В апреле 2018 года на улице Кудрявцева, недалеко от памятника Владимиру Ленину, открыли памятник главному чекисту Советского Союза Феликсу Дзержинскому. Вскоре стало известно, что в городской казне нет средств на изготовление памятника жертвам репрессий того времени — все остановилось на стадии утверждения проекта. Подробнее об этом — в обзоре «7x7».
Как открыли памятник Дзержинскому
Накануне столетия образования органов безопасности Рязанской области, 20 апреля, торжественно открыли новое здание регионального УФСБ. Средства массовой информации получили об этом релиз управления. В тексте говорилось, что в мероприятии участвовали губернатор Николай Любимов, начальник рязанского УФСБ Сергей Ерофеев, член Совета Федерации Игорь Морозов, председатель областной думы Аркадий Фомин и изготовивший памятник скульптор Олег Седов. Они возложили цветы к памятнику. Открытие монумента авторы пресс-релиза назвали «кульминацией события» — переезда сотрудников ФСБ в новое здание.
Как отреагировали на новость читатели
Большинство комментаторов в блогах и социальных сетях восприняло новость негативно.
«Очень хочу, чтобы на постаменте этого памятника была высечена фраза Дзержинского: „Служить в органах могут или святые, или подлецы“. И да, я абсолютно уверен, что новое здание понадобилось исключительно по причине того, что в старом сотрудники в коридорах нимбами сталкивались».
«Зачем ставить памятники убийцам?».
«В принципе, все правильно. „Фейсы“ просто дают понять, чье дело они продолжают. Чтобы, так сказать, не было недопониманий. Кстати, русофоб Феликс Эдмундович был отъявленный. По его воспоминаниям, в детстве он мечтал о шапке-невидимке, чтобы можно было убить побольше „москалей“».
После появления публикации «„Это позор для Рязани, просто позор“. В центре города установили памятник Феликсу Дзержинскому» в интернет-журнале «7x7» читатели из разных регионов России написали около 60 комментариев в защиту памятника. Среди них были такие: «Наконец-то — начало наведения порядка в стране!», «Позор — это когда ставят памятники алкоголику, убийце, который стрелял с танка в Верховный совет, иуде — Ельцину, а ставить памятник честному коммунисту Ф. Э. Дзержинскому — это честь и хвала», «А че за кипишь? Памятники ставят на закрытых территориях. Кому какое дело, что там стоит, лежит или находится? Нашли тему для оголтелого ора», «Человек, который боролся с преступностью, спасал детей, — вот за что так не любят его „дерьмократы“».
Кто предложил поставить памятник
Памятник Дзержинскому установили по инициативе ветеранской организации органов безопасности.
«Сообщаем, что скульптурный памятник Ф. Э. Дзержинскому на закрытой для свободного прохода территории УФСБ России по Рязанской области установлен по согласованию с ФСБ России по инициативе и на средства организации ветеранов органов безопасности», — ответил на запрос «7x7» начальник рязанского управления Сергей Ерофеев.
Почему взялся за работу скульптор Олег Седов
Рязанский скульптор Олег Седов создал бюст героя-летчика Александра Белякова, скульптуру Евпатия Коловрата, памятник Василию Маргелову и Петру Столыпину, множество скульптур в античном стиле.
— Мне поступил заказ на изготовление памятника Феликсу Дзержинскому. И в этом случае, когда памятник устанавливается на закрытой территории и не на бюджетные средства, никакого конкурса на проведение работ не объявляют. Насчет споров о моральной стороне моей работы могу сказать, что этот памятник установлен основателю службы госбезопасности Советской России, без подобной организации не может существовать ни одно государство. А если говорить о личности Дзержинского, то для меня это умный и мужественный человек, с несгибаемой волей, романтик, которому досталась не самая нежная и «пушистая» работа. И по вопросу террора не все однозначно: «белый», «красный», гражданская война, разруха, бандитизм. Счастье, что мы не живем в такое время, — прокомментировал он.
Что сказал председатель рязанского «Мемориала»
Председатель рязанского историко-просветительского и правозащитного общества «Мемориал» Андрей Блинушов:
— Появление в Рязани памятника Феликсу Дзержинскому сейчас, в 2018 году, — лично для меня событие неожиданное. И шокирующее. Слава богу, что монумент появился на закрытой территории, за высоким забором нового комплекса местного управления ФСБ, а не на одной из центральных площадей города. Говорят, что деньги на него собрали ветераны органов, а не чиновники их решили выделить из госбюджета. Надеюсь, что так оно и есть. Понятно, что памятник — дело символическое. Возникает вопрос: а какие символы хотели закрепить и продекларировать установкой «Железного Феликса»?
По его словам, Дзержинский был одним из самых заметных идеологов и исполнителей «чрезвычайщины» — с его прямым участием идее права была противопоставлена практика так называемой «революционной законности», заработала «большевистская машина политической целесообразности репрессий». Под руководством Дзержинского в стране начались несудебные расправы: коллегии ЧК, Тройки, Коллегия ОГПУ, Особое совещание и другие, при упоминании Дзержинского сразу вспоминаются расстрелы и заложничество. Блинушов процитировал строки из поэмы «Хорошо!» знакомого с буднями ЧК поэта Владимира Маяковского о сущности работы Дзержинского и чекистов:
«Ветер сдирает списки расстрелянных,
рвет, закручивает и пускает в трубу.
Лапа класса лежит на хищнике — Лубянская лапа Че-ка.
— Замрите, враги! Отойдите, лишненькие!
Обыватели! Смирно!».
— Очень надеюсь, что нам вновь исподволь не пытаются внушить мысль, что пренебрежение правом, разрушение судопроизводства, политические лагеря и тайные казни — и есть образец для подражания. Что этот окрик «Смирно!» — не есть главный посыл нового рязанского монумента. И что Железный Феликс останется за высоким кованым забором лишь напоминанием о невыученных уроках нашей отечественной истории, а не грозным предзнаменованием повторения ее трагических страниц, — заключил Блинушов.
О памятнике жертвам политических репрессий
В октябре 2015 года завершился конкурс на лучший эскиз памятника жертвам политических репрессий. Его проводила городская администрация совместно с министерством социальной защиты населения и региональной комиссией по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий. В обсуждении конкурсных работ участвовали Андрей Блинушов и председатель региональной Ассоциации жертв политических репрессий Сергей Попов. Победила работа рязанского скульптора Полины Горбуновой: зажатая в кулаке птица. Памятник запланировали установить в сквере на пересечении улиц Халтурина, Разина и Старообрядческого проезда.
«<…> безусловно, скорейшая реализация выбранного проекта станет подарком для всех тех, кто испытывал лишения и страдания в годы репрессий», — говорилось на сайте городской администрации в 2015 году.
В мае 2018 года в отделе по связям со средствами массовой информации Рязанской администрации на запрос «7x7» ответили со ссылкой на финансово-казначейское управление: «В бюджете города на 2018 год средства на установку памятника жертвам политических репрессий в городе Рязани не предусмотрены».
Памятники Дзержинскому, установленные в советские годы, сохранились в Москве и Московской области, в Волгограде, Орле, Нижневартовске, Воронежской области, Новосибирске, Сорске (Хакасия), Уфе, в поселке Лесной Кировской области. В 2016 году в селе Кай Кировской области открыли дом-музей главного чекиста, год спустя установили памятник Дзержинскому в областном центре.