошла вечером на площади Победы перед муниципальным культурным центром. Корреспондент «7x7» побывала на акции.
О Лизе Фомкиной, уроках безопасности и незнакомых дядях
К назначенному часу у фонтана, на площадке перед МКЦ, уже было около 30 человек: волонтеры, корреспонденты рязанских СМИ и взрослые с детьми. Взрослые изучали памятки с советами, как действовать, если пропал ребенок, и «горячими» телефонами рязанского отряда Liza Alert, дети рисовали на асфальте героев мультфильмов, природу, солнце. Вышедшие на прогулку жители ближайших домов заинтересовались происходящим и присоединялись к собравшимся.
Организатор акции волонтер Сергей Голубков рассказал, что в России ежегодно пропадает от 15 до 20 тысяч детей, на поиски которых волонтеры региональных отрядов Liza Alert, все подразделения правоохранительных органов и местные жители бросают все силы. Одних удается найти живыми и даже здоровыми, к другим помощь опаздывает — их находят мертвыми, третьих не находят вообще. На площади волонтеры установили стенд с десятками фотографий и объявлений о пропавших детях.
Волонтер Юлия Афанасьева рассказала, откуда взялось название отряда. Некоммерческое объединение поисково-спасательный отряд Liza Alert создали неравнодушные люди после смерти пятилетней Лизы Фомкиной, которая вместе с тетей Марией Фомкиной пропала в подмосковном лесу близ города Орехово-Зуево. 13 сентября 2010 года они с двумя дворняжками пошли гулять в лес и заблудились. Поисками занимались сотрудники полиции и МЧС, но вскоре их вернули в город, потому что в Орехово-Зуеве начался праздник — День города. Тогда знакомая семьи Фомкиных разместила в интернете объявление о пропавших, призывая всех неравнодушных подключиться к поискам. Родители просили СМИ разместить объявление о пропавшем ребенке, но тогда такое было не принято. Тем не менее люди вышли на поиски и нашли сначала тело тети, затем и погибшей Лизы. Она лежала на земле в тетиной одежде, рядом была одна из собак, которая до последнего пыталась согреть своим телом маленькую хозяйку. Взрослая женщина и ребенок погибли от переохлаждения совсем недалеко от города. Позже выяснилось, что Лиза умерла незадолго до прихода поисковиков — без еды и воды она прожила в холодном осеннем лесу девять дней. Ее тело нашли на десятый день.
— В честь этой девочки Лизы и был назван отряд волонтеров-поисковиков. Аlert — это сигнал тревоги на английском языке, — сказала Юлия Афанасьева.
Люди стояли молча, расходиться не спешили. Некоторые вытирали слезы. Кто-то громко сказал своему ребенку: «Ну, хорошо все понял? Больше не придется искать тебя по соседним дворам?».
«Нельзя уходить далеко от родителей»
Татьяна Куренкова, которая присоединилась к отряду год назад, на акции занималась с группой детей помладше: рассказывала, как нужно себя вести, если потерялся. Затем задавала вопросы по пройденному материалу, после чего поиграла с детьми в специальную игру.
— Давайте назовем предметы, которые стоит взять с собой в поход, за грибами или на прогулку в лес. Итак, свисток — берем? А фонарик с телефоном? А чемодан игрушек?
Дети дружно кричали «да» или «нет».
Татьяна потом рассказала, что организаторы не рассчитывали, что придет столько детей, пришлось импровизировать по ходу дела: купили мелки, назначили ее главной по малышам:
— Вообще-то, это мероприятие для взрослых. Чтобы они поняли, что это не шутка — отпускать куда-то детей одних или ругать подростков, говоря им, что «ты мне такой не нужен». Но здесь — хорошее место для прогулок с детьми, и дети присоединились к нам. Может, и к лучшему: детям с младшего возраста нужно объяснять, что нельзя уходить далеко от родителей и категорически нельзя заговаривать с незнакомыми людьми.
Татьяна призналась, что давно начала обращать внимание на ориентировки на пропавших людей, но не понимала, чем может помочь. А обращаться к опытным поисковикам стеснялась: нет понимания, что нужно делать, нет опыта поисков. Но потом просто написала в группу во «ВКонтакте», ей тут же ответили.
— В тот же день я поехала с отрядом в Зарайск: там пропала женщина, но она сама нашлась. Потом во владимирских лесах искали пропавшего пенсионера, потом много еще чего было. Усталость, голод, холод — ничто по сравнению с тем чувством, когда находишь живого человека, — рассказала Татьяна.
Всеобщее внимание на акции привлек ньюфаундленд по кличке Супер Бизон Ришар, которого дома зовут Один. Хозяйка Элеонора Веселова, уверенная в его добром нраве и прекрасном воспитании, разрешала погладить собаку всем детям. Корреспонденту «7x7» хозяйка объяснила, что на счету Одина пока нет ни одной спасенной жизни, но он обучен поиску и «помогает изо всех собачьих сил».
«Раздражают некоторые комментарии»
Организатор Сергей Голубков рассказал о некоторых нюансах работы рязанского отряда поисковиков.
— Сам я начал заниматься поисками два года назад — друг привел. Теперь я уже инструктор: мы ходим в детские сады и школы, рассказываем, как нужно себя вести, чтобы не попасть в беду, что нужно делать, если понял, что потерялся. А моим первым поиском был поиск пропавшего мальчика, так называемого «бегунка». Есть такая категория детей, которые сбегают из дома. Он нашелся живым, — вспомнил Сергей.
По его словам, в Рязани, «слава богу, пропадает мало детей». Их всех находят — живыми или погибшими. Без вести пропавших на сегодняшний день нет. Пропадают и взрослые, чаще всего, это грибники и пожилые люди. Их самая большая ошибка — думать, что они знают лес «как свои пять пальцев». На самом деле лес изменчив, поэтому люди теряются.
На вопрос, не раздражают ли сообщения о пропавших подростках, которые неоднократно уходят из дома, а потом находятся, Сергей спокойно ответил:
— Нет. Все равно их ищем, потому что это дети, против них могут быть совершены противоправные действия. А что раздражает иногда, так это комментарии: мол, деньги ни за что получаете, оборудование продаете… Так несправедливо все. Я им предлагаю прийти к нам в отряд и убедиться, что это не так. Но такие люди, как правило, как раз не хотят заниматься волонтерством.
Он добавил, что поисковики продолжают верить и искать человека до последнего. Даже когда уже нет никаких шансов на то, что человек жив, все равно поиски продолжаются. И спустя несколько лет после исчезновения продолжают верить в счастливый исход дела и распространять ориентировки.
Голубые шары и «путь домой»
Примерно в 20:00 организаторы расставили свечки так, чтобы они образовали дорожку от стенда с фотографиями без вести пропавших детей к проезжей части. И попросили людей зажечь их. Традиционно это символ освещенной дороги, по которой исчезнувшие дети смогут найти дорогу домой. Многократные попытки зажечь огоньки ни к чему не привели: свечи гасли на ветру. Тогда поисковики раздали всем пластмассовые стаканчики, в которые можно было поместить свечи. Дети вместе с родителями долго держали их в руках. Из звуковых колонок звучала песня группы «Треугольники» «Медлить — значит хоронить». Слова припева — это слоган волонтеров-поисковиков, который раскрывает всю суть их работы.
Когда начало темнеть, организаторы раздали всем голубые воздушные шары. Спустя пять минут их выпустили в небо. Дети смотрели им вслед, пока шары совсем не исчезли из виду.
Несколько волонтеров сразу же по окончании акции отправились на поиски 72-летней рязанки, которая ушла из больницы и не вернулась. 26 мая волонтеры сообщили, что пенсионерку нашли.