Жители Волоколамска добились закрытия мусорного полигона в Ядрово. Московский мусор повезли в Ярославскую область. На площади Волкова в Ярославле 18 апреля прошел протестный митинг, разрешение на который в городской администрации не дали. Корреспондент «7x7» побывал на акции.
Предыстория конфликта
Коммунисты в начале апреля обнаружили, что на ярославские полигоны начали вывозить мусор из Москвы после того, как в Подмосковье люди стали перекрывать дороги на свалки. На пресс-конференции 11 апреля помощники губернатора отрицали это: по их словам, активисты должны были сдавать мусоровозы полиции, а те — оформлять протоколы о правонарушениях. Они пообещали, что проработают соглашение с правительством Москвы о приеме отходов столицы за 500 млн руб. Чиновники решили принимать из Москвы по 200 тыс. тонн мусора ежегодно, эти объемы сравнимы с тем, сколько вывозится на ярославский полигон «Скоково» за год (около 270 тыс. тонн). Лидер ярославских коммунистов Александр Воробьёв назначил митинг против московского мусора на 18 апреля, городские власти не согласовали площадку в центре города. Активисты за несколько дней до митинга раздавали листовки на улицах, некоторые для привлечения внимания были в противогазах. В штабе Навального и в обкоме КПРФ начали собирать подписи против ввоза мусора. На сайте Change.org под онлайн-петицией за законодательный запрет ввоза мусора в Ярославскую область из других регионов подписались более 38 тыс. человек.
На площади Волкова с утра 18 апреля городское управление по молодежной политике устроило акцию по сбору макулатуры. Установили колонки и включили музыку.
Начало митинга
Полиция не разрешила митингующим использовать звукоусилители, организаторы акции ограничились громкоговорителем. Музыка из колонок сборщиков макулатуры заглушала спикеров, несколько пожилых женщин потребовали выключить музыку. Их не послушали, и они стали скандировать: «Предатели». Полиции пришлось вмешаться и взять под охрану палатку, но колонки выключили.
Организатор митинга Александр Воробьёв сказал, что его предупреждали о том, что митинг не согласован, и грозили административной ответственностью, но его это не испугало. Предостережение выносили и активистам штаба Алексея Навального. Многие пришли на митинг с макулатурой. У активиста Кирилла Шторма был полный рюкзак, но сдать макулатуру он не смог — сборщики уже завершили работу.
Требования собравшихся
Александр Воробьёв потребовал:
- Прекратить ввоз мусора на ярославские полигоны;
- Выработать дополнительные меры безопасности для расширения экологической безопасности существующих полигонов;
- Построить мусороперерабатывающие предприятия и наладить раздельный сбор отходов;
- Решить проблему с захоронением «зеленых масел» на территории бывшего сажевого завода;
- Вести постоянный мониторинг состояния окружающей среды.
На митинге коммунисты объявили о создании общественного движения «Комитет ярославской народной обороны», который бы противостоял попыткам властей ввозить мусор в Ярославскую область. После того как огласили требования, громкоговоритель передали желающим выступить.
«Придется бороться дальше»
Бывший депутат муниципалитета Антон Голицын предупредил митингующих:
— К сожалению, кроме нас с вами, кроме ярославцев, никто сегодня не остановит власть. Они боятся только одного — огласки. Одного митинга явно будет недостаточно. Поэтому всем, кто действительно заинтересован в том, чтобы не ввозили московский мусор, надо приготовиться к долгой борьбе. Она будет идти и на митингах, и в социальных сетях, и в каких-то других местах. Я уверен, что сейчас, думая, какие миллиарды они заработают на утилизации московского мусора здесь, на превращении нашего города в московскую помойку, они не остановятся ни перед чем. Придется бороться дальше.
Один из выступающих заявил, что готов поставить свой автомобиль на пути у московских мусоровозов. Другой предложил приносить к областной администрации свой мусор, если власти не прислушаются к горожанам.
Гражданский активист Елена Линецкая призвала собравшихся сортировать мусор своими силами и сдавать его на ежемесячной акции «Экомобиль».
Дали слово для выступления жительнице «Норских резиденций» — поселка, который находится в нескольких километрах от полигона «Скоково». Она рассказала, что она с соседями собрала около 500 подписей под своей петицией и передала их Воробьёву.
— Прошу учесть наши голоса и приобщить к протесту всего нашего дружного Ярославля, — сказал женщина.
На ярославский митинг приехала и активист из Костромы Татьяна Павлова, она рассказала, что выходила с одиночными пикетами к костромской администрации и начала собирать подписи против ввоза московского мусора. По ее данным, под Костромой для него строится новый мусорный полигон:
— У нас собираются построить полигон на месте бывшей ракетной дивизии. К тому месту подведена железная дорога, мы боимся, что мусор к нам повезут поездами. Я передаю вам всем привет от моих 42 подписавшихся против мусора. Кострома с вами!
Реакции на митинг
На следующий день после несогласованной акции заместитель главы правительства Ярославской области Роман Колесов в эфире «Эха Москвы Ярославль» признался, что мусор из Москвы все же везут на полигон «Скоково».
В эфире «Первого Ярославского» телеканала выпустили сюжет о том, что на площадь Волкова пришли около тысячи человек на акцию по сбору макулатуры.
Журналист издания «Ярославский регион» Руслан Маслов посчитал, что митингующих пришло меньше, чем он рассчитывал:
«Не скажу, что людей на площади было очень много, потому что ожидал больше в несколько раз. Сотни перепостов и лайков в соцсетях, бурные обсуждения и даже иногда агрессия там, раздача листовок на улицах, люди в противогазах и участие ряда политических сил привлекли на центральную площадь города суммарно по моей оценке до 1000 человек. […] Я, честно говоря, ожидал большего. Конечно, свою роль сыграла погода, не совсем удачное время и организационные вопросы, но, тем не менее, крика в соцсетях вышло куда больше, чем людей на улице в центре города. Но все равно отмечу, что давно столько людей на митинг оппозиционеры у нас не собирали, то есть отработали на твердую четверку».
По мнению журналистки Людмилы Дисковой, участников, наоборот, было много:
«Откровенно говоря, не ожидала, что к Знаменской башне придет столько людей, а они пришли. Не ожидала, что полиция будет вести себя предельно корректно и даже как бы отстраненно. Но так и было. Не ожидала увидеть на митинге столько своих коллег-журналистов, но они тоже пришли. Хорошо, что мы вместе! Теперь главное — не опускать руки и не говорить, что эту проблему не решить. Это неправда! Люди многое могут сделать, если захотят».
Юрист Ирина Чистова написала о впечатлениях от митинга:
«1. Бежишь с сыном на митинг. Встречаешь знакомую. Успеваешь переброситься парой фраз.
— На занятия спешите?
— Нет, на митинг против свалки московского мусора в Ярославле.
— Ой, молодцы какие! Впервые об этом слышу. Где?
— У Знаменской башни.
— Сейчас только брошу дома сумки и тоже подбегу.
Действительно подбегает. Ставит подписи против свалки. Мгновенно включается в решение общей проблемы.
2. На несогласованных митингах чувствуешь себя лучше, свободнее и безопаснее, чем на согласованных. Никто не досматривает твои сумки, нет рамок металлоискателей и загона-гетто. Участники дружелюбны и предупредительны. Полицейские корректны.
3. Объединиться для решения общих задач запросто могут коммунисты с навальнистами. В такие моменты нет белых, красных, серобуромалиновых. Легко преодолеваются все противоречия и забываются обиды».
С юмором о митинге написал ярославский политолог и политтехнолог Александр Миклин:
«Проходил мимо „мусорного“ митинга. Настроение весеннее, что хорошо! Погода была не очень — плохо. Случайно встретил массу знакомых людей, поболтал — хорошо! Но встречались и незнакомые мне люди... кто они? Это плохо. Молодая гвардия пела и плясала; рядом с ней выступали представители РСДРП(б), ВКП(б), КПСС, КПРФ — хорошо! Танцующих пристыдили и разогнали (мол, не время танцевать — мусора лишка), а ленинцев было не слышно — плохо. Дали подписать бумажку против мусора — хорошо. Дали подписать бумажку про мистера Навального — плохо (сослался на неграмотность — не подписал, а крестик ставить не разрешили). Итого: живая общественная реакция — хорошо; а вот „мутные“ политпристройки к ней — плохо.
Единственный депутат муниципалитета, который высказался за завоз московского мусора, доктор Дмитрий Петровский тоже пришел на митинг и ходил в стороне от толпы, а сам написал на Facebook:
«Вот „нравятся мне“ „противники мусора“, топчушие газоны в центре города. Сразу вопрос, против чего они? Против всего — все затопчем? А потом спросим с правительства, а где травка? Забавные».
Петровский известен тем, что 15 апреля растоптал собственный iPad в знак протеста против санкций США. Он назвал единственными противниками мусора дворников, которые убирали площадь Волкова.
11 апреля ярославцы уже выходили с одиночными пикетами на площадь перед правительством области, активисты протестовали против ввоза мусора из Москвы.