Жители улицы Новостройка, которая находится в частном секторе микрорайона Недостоево, обеспокоены: в апреле после схода льда их озеро стало ярко-красным. В первые теплые дни мая цвет уже был не таким насыщенным, и некоторые отдыхающие открыли купальный сезон. А 18 мая в сюжете телерадиокомпании «Ока» прозвучали предварительные результаты исследований проб воды, о которых сообщила областная прокуратура: уровень железа, цинка и свинца в воде превышен в 30 раз. Как и из-за чего изменило цвет озеро, разбиралась корреспондент «7x7» Екатерина Вулих.

 

Многократное превышение

В 20-х числах апреля сначала в социальных сетях, затем в рязанских средствах массовой информации появилось сообщение: озеро в микрорайоне Недостоево, которое находится чуть ниже улицы Новостройка, внезапно поменяло цвет на ярко-красное. Местные жители попросили разобраться в этом тележурналистов, те выехали на место с сотрудниками прокуратуры и регионального министерства природопользования. Специалисты взяли пробы воды на анализ и через три недели рассказали о предварительных результатах: содержание в водоеме железа, цинка и свинца превышено в 30 раз.

 

 

 
 
 

 

Сначала в загрязнении водоема химическими отходами заподозрили два крупных промышленных предприятия, которые находятся примерно в двух километрах от озера. Представители предприятий тут же подали заявления в прокуратуру с просьбой разобраться и исключить их из «списков подозреваемых», а также с требованием прекратить упоминать их названия в СМИ в качестве потенциальных источников загрязнения окружающей среды. Одно из них сравнило региональные издания с западными: «К сожалению, на фоне необоснованных обвинений западными СМИ в адрес нашей страны, путем распространения непроверенных фактов, влекущих за собой потерю репутации и угрозу мировому порядку, наши региональные СМИ повторяют ошибки и наносят репутационный ущерб отраслеобразующим предприятиям РФ».

 

 

 
 
 

 

Через месяц после первых сообщений о покраснении воды в озере цвет стал не таким насыщенным.

 

«Теперь все мертво»

Озеро — около 400 метров в длину. Тропинка к нему ведет примерно с середины улицы Новостройка, между домами и заборами. С высокого берега с левой стороны открывается вид на Георгиевскую церковь в селе Городище, с правой — на ряд озер, которые расположены вдоль микрорайонов Недостоево и Канищево. Отсюда же видны мост на Солотчинском шоссе и Фефелов бор. И два озера: дальнее — голубое, ближнее — с красноватым оттенком.

 

 

Если спуститься по крутой тропинке к самому водоему, его краснота уже не так заметна: кажется, что оно бурого, грязноватого оттенка.

Мама двоих детей Светлана Берестова — почти местная жительница: здесь живет ее свекровь, здесь же они с мужем начали строить дом, вложив в него материнский капитал. Она разогнала палкой ряску, и в прозрачной воде обозначилось песчаное дно. Но ни мальков, ни головастиков, ни даже личинок комаров видно не было.

 

Светлана Берестова

 

— Все члены нашей семьи любили это озеро. Муж с детства купался, старший сын купался, плавал на надувной лодке и ловил рыбу даже зимой. Младший сын хоть и не умеет еще разговаривать, а тянется сюда: как выйдем на берег, сразу улыбается. И так радовались дети, когда стояли босыми ножками на мостике и следили за водной живностью! Теперь, видите, все мертво, ни одного малька не видно. Они после схода льда все всплыли кверху брюхом, — рассказала Светлана.

Ее семья не без трудностей выкупила у муниципалитета участок земли с видом на озеро. Убрали свалку, которая стихийно образовалась на участке, вкладывали все свободные деньги и силы — лишь бы поскорее перевезти сюда на постоянное место жительства сыновей. И теперь ни она, ни муж не понимают, ради чего все это — озеро отравлено. Теперь постоянно придется следить за детьми, чтобы они не лезли в воду.

— Сосед — заядлый рыболов, не может без этого. Что оставалось от улова, он продавал за малую копеечку соседям или собак кормил. Как вся рыба дохлая всплыла, так соседа и не видно: в депрессии человек. Многие соседи не знают, что делать дальше, ведь они брали из озера воду для полива огородов, — с этими словами Светлана вытащила палкой из воды пластиковую бутылку.

В середине апреля Светлана с родными пришла посмотреть на лед. У берега он уже растаял, а на середине водоема была черная субстанция непонятного происхождения. Пройти по весеннему льду к темной куче, чтобы рассмотреть ее и понять, что это такое, уже было опасно. Как только озеро оттаяло, жители увидели, что оно изменило цвет.

 

 

 
 
 

— Было по-настоящему страшно, как в фильме ужасов. Хоть дома находятся гораздо выше водоема, все равно не понимаем, можно ли пить воду из колодцев и скважин, не опасно ли выращивать овощи. Мы ко многому привыкли: к примеру, жители Дашково-Песочни постоянно жалуются на периодическую вонь, а их заверяют, что все в норме. Но нам же уже сказали, что озеро сильно загрязнено, а как с этим жить — не объяснили, — растерянно поясняет собеседница.

