В Тамбове траурный митинг и поминальная служба, посвященные Дню участников ликвидации последствий радиационных аварий, прошли в сквере Сочи у памятника жертвам ядерных катастроф. Несмотря на дождливую погоду, в нем приняли участие около 200 человек — сами ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, их родные, вдовы погибших чернобыльцев, представители общественных организаций, школьники. На митинге побывал корреспондент «7x7».
«Мы не знали, куда едем»
Как рассказал «7x7» председатель общественной организации «Чернобыль» Александр Евсюков, в 1986 году люди до последнего момента не понимали, куда их направили. Пресса молчала, от людей скрывали, что на атомной станции произошел взрыв. Евсюков после службы в армии работал на комбинате ЖБИ-1. Ему было 33 года. В Чернобыль его отправили как военного, находящегося в резерве. Он рассказал, что никакой паники среди направленных в Чернобыль ликвидаторов не было. Он и его коллеги ничего не понимали, но и ничего не боялись.
— Я прибыл в Чернобыль 5 мая как резервист. Мы не знали, куда едем. Все было засекречено. Когда стали пересекать границу у Харькова, узнали, что что-то там горит. Ну горит и горит. Потом уже выяснилось, что введено военное положение.
«Знали, что здоровье пошатнется»
Александр Евсюков сказал, что атмосфера в тех местах напоминала Великую Отечественную войну. На Украину шли эшелоны с людьми, бронетехникой, строительными материалами. Пустующие дома и целые города выглядели устрашающе. В зараженной зоне он находился около двух с половиной месяцев — до 15 июля 1986 года. Работал на полностью разрушенном четвертом энергоблоке, строил каналы для стока радиоактивных вод, занимался обваловкой реки Припять. За это время его вес с 90 кг снизился до 62 кг, а под конец вынужденной командировки начали отказывать ноги.
— Мы шли за Россию, за народ за свой, за мир. Знали, что здоровье пошатнется, но думали: Бог с ним, восстановимся. А здоровье, конечно, пошатнулось сильно — ноги, сахарный диабет, недавно вот сделал операцию на сердце — шунтирование. Цезий и стронций засели в костях. По ночам просто выворачивает — как дуги ноги делаются.
«Мы стараемся помочь каждой семье»
Сейчас Александр Евсюков возглавляет общественную организацию «Чернобыль» и главной своей задачей считает следить за судьбой каждой семьи ликвидаторов и не дать забыть подрастающему поколению о страшной катастрофе и ее последствиях. По его словам, отдать дань памяти и уважения погибшим можно только одним способом — помогать их родным. Тем более, что вдов чернобыльцев с каждым годом становится все больше.
— Мы стараемся помочь каждой семье, боремся, ездим на защиту. Ездили в Москву, когда закон этот пресловутый 112-й отменили. У нас есть различные субсидии, льготы. Но раньше и мы, и члены семьи за жилье 50% платили, а сейчас так платит только сам ликвидатор и только за 30 квадратных метров.
С каждым годом в Тамбове на митинг приходят все меньше участников тех событий. Из более чем двух тысяч тамбовчан, призванных в 1986 году устранять последствия техногенной катастрофы, сегодня в живых осталась лишь четверть — 521 человек.
Авария на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС произошла 26 апреля 1986 года. В работах по ликвидации последствий катастрофы участвовало более 600 тысяч человек. В первые три месяца погиб 31 человек. 15 декабря 2000 года Чернобыльскую АЭС окончательно закрыли.