Руководитель Музея истории ГУЛАГа в Йошкар-Оле и Марийской ассоциации реабилитированных Николай Аракчеев 12 мая нашел на Мендурском полигоне ров с останками людей, имеющими явные признаки насильственной смерти. Он предположил, что это останки  жертв политических репрессий советских времен. Сразу после объявления о находке в прессе руководителя музея вызвали с документами в две городские инстанции: Управление внутренних дел и Комитет управления муниципальным имуществом. Музею предложили освободить дом купца Булыгина, в котором он находился 10 лет. О проблемах музея ГУЛАГа в Йошкар Оле — материал корреспондента «7x7».

 

«Лежат там послойно не менее 200 человек»

Поисковики нашли фрагменты скелета, в том числе череп с отверстием в теменной кости, похожим на пулевое. Оно указывает на то, что во время казни жертва стояла на коленях. Кости сдали на экспертизу, результат будет не позднее чем через месяц.

Эксперты определят, принадлежат ли кости человеку, его пол, действительно ли отверстие сделано не штыком, а пулей — в этом случае череп сохраняет запах пороха. По словам Николая Аракчеева, этот запах при выстреле с близкого расстояния въедается в кость надолго. Заявление на дополнительную экспертизу, вплоть до генетической, подал внук знаменитого Марийского писателя, классика марийской литературы Сергей Чавайн.

 

 
 
 

Кости, обнаруженные 12 мая, лежали на глубине чуть больше метра. При подъеме по соседству щуп упирался во что-то плотное, звук был — словно стучат по фанере. Аракчеев утверждает, что такой звук издают высохшие кости.



— Судя по площади низины и прошлому опыту, лежат там послойно не менее 200 человек.

Йошкаролинец Рамай Юлдаш участвовал в подъеме останков как понятой и поисковик. На своей странице в Facebook он написал:

— Там прощупывается тьма костей, черепов — их может быть 300 и больше. Уверен, это массовое погребение репрессированных в 1937–1938 годах.

 

«Правительству это невыгодно»

Если будут найдены и опознаны все репрессированные, государству придется нести дополнительные расходы на археологию, экспертизу, генетическое опознание, перезахоронение реабилитированных по желанию родных. Николай Аракчеев считает, что правительство не хочет заниматься репрессированными. Придется раз в квартал собирать государственную комиссию, выслушивать поисковиков, решать назревшие проблемы, новым жертвам или пострадавшим платить компенсации. 

По словам Аракчеева, избежать конфуза между музеем и комитетом по управлению муниципальным имуществом могла бы помочь комиссия по защите прав реабилитированных. Она есть на всех уровнях власти и при президенте России. Раньше была при главе Марий Эл и главах всех муниципалитетов, но сейчас мэрия не хочет ее создавать. Комиссия не работает уже два года. Руководитель Марийской ассоциации реабилитированных пытается «достучаться» до Минкульта и убедить чиновников, что музей истории ГУЛАГа — это объект культуры исследовательской и просветительской направленности.

 

Петиция против петиции

Месяц назад в интернете появилась петиция, созданная анонимом под вымышленным именем. Автор обратился к мэрии Йошкар-Олы и Минкульту РФ с просьбой сохранить памятник архитектуры — дом купца Булыгина. Он предлагает провести капитальный ремонт здания. В петиции ничего не сказано о том, что в этом доме находится музей ГУЛАГа. Опубликована очень старая фотография. По словам Николая Аракчеева, ей около 20 лет. В доме еще не было музея, его занимала типография МВД, которая, по его словам, «годами безобразничала в памятнике истории и бесхозно его запустила». Потом типография обанкротилась и съехала.

 

Caption

 

— Два года здание пустовало, — рассказал корреспонденту «7x7» Аракчеев. — Затем, минуя нас, часть «расстрельного» пристроя продали коммерсантам. Сейчас в здании три собственника, два из них арендаторы. Минкульт Марий Эл финансировал капитальный ремонт здания 5 лет назад. Сейчас оно выглядит так:

 

Дом купца Булыгина. Фото Дениса Долгополова

 

Автор петиции назвал дом бесхозным и попросил передать его для нужд музея Йошкар-Олы, «сохранить и использовать в благих целях». Аракчеев возразил:

— Нас проверяют ежегодно, я отчитываюсь перед мэром и правительством. Единственное, что нуждается в ремонте в этом здании, — кровля. Она местами подтекает. Остальные системы находятся в рабочем состоянии, ничего не разрушается. Водопровод, тепло и канализация работают. Евроудобств не просим, понимая, что бюджет города не резиновый.

Узнав о петиции, Николай Аракчеев создал собственную. Он попросил жителей Йошкар-Олы помочь сохранить музей в этом здании. За девять лет работы в нем открыли 10 залов, где побывали около 40 тысяч посетителей из 28 стран мира. Они заполнили благодарственными записями 16 томов книги отзывов.

 

«Половина замученных и расстрелянных были коммунистами»

Аракчеев считает, что закрытие музея может быть на руку коммунистам.

— Есть подозрения, что это писал один из недавних посетителей. Он был явно в нетрезвом состоянии, громко, невнятно и сбивчиво говорил повышенным тоном, еле представился неким Фирсовым из КПРФ, начал учинять мне допрос: «Кто вы такие и на каком основании вам здесь дали помещение? Я бывший военный энергетик, устрою вам, попомните». И тут же ретировался. Сразу после его визита  поступили две анонимные жалобы — в МЧС и прокуратуру. Проверка жалобы не подтвердила.

В региональном отделении КПРФ сказали, что не знают об этом факте, но в любом случае каждый гражданин имеет право высказывать свою гражданскую позицию.

— Я рассказываю всем посетителям, что половина замученных и расстрелянных были коммунистами, так называемые инакомыслящие, — продолжает Аракчеев. — Они все это понимают в душе, не оспаривают, потому что это юридический факт. Все данные можно найти в трехтомнике памяти «Трагедия народа» и воспоминаниях членов ВКПб, чудом переживших пытки ГУЛАГа.

 

«Слишком велика эта рана»

Впервые могилу репрессированных в Марий Эл нашел в 1990 году Владимир Янтемир, узник ГУЛАГа, вся семья которого пострадала.

— Там лежали хаотично 164 трупа: 92 марийца, 64 русских, 6 татар, немец и цыган, — рассказал Николай Аракчеев. — Документов ни у кого не было. Идентифицировали благодаря самонадеянной оплошности палачей. Они мародерствовали и бросили очищенные кошельки. Выгребли все деньги, кроме меди. В одном из кошельков, как в футляре, за 50 лет хорошо сохранилась справка куженерского печника Пирогова, по которой восстановили его личность и судьбу, а затем и всех остальных убитых. Все отчеты и акты о расстрелах заполнялись четко, без единого пробела. В архивах ОГПУ НКВД, уверен, сохранены карты всех марийских полигонов по утилизации человеческих останков с фамилиями трупов. Но это надолго засекречено. На сегодня вскрыто только 20% архивов тех времен. Возможно, остальное рассекретят по мере роста общественного интереса, но это произойдет нескоро. Уж слишком велика эта рана.

 

«Всех наказали за инакомыслие или антисоветскую агитацию без вины»

По данным общества реабилитированных и самих узников, в частности, Владимира Янтемира и Генри Левенштейна, с 1918 по 1956 годы через лагеря Марийского лесоповала ГУЛАГа прошло более 40 тысяч репрессированных, около семи тысяч пропали без вести, их либо расстреляли, либо заморили голодом и холодом.

 

 

 
 
 

 

В те времена арестовали почти всю деловую и культурную элиту народа мари — 94%.

— В честь 15 из них названы улицы и бульвары Йошкар-Олы, а в честь семерых — Государственные премии республики, — рассказал Николай Аракчеев. — Это узники совести: Чавайн, Ыпай, Петров, Эшкинин, Йыван Кырла, Васильев, Евсеев, Мухин, Янтемир, Кармазин, Мендияров и другие. Всех наказали за инакомыслие или антисоветскую агитацию без вины, а позже реабилитировали. Тимофей Евсеев, директор краеведческого музея, якобы хотел свергнуть советскую власть в Марий Эл и присоединиться к дружественной по языку, но буржуазной Финляндии через подкоп в 2,5 тысячи километров. Такое можно представить только с больным воображением.

Аракчеев считает, что в Мендурах, вдоль старого Почтового Кокшайского тракта и дороги на пасеку, в предвоенные годы находился 6-й секретный спецполигон. Туда приводили приговоренных или свозили в «воронках» и подводах тела расстрелянных. Многие из них еще не найдены. 


Дом купца Булыгина построили в 1835 году. С 1923 года его занимало ОГПУ НКВД.

Дом-музей истории ГУЛАГа открылся 9 мая 2011 года. Музей есть на туристических сайтах и схемах маршрутов Поволжья, его отметил уполномоченный по правам человека в России за организацию международной выставки из Норвегии.