Несколько присоединившихся к разговору местных жителей предположили, что «тему либо замнут, либо назначат виновному штраф тысяч в десять», на том история и закончится. Однако они настроены решительно: планируют дождаться результатов расследования, а потом добиваться безотлагательной расчистки водоема за счет виновного в экологическом преступлении.

— Нашим тут строиться не давали — говорили, мол, водоохранная зона. Теперь видим, какая она «охранная»! У нас только от порядочных людей и охраняют, а от богатых — ни-ни, — возмутилась пожилая женщина.

— Люди у нас коз держат — их можно рядом с озером пасти, или они все передохнут, как рыбы? А у нас парни уже искупаться ухитрились, чего им теперь ждать? — спросил другой житель.

Местные еще повозмущались и разошлись с твердым намерением написать коллективное письмо во все инстанции с требованием довести начатое расследование до логического конца: заставить виновника «исправить безобразие и сделать, как было».

 

 

 
 
 

«По результатам анализов будет рассчитан ущерб»

Светлана, впервые увидев красное озеро, позвонила на горячую линию управления МЧС по Рязанской области. Вскоре ей пришло письмо из областного управления Росприроднадзора, куда переправили ее обращение из МЧС.

«По имеющимся в управлении сведениям, <...> по ул. Новостройка в д. Недостоево г. Рязани протекает река Быстрица. В соответствии с п. 1 Критериев отнесения объектов к объектам, подлежащим государственному надзору и региональному государственному надзору в области использования и охраны водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 №640 <…>», — далее в тексте перечислены номера разных официальных писем и постановлений, и только в заключении есть слова о том, что «указанный в обращении водный объект не относится к объекту федерального надзора».

Светлана мало что поняла из этого ответа:

— При чем здесь Быстрица? При чем здесь какие-то БВУ — неужели нельзя по-человечески написать? Из МЧС прислали нечто подобное: там про «компетенции», «рамки полномочий» и «соответствующие ведомства». Поняла только, что мою жалобу перенаправили еще и в Министерство природопользования по Рязанской области.

Еще один ответ она получила 23 мая — из регионального Минприроды. Министр Сергей Абрамов пояснил, что аккредитованная лаборатория проводит анализ воды, взятой в трех местах. Он заверил, что по результатам анализа рассчитают ущерб, причиненный водоему. Протоколы анализов и расчет ущерба направят в прокуратуру Рязанской области для решения о возбуждении уголовного дела.

 

 

 
 
 

 

«Срочно обеззараживать!»

Рязанский экоактивист Андрей Петруцкий предположил, что в загрязнении озера виновато предприятие, работа которого связана с цинком.

— Версия, которую озвучили в телесюжете о том, что загрязнение случилось из-за шламоотвала, никуда не годится. Якобы шламоотвал, который существовал с 1980-х годов, ничего не загрязнял, а тут вдруг попал в озеро. Теперь озеро мертвое: цинк и свинец — это тяжелые металлы, которые вызывают рак. Железо не так страшно, а цинк и свинец — это катастрофа. На следующий год в половодье эти элементы попадут в Оку, и мы будем это пить. То, что случилось, — это беда, это зона экологического бедствия! Сейчас нужно принимать срочные меры по обеззараживанию этого места, — сказал он.

По его словам, нужно срочно выкачать воду, снять слой грунта и отвезти его на полигон, чтобы обеззаразить. Еще надо либо огородить водоем, либо выставить охрану, чтобы никто не мог подойти к загрязненной воде.

Корреспондент «7x7» обратилась за комментарием к воронежскому экоактивисту Лилии Ишковой, которая вместе с другими воронежцами седьмой год протестует против разработок никелевых месторождений. Активисты тоже столкнулись с феноменом «красной воды» — она появилась на местах геологоразведки 1980-х годов из-за небрежного тампонирования скважин. Помимо загрязнения воды, обнаружилось, что уровень радиации в них превышен в 2,5 раза.

— Красный цвет никак не связан с радиацией, но все же уровень радиации в водоеме стоит проверить. Нужно понять: на все ли химические элементы исследовали воду? Может быть, стоит обратиться для исследования в московскую лабораторию, которая имеет аккредитацию на работу со всеми химическими элементами. Потому что может обнаружиться такое, о чем никто и не подозревал, — посоветовала она.

Старший помощник прокурора Рязанской области Юлия Ромашкина сообщила, что еще рано делать какие-то выводы, потому что результаты некоторых анализов еще не готовы.

Редакция интернет-журнала «7x7» готовит запросы в профильные ведомства с просьбой прокомментировать ситуацию и дать однозначный ответ, как может вода из загрязненного озера, а также из скважин поблизости повлиять на здоровье людей.

 


Реклама. При выполнении химических и физических анализов используются аналитические лабораторные весы. Вы можете заказать аналитические весы в компании «ООО ПТК Точные Приборы» (юр.адрес 197348, город Санкт-Петербург, Богатырский проспект, д.18, корп.3А, помещение 237, ОГРН: 1177847381106). Высокое качество и приемлемую цену гарантируем